Резолютивная часть объявлена 23.09.2021 г. Калининград
Изготовлено в полном объеме 28.09.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Н.С. Иванова - заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
Члены Комиссии:
А.Н. Хлусова - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
И.Д. Старжинский - специалист первого разряда отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
с участием представителей:
заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Калининградской области": М.С. Ильинской (по доверенности);
в отсутствие представителей заявителя - ИП Меньшикова Р.А., уведомленных надлежащим образом о времени и месте заседания Комиссии,
рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи посредством плагина "TrueConf" жалобу ИП Меньшикова Романа Анатольевича (вх. N 7180 от 16.09.2021) на действия заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Калининградской области" при проведении открытого конкурса в электронной форме, предметом которого является капитальный ремонт насосной станции N 38А в МО "Славский городской округ", Калининградская область (извещение N 0335100004721000022)(далее - Конкурс), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 16.09.2021 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при формировании Конкурсной документации.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
По мнению Заявителя, порядок оценки заявок по показателям N 1, 2 критерия "Квалификация участников открытого конкурса в электронной форме, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" не соответствует требованиям пункта 27.3 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе, поскольку Заказчиком при оценке заявок учитываются исполненные контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту исключительно гидротехнических сооружений.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Представитель Заказчика не согласился с доводами жалобы Заявителя и сообщил, что технический процесс капитального ремонта гидротехнического сооружения значительно отличается от капитального ремонта иного объекта капитального строительства. Опыт общестроительных видов работ не удовлетворяет потребностям Заказчика, поскольку, капитальный ремонт гидротехнических сооружений подразумевает выполнение в большей степени подземных работ: капитальный ремонт аванкамер; монтаж насосно-силового оборудования; монтаж напорных трубопроводов; пуско-наладочные работы; монтаж рабочих колон для насосных агрегатов. Тогда как, опыт по общестроительным видам работ предполагает абсолютно иной характер работ (разборку и демонтаж зданий и сооружений, строительство временных дорог, инженерных сетей и сооружений).
Таким образом, установленные в порядке оценки Конкурсной документации по показателю N 2 Критерия условия о предоставлении контрактов (договоров) по выполнению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту гидротехнических сооружений (за исключением линейных объектов) является надлежащим, поскольку позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников Конкурса.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
25.08.2021 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0335100004721000022 и Конкурсная документация с приложениями.
Начальная (максимальная) цена контракта - 35 532 260,00 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В силу части 2 статьи 54.1 Закона о контрактной системе для проведения открытого конкурса в электронной форме заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию.
Как установлено пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила оценки заявок).
В соответствии с пунктом 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу пункта 10 Правил оценки заявок в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), допускается установление в документации о закупке в качестве нестоимостных критериев оценки исключительно критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", показателей такого критерия, указанных в пункте 27(2) настоящих Правил.
Как установлено пунктом 27(2) Правил оценки заявок в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Федерального закона, по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:
а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров);
б) общее количество исполненных контрактов (договоров);
в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).
В силу пункта 27(3) Правил оценки заявок для оценки заявок (предложений) по показателям, предусмотренным пунктом 27(2) настоящих Правил, в документации о закупке устанавливается и учитывается при оценке один или несколько следующих видов контрактов (договоров):
а) контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки. К таким видам объектов капитального строительства относятся:
- объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов);
- линейные объекты капитального строительства;
- особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства;
- объекты культурного наследия;
б) контракты (договоры), соответствующие виду контракта, заключаемого по результатам закупки. К таким видам контрактов (договоров) относятся:
контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Федерального закона (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
- контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Федерального закона (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
- контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Федерального закона (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
- контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида;
- контракт, предметом которого является проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
Пунктом 31 раздела 2 "Информационная карта конкурса в электронной форме" Конкурсной документации установлено, что критерии оценки заявок на участие в конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе в электронной форме указаны в Приложении N 1 к настоящему Разделу.
Согласно пункту 2 приложения N 1 к разделу 2 "Информационная карта конкурса в электронной форме" Конкурсной документации оценка заявок на участие в конкурсе осуществляется с использованием следующих критериев оценки:
1. Цена контракта (значимость критерия - 60 %, коэффициент значимости - 0,6).
2 Квалификация участников открытого конкурса в электронной форме, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (значимость критерия - 40%, коэффициент значимости - 0,4).
В соответствии с пунктом 4.1 приложения N 1 к разделу 2 "Информационная карта конкурса в электронной форме" Конкурсной документации по критерию оценки: "Квалификация участников открытого конкурса в электронной форме, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлены следующие показатели:
Показатель N1: "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)". При оценке учитываются исполненные контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту гидротехнических сооружений (за исключением линейных объектов).
Показатель N2: "Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)".
При оценке учитываются исполненные контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту гидротехнических сооружений (за исключением линейных объектов).
Таким образом, Конкурсной документацией установлены критерии для оценки заявок участников Конкурса, предусмотренные пунктами 1 и 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, при этом критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" состоит из двух показателей - "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)", "Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)".
При этом, при осуществлении оценки по вышеуказанным показателям критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" учитываются исполненные контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту гидротехнических сооружений (за исключением линейных объектов).
Согласно разделу 3 "Техническое задание" Конкурсной документацией объектом закупки является выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт насосной станции N 38А в МО "Славский городской округ", Калининградская область".
Пунктами 10, 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие); линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Таким образом, Комиссией установлено, что согласно положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" насосная станция является гидротехническим сооружением, которое в свою очередь относится к нелинейному виду объекта капитального строительства.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48.1 ГрК РФ к особо опасным и технически сложным объектам относятся гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений.
Однако, как пояснил в ходе заседания Комиссии представитель Заказчика насосная станция N 38А в МО "Славский городской округ" имеет 3 класс опасности в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений.
Следовательно, поскольку объект закупки - насосная станция не относится к линейным объектам капитального строительства, особо опасным, технически сложным и уникальным объектам капитального строительства и объектам культурного наследия, то в Конкурсной документации необходимо устанавливать и учитывать при оценке заявок по показателям 1,2 критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейных объектов).
Таким образом, введение конкретизации объекта капитального строительства "гидротехнические сооружения (за исключением линейных объектов)" противоречит положениям Правил оценки заявок, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления ненадлежащего порядка оценки заявок по показателям 1,2 критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" нарушают положения пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе. Довод жалобы Заявителя является обоснованным.
При этом, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил в составе жалобе доказательств, подтверждающих нарушение его прав и законных интересов, а также невозможность подачи заявки на участие в Конкурсе. При этом, в силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
Комиссия, учитывая, что согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 17.09.2021 N 0335100004721000022 на участие в Конкурсе подана единственная заявка, оценка которой в соответствии с частью 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе не осуществлялась, считает возможным предписание об устранении допущенного нарушения Закона о контрактной системе Заказчику не выдавать.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос Заместителя председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Меньшикова Р.А. обоснованной.
2. Признать заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Калининградской области" нарушившим пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении допущенного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушения Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
Председатель Комиссии: |
|
Н.С. Иванова |
Члены Комиссии: |
|
А.Н. Хлусова
И.Д. Старжинский |
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 28 сентября 2021 г. N 039/06/32-1098/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.09.2021