Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Калитиной Н.А. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Членов Комиссии:
Неплюевой А.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Четвертак И.С. - специалиста-эксперта отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
при участии представителей по доверенности:
ФГКУ "Специальное управление ФПС N 48 МЧС России" - Ермоловой Л.С., Пановой О.Г.,
ООО "Дом быта "Красный химик ВООО ВОИ" - Сидоровой М.С.
рассмотрев обращение ФГКУ "Специальное управление ФПС N 48 МЧС России" о включении сведений в отношении ООО "Дом быта "Красный химик ВООО ВОИ" в реестр недобросовестных поставщиков и осуществив в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) проверку порядка расторжения со стороны заказчика контракта, а также порядка и сроков направления заказчиком в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном участнике закупки для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, в соответствии с приказом Мурманского УФАС России от 25.01.2021 N 08,
УСТАНОВИЛА:
20.09.2021 в Мурманское УФАС России поступило обращение ФГКУ "Специальное управление ФПС N 48 МЧС России" (далее - Заказчик) о включении сведений в отношении ООО "Дом быта "Красный химик ВООО ВОИ" (далее - Общество, Поставщик) (Владимирская обл., г. Владимир, ул. Неповторимая, д. 28а, мкр. Юрьевец, ИНН 3324002123, ОГРН 1023302753209, директор Галиуллин Адель Ильдарович, ИНН 166106432644) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения муниципального контракта от 12.07.2021 N 0349300046721000096 на выполнение работ по текущему ремонту пищеблока.
В связи со сложившейся ситуацией распространения коронавирусной инфекции, по указанию ЦА ФАС России, заявление о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков Общества рассмотрено дистанционно посредством сервиса веб-видеоконференцсвязи.
Изучив представленные материалы, Комиссия установила следующее.
По итогам проведения 25.03.2021 электронного аукциона на поставку форменного обмундирования (номер извещения 0349100007321000004), 12.04.2021 между ФГКУ "Специальное управление ФПС N 48 МЧС России" и ООО "Дом быта "Красный химик ВООО ВОИ" был заключен государственный контракт N 03491000073210000040001 (далее - контракт).
Предмет контракта: поставка форменного обмундирования.
Реестровый номер контракта: 1511000085221000021
Цена контракта: 277 499,49 руб.
В соответствии с условиями контракта, в течение 35 календарных дней с момента заключения контракта Поставщик принял на себя обязательство поставить форменное обмундирование (далее - поставка товара), согласно спецификации.
Согласно представленной информации, 26.04.2021 Поставщик уведомил о срыве сроков поставки ткани и фурнитуры в адрес Общества, что повлекло увеличение срока товара. Ввиду чего Общество просило увеличить срок поставки товара на 27 рабочих дней.
18.05.2021 и 09.07.2021 Заказчик направлял Поставщику претензии N ИВ-350-378 и N ИВ-350-530 соответственно о нарушении условий контракта.
Письмом от 13.07.2021 Общество уведомило о готовности летних костюмов, начале пошива зимних костюмов и о планируемой отправке товара 30.07.2021. Также в письме Общество не возражало о применении взыскания штрафов к нему.
В связи с неполучением товара 30.07.2021 Заказчик повторно направил Обществу претензию N ИВ-350-580 с требованием предоставить подтверждающие документы об отправке товара до 03.08.2021.
01.09.2021 в адрес Заказчика поступило письмо от 13.07.2021, в котором Общество уведомляло о вынужденной задержке изготовления зимних костюмов ввиду необходимости замены поставленной некачественной фурнитуры, а также предлагало частично отправить Заказчику товар: только летние костюмы в ближайшее время либо весь товар вместе до 13.09.2021.
В письме от 03.09.2021 N ИВ-350-834 Заказчик требовал поставить товар до 11.09.2021 включительно.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 7.2 контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Пунктом 7.3 закреплено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В связи с непоставкой товара в установленный контрактом срок, на основании пункта 7.3 контракта, 04.08.2021 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
04.08.2021 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчик разместил на сайте Единой информационной системы в сфере закупок, направил Обществу заказным письмом с уведомлением (номер почтового отслеживания 18460461005737) и посредством электронной почты.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В связи с тем, что Заказчик не получил подтверждения о вручении Обществу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, то датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения данного решения в единой информационной системе, то есть 04.09.2021, соответственно датой расторжения договора - 15.09.2021. Сведения о прекращении исполнения контракта размещены в ЕИС 20.09.2021.
