Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение Администрации Соликамского городского округа (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Камастрой" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений для переселения граждан из аварийных многоквартирных домов, расположенных на территории Соликамского городского округа (РАП 2020 г.) (изв. N 0156300001220000249),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156300001220000249 Заказчиком проводился электронный аукцион на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений для переселения граждан из аварийных многоквартирных домов, расположенных на территории Соликамского городского округа (РАП 2020 г.). Начальная (максимальная) цена контракта - 60 487 442,50 руб.
В соответствии с уведомлением (исх.N 11309-21 от 20.09.2021 г.) рассмотрение обращения назначено на 22.09.2021 г. в 15:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 16:00 ч. 24.09.2021 с целью анализа доводов жалобы, аукционной документации и принятия решения. После перерыва рассмотрение жалобы продолжено Комиссией в прежнем составе без вызова сторон. Резолютивная часть решения оглашена 24.09.2021 г.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
11.09.2020 г. между Заказчиком и ООО "Камастрой" заключен контракт N01563000012200002490001 на сумму 60 185 005,29 руб.
В соответствии с ч. 10 ст. 83.2 Закона о закупках контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи, и максимальному значению цены контракта.
Согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках, исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (статья 310 ГК РФ).
В силу ч. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Право принятия сторонами решения об одностороннем отказе от исполнения контракта предусмотрено п.8.3 контракта.
Кроме того, в п.8.4 контракта установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
8.4.1. несоблюдение Поставщиком сроков исполнения Контракта;
8.4.2. нарушение Поставщиком существенных условий Контракта;
8.4.3. установление факта недействительности банковской гарантии, предоставленной в соответствии с п. 9.4 Контракта.
В соответствии с положениями контракта:
1.1. Поставщик обязуется передать жилые помещения (далее по тексту - жилые помещения, объекты недвижимости) в многоквартирном доме в порядке и на условиях Контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить жилые помещения по цене и на условиях, определенных Контрактом.
1.4. Жилые помещения, приобретаемые в рамках Контракта, соответствует качественным, функциональным и техническим требованиям, определённым в Техническом задании (Приложение 1 к Контракту) и не обременено правами проживания в жилом помещении любых третьих лиц.
2.4. Заказчик оплачивает цену Контракта путем перечисления средств на расчетный счет Поставщика в следующем порядке и сроки:
2.4.1. Аванс в размере 65 процентов от цены Контракта, что составляет 39 120 253 (тридцать девять миллионов сто двадцать тысяч двести пятьдесят три) рубля 44 копейки;
2.4.2. Выплата аванса осуществляется в следующем порядке:
2.4.2.1. 30 % от цены Контракта, что составляет 18 055 501 (восемнадцать миллионов пятьдесят пять тысяч пятьсот один) рубль 59 копеек уплачивается Заказчиком в течение 30 календарных дней после подписания настоящего контракта
2.4.2.2. 35% от цены Контракта, что составляет 21 064 751 (двадцать один миллион шестьдесят четыре тысячи семьсот пятьдесят один) рубль 85 копеек уплачивается Заказчиком после завершения работ по устройству несущих конструкций здания выше отметки 0.00 и кровли в течение 30 календарных дней после предоставления Извещения, зарегистрированного в ИГСН с отметкой о принятии этапа строительства Извещение должно быть предоставлено не позднее 31 марта 2021 года.
2.4.2.Оставшаяся часть цены Контракта в размере 35 процентов от цены Контракта, что составляет 21 064 751 (двадцать один миллион шестьдесят четыре тысячи семьсот пятьдесят один) рубль 85 копеек - выплачивается Поставщику в течение 30 календарных дней с момента подписания документа о приемке.
3.1. Срок передачи жилых помещений по акту приема-передачи: с момента заключения контракта - 02 сентября 2021 г.
5.2. Поставщик обязан:
5.2.1. Обеспечить соблюдение сроков исполнения настоящего Контракта.
5.2.2. Уведомлять Заказчика об исполнении обязательств по настоящему Контракту.
5.2.3. В соответствии с условиями Контракта, при соблюдении требований действующего законодательства передать жилые помещения Заказчику.
Платежными поручениями N107894 от 22.09.2020 г. и N114419 от 15.10.2020 г. Заказчиком перечислен авансовый платеж, предусмотренный п.2.4.2.1 контракта.
В регламентированный п. 2.4.2.2 контракта срок, а именно до 31.03.2021 г. в адрес Заказчика извещение, зарегистрированное в ИГСН с отметкой о принятии этапа строительства, Поставщиком не предоставлено.
13.08.2021 г. Заказчиком в адрес Общества направлено требование о надлежащем исполнении обязательства по Контракту (исх.N СЭД-153-026-02-096-1328). Заказчик потребовал письменно сообщить в течение трех рабочих дней с момента получения данного требования, но не позднее 23 августа 2021 г. о соблюдении Поставщиком взятых на себя обязательств по предоставлению Заказчику жилых помещений в установленные Контрактами сроки.
Ответ на упомянутое требование в адрес Заказчика не поступил, в материалы обращения не предоставлен.
03.09.2021 г. Заказчиком составлен и направлен в адрес