В соответствии с приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 10.09.2021 N 74, Комиссией по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Калитиной Н.А. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Членов Комиссии:
Ворониной К.Ф. - начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Четвертак И.С. - специалиста-эксперта отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
проведена внеплановая проверка соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства Российской Федерации от 02.07.2014 N 606 "О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения", приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 19.03.2020 N 140 "Об утверждении типового контракта на поставку продуктов питания" Главным управлением министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Мурманской области (далее - Главное управление МЧС России по Мурманской области) при осуществлении закупки на поставку индивидуальных рационов питания (номер извещения 0349100009221000026).
Проверка начата 16 сентября 2021 года, окончена 23 сентября 2021 года.
Внеплановая проверка проведена в соответствии с частями 3 и 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Поводом для проведения внеплановой проверки послужило поручение ФАС России от 03.09.2021 N ПИ/74558/21.
По результатам проведения внеплановой документарной проверки Комиссией установлено следующее.
Частью 11 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2014 N 606 "О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения" (далее - Постановление N 606, Правила).
Согласно пункту 6 Правил типовые контракты, типовые условия контрактов содержат обязательные условия, предусмотренные законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 14 Правил утвержденные типовые контракты (типовые условия) должны применяться в следующих случаях:
- подготовка извещений об осуществлении закупок, а также приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом;
- подготовка проектов контрактов, являющихся неотъемлемой частью документации о закупке, извещений о проведении запроса котировок;
- заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно пункту 15 Правил типовые контракты, типовые условия контрактов подлежат применению в случае если извещения об осуществлении закупок размещены в ЕИС, и заключается по истечении 30 календарных дней после дня размещения типового контракта, типовых условий контракта в ЕИС, но не ранее дня вступления в силу нормативного правового акта ответственного органа, утверждающего типовой контракт, типовые условия контракта.
Согласно пункту 16 Правил условием применения типовых контрактов, типовых условий контрактов является одновременное соответствие показателей для применения типового контракта, типовых условий контракта, указанных в информационной карте, данным, характеризующим конкретную закупку по следующим показателям:
а) коды закупаемых товаров, работ, услуг по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2), а также по каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
б) размер начальной (максимальной) цены контракта или цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
в) иные показатели для применения типового контракта, типовых условий контракта (при наличии иных показателей в информационной карте).
На основании части 11 статьи 34 Закон о контрактной системе и Постановления N 606, приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 19.03.2020 N 140 утвержден типовой контракт на поставку продуктов питания и информационная карта типовых условий контракта (далее - Приказ N 140, Типовой контракт, информационная карта). Приказ N 140 вступил в силу 29.05.2020.
Типовой контракт и его информационная карта были размещены в ЕИС в разделе "Библиотека типовых контрактов, типовых условий контрактов 26.01.2021 (реестровый номер записи в ЕИС 1400700000520005).
Типовой контракт состоит из преамбулы, 14 обязательных для применения разделов.
Согласно информационной карте Типовой контракт подлежит применению при наличии следующих показателей:
а) наименование товара, работы, услуги - это поставка продуктов питания;
б) коды закупаемых товаров, работ, услуг по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2), а также по каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
в) размер начальной (максимальной) цены контракта или цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) - при любом размере начальной (максимальной) цены, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
г) иные показатели для применения типового контракта - не применяется в отношении закупок по государственному оборонному заказу и закупок материальных ценностей, поставляемых в государственный материальный резерв.
То есть, в случае соответствия обозначенным выше условиям, при подготовке аукционной документации и заключении контракта на поставку продуктов питания Заказчик обязан применять типовые условия контракта.
Извещение о проведении электронного аукциона и аукционная документация размещены в Единой информационной системе в сфере закупок 09.07.2021, следовательно, требование о применении условий Типового контракта уже действовало на момент проведения рассматриваемой закупки.
Согласно аукционной документации объектом закупки является поставка индивидуальных рационов питания, код по ОК 034-2014 (КПЕС 2008) - КТРУ: 10.89.19.160 "Рационы питания и пайки".
Код 10.89.19.160 является категорией группы 10.89 "Продукты пищевые" (кроме подгруппы 10.89.9 "Услуги по производству прочих пищевых продуктов, не включенных в другие группировки, отдельные, выполняемые субподрядчиком") и указан в информационной карте Приказа N 140.
На основании изложенного, электронный аукцион на поставку индивидуальных рационов питания (номер извещения 0349100009221000026) соответствует показателям, установленным в информационной карте и при разработке проекта контракта должны быть применены положения Типового контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Комиссия, изучив проект контракта, Типовой контракт, установила, что в нарушение вышеуказанных требований действующего законодательства о контрактной системе при разработке проекта государственного контракта, являющегося неотъемлемой частью документации, положения Типового контракта Заказчиком применены не были. Так, в частности:
1) структура проекта государственного контракта не соответствует структуре (последовательности и наименовании разделов) Типового контракта;
2) формулировки проекта государственного контракта изложены со значительным отступлением от существующих положений Типового контракта.
В ходе проведения проверки Заказчик представил письменные пояснения, согласно которым в государственном контракте были указаны все существенные условия, которые характерны для Типового контракта.
Согласно части 6 и 7 Правил, условия Типового контракта, за исключением переменных условий, не подлежат изменению и, в случае соответствия установленным показателям, обязательны к применению.
Несмотря на то, что данный проект государственного контракта содержит все существенные пункты Типового контракта, и их содержание идентично содержанию пунктов Типового контракта, возможность произвольного изложения положений Типового контракта не предусматривается ни Приказом N 140, ни Правилами. Ввиду чего проект государственного контракта на поставку индивидуальных рационов питания не соответствует установленным Приказом N 140 требованиям.
Таким образом, в действиях заказчика - Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Мурманской области содержатся нарушения части 11 статьи 34, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в неправомерном неприменении положений Типового контракта при подготовке документации и утверждении проекта государственного контракта на поставку индивидуальных рационов питания.
Аукционную документацию на поставку индивидуальных рационов питания утвердил начальник Главного управления МЧС России по Мурманской области Назаров Р.В.
За утверждение документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных Законом о контрактной системе, ответственное должностное лицо может нести ответственность в соответствии с частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений",
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Мурманской области при проведении электронного аукциона на поставку индивидуальных рационов питания (номер извещения 0349100009221000026) и подготовке проекта государственного контракта на поставку индивидуальных рационов питания нарушение требований части 11 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Предписание не выдавать, так как закупка состоялась и контракт находится в стадии исполнения.
3. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: Н.А. Калитина
Члены Комиссии: К.Ф. Воронина
И.С. Четвертак
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 23 сентября 2021 г. N 051/06/99-656/2021 (ключевые темы: государственный, муниципальный контракт - государственные и муниципальные нужды - стихийное бедствие - контрактная система в сфере закупок - аукционная документация)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.09.2021