Резолютивная часть оглашена
23.09.2021 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России) в составе:
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение МКУ Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Клявлинский Самарской области о включении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "Самарастройгрупп" в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на выполнение мероприятий по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального района Клявлинский Самарской области, заключенного по результатам электронного аукциона (Извещение N 0142300015520000024, начальная (максимальная) цена контракта 3 657 220,80 руб.),
в присутствии представителей: от ООО "Самарстройгрупп"
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступило обращение МКУ Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Клявлинский Самарской области (далее - Комитет, Заказчик) о включении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "Самарастройгрупп" (далее - Общество, Подрядчик) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.
Согласно обращению Заказчика, Подрядчик не исполнил в полном объеме обязательства, предусмотренные контрактом, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлении сведений об Обществе в Самарское УФАС России для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России, исследовав материалы, представленные для рассмотрения указанного обращения и проведя проверку, установила следующее.
17.11.2020 г. в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) размещено извещение N 0142300015520000024 о проведении Электронного аукциона.
На основании Протокола подведения итогов электронного аукциона от 09.12.2020 г. 22.12.2020 г. между Заказчиком и Обществом заключен контракт N 18 на выполнение мероприятий по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального района Клявлинский Самарской области с ценой 3 254 926,60 руб.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании пункта 1.2. Подрядчик обязался выполнить работы, указанные в пункте 1.1 муниципального контракта, собственными и/или привлеченными силами и средствами в соответствии с условиями настоящего Контракта в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), в сроки, предусмотренные муниципальным контрактом.
Пунктом 3.1.1. муниципального контракта сроки выполнения работ определены с "01" апреля 2021 г. по "15" июля 2021 г. включительно.
По состоянию на 09.07.2021 г. работы на объекте не начаты. Указанное обстоятельство, как указывал Заказчик, позволяет сделать выводы о том, что работы на объекте в срок до 15.07.2021 г. не будут завершены.
О необходимости ускорения темпов проведения работ, а также об их завершении в установленные сроки Заказчик уведомлял Общество претензиями от 28.06.2021 г. N 94/6, от 09.07.2021 г. N 103/5, от 26.07.2021 г. N 112/3. В срок до 30.08.2021 указанные нарушения Подрядчиком не устранены.
Таким образом, по состоянию на 31.08.2021 г. (дата принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта) работы (обязательства), предусмотренные муниципальным контрактом Подрядчиком не исполнены в полном объеме.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе выполнение заказчиком требований надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о решении заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчиком были осуществлены следующие мероприятия по выполнению требований надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта:
31.08.2021 г. решение об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено заказным письмом с уведомлением о вручении по почтовому адресу поставщика.
Вместе с тем, решение заказчика получено 02.09.2021 г. лично директором Общества.
02.09.2021 г. решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в реестре контрактов ЕИС.
Комиссия Самарского УФАС России, проверив процедуру одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта не установила в действиях Заказчика нарушений порядка одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренного статьей 95 Закона о контрактной системе.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 14.09.2021 г.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Из пояснений Подрядчика следует, что Подрядчиком предпринимались меры, направленные на исполнение Контракта, а именно были произведены и сданы Заказчику и приняты Заказчиком работы на общую сумму 1 493 787, 75 руб., что подтверждается Справкой о стоимости выполненных работ и затрат от 13.09.2021 г. и Актами о приемке выполненных работ N 1 от 13.09.2021 г., N 2 от 13.09.2021 г., N 3 от 13.09.2021 г. Указанные работы были произведены за счет собственных средств Подрядчика, аванс условиями контракта не предусмотрен.
Также, для дальнейшего исполнения контракта закуплен бордюрный камень на общую сумму 231 360 руб., что подтверждается УПД N 3 от 01.06.2021 г.
Вместе с тем, из пояснений Общества следует, что действуя добросовестно, Подрядчик уведомил Заказчика письмом от 26.08.2021 г., что Заказчиком в локальных ресурсных сметных расчетах рассчитана доставка песка и щебня на расстоянии до 30 км, при том, что в радиусе 30 км от места проведения строительных работ отсутствуют предприятия-производители указанных строительных материалов.