Обращение ФГКУ "Специальное управление ФПС N 48 МЧС России" о включении сведений в отношении ООО "Дом быта "Красный химик ВООО ВОИ" в реестр недобросовестных поставщиков направлено в адрес Мурманского УФАС России в установленный частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе срок - 17.09.2021.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, с которыми контракты расторгнуты, в том числе, на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие лица, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Комиссия полагает, что для решения вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков необходимо подходить в каждом случае индивидуально, учитывая все обстоятельства дела.
Представитель Общества пояснил, что после подписания контракта приступил к его исполнению, а именно к закупке необходимых материалов и фурнитуры для пошива костюмов. Ввиду того, что полученная от продавца фурнитура имела брак, Общество было вынуждено приступить к исполнению контракта только после повторного получения фурнитуры от другого поставщика. Кроме того, на срок изготовления костюмов повлиял перевод в мае 2021 года сотрудников Общества на удаленный режим работы вследствие распространения коронавирусной инфекции COVID-19 в организации. После изготовления костюмов, Общество информировало Заказчика о готовности поставить до 23.09.2021 летние костюмы и до 30.09.2021 зимние костюмы.
В подтверждение своей добросовестности Общество представило к заседанию Комиссии:
1) Приказ от 12.05.2021 "О временном (на период мероприятий, направленных на нераспространение новой коронавирусной инфекции 2019-nCOV) переводе сотрудников на самоизоляцию;
2) Гарантийное письмо от 09.09.2021 в адрес Заказчика о поставке до 23.09.2021 летних костюмов и до 30.09.2021 зимних костюмов;
3) Заключение экспертизы о несоответствии поставленной фурнитуры (молнии) техническим характеристикам государственного контракта.
Кроме того, Общество просило учесть, что учредителем ООО "Дом быта "Красный Химик" является Владимирская областная общественная организация Всероссийского общества инвалидов, на предприятии работает более 30 сотрудников из социально незащищенных слоев, имеющих инвалидность, и включение Поставщика в реестр недобросовестных поставщиков отразится на возможности исполнять государственные и муниципальные контракты, а, следовательно, и предоставлять социально-незащищенным гражданам возможность работать и получать доход.
Выслушав позиции сторон, а также принимая во внимание фактические обстоятельства дела, Комиссия пришла к выводу об отсутствии у Общества умышленного намерения уклониться от исполнения условий контракта, также признаков недобросовестного поведения не установлено, ввиду чего сведения ООО "Дом быта "Красный химик ВООО ВОИ" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия также приняла во внимание, что ООО "Дом быта "Красный химик ВООО ВОИ" является исполнителем по другим контрактам на пошив одежды и сведения о ненадлежащем исполнении контрактов в Единой информационной системе на момент рассмотрения данного дела отсутствуют.
В конкретном случае, с учетом поведения и добросовестности ООО "Дом быта "Красный химик ВООО ВОИ", направленности его действий на исполнение Контракта, включение Общества в реестр недобросовестных поставщиков не может являться необходимой и соразмерной мерой к характеру совершенного деяния.
Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия
РЕШИЛА:
Отказать ФГКУ "Специальное управление ФПС N 48 МЧС России" во включении сведений в отношении ООО "Дом быта "Красный химик ВООО ВОИ" (Владимирская обл., г. Владимир, ул. Неповторимая, д. 28а, мкр. Юрьевец, ИНН 3324002123, ОГРН 1023302753209, директор Галиуллин Адель Ильдарович, ИНН 166106432644) в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Мурманского УФАС России: Н.А. Калитина
Члены комиссии
Мурманского УФАС России: А.В. Неплюева
И.С. Четвертак
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 24 сентября 2021 г. N 051/06/104-677/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.09.2021