Согласно Обоснованию к НЦМК, прилагаемой к контракту, сметная документация подготовлена в соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87, с учетом положений, изложенных в Методике определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утверждена приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 4 августа 2020 г. N 421/пр.
Согласно общим положениям сборника федеральных сметных цен на материалы, изделия, конструкции и оборудование, применяемые в строительстве (ФССЦ 81-01-2001), утвержденных приказом Минстроя России от 26.12.2019 N 876/пр, сметные цены учитывают все расходы, связанные с приобретением, доставкой материалов, изделий, конструкций и оборудования от поставщиков (производителей) до приобъектного склада объекта капитального строительства (пункт 3). При этом транспортные затраты приняты из условия перевозки грузов автомобильным транспортом на расстояние до 30 километров с учетом массы брутто.
Согласно пункту 63 Положения при соответствующем обосновании проектной и (или) иной технической документацией в локальных сметных расчетах (сметах) для материальных ресурсов и оборудования учитываются затраты на перевозку грузов для строительства автомобильным или иным видом транспорта на дополнительное расстояние сверх учтенного сметными ценами и индексами изменения сметной стоимости.
Указанные затраты приводятся в локальных сметных расчетах (сметах) отдельной строкой с одновременным указанием кода строительного ресурса, к которому относятся затраты на перевозку.
Однако, вышеприведенные пояснения Общества не опровергают факт недобросовестного поведения Подрядчика при исполнении муниципального контракта.
Общество, подавая заявку на участие в аукционе, согласилось на выполнение работ на условиях, определенных аукционной документацией. Положения аукционной документации в установленном порядке Общество не обжаловало, запросы разъяснений на этапе подачи заявок не подавало. При этом, принимая участие в электронном аукционе, Общество снизило начальную (максимальную) цену контракта на более, чем 400 000 тысяч рублей.
В рассматриваемом случае Обществом не предприняты все возможные и зависящие меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявлена необходимая внимательность и осмотрительность при осуществлении своей деятельности.
На дату рассмотрения обращения работы, предусмотренные контрактом, Подрядчиком в полном объеме не выполнены.
Доказательств обратного Обществом в антимонопольный орган не представлено.
Комиссией Самарского УФАС России принято во внимание, что Подрядчик приступил к выполнению части работ не ранее 09.07.2021 г., акты выполненных работ датированы 13.09.2021 г., то есть работы выполнены и приняты после окончания срока выполнения работ, определенного контрактом.
Заказчик в результате действий (бездействий) ООО "Самарастройгрупп" лишился того, на что рассчитывал при проведении электронного аукциона, проведенного в целях реализации возложенных на него полномочий, а именно качественное и своевременное выполнение работ по ремонту благоустройству дворовых территорий МКД. Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм Подрядчика.
Также антимонопольный орган отмечает, что мероприятия по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального района Клявлинский Самарской области, выполняемые в рамках муниципального контракта, реализуются в соответствии с приоритетным проектом "Формирование комфортной городской среды", который является неотъемлемой частью национального проекта "Жильё и городская среда".
Все мероприятия, выполняемые в рамках национальных проектов, имеют высокую общественную, социальную, экономическую и стратегическую значимость для общества и государства.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность ООО "Самарастройгрупп" выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений контракта.
В указанном случае Подрядчиком не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение Общества в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных подрядчиков, исполнителей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить информацию об Обществе с ограниченной ответственностью "Самарастройгрупп" (ИНН 6316265558, КПП 631601001, ОГРН 1206300032950, адрес регистрации: 443045, Самарская область, г.Самара, ул.Съездовская, д.8, кв.109; сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица/участнике/учредителе:) в реестр недобросовестных поставщиков (приложение)*.
2. Исключить информацию об Обществе с ограниченной ответственностью "Самарастройгрупп", _ из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
* Датой включения сведений в отношении участника закупки в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 28 сентября 2021 г. N РНП-63-327
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.09.2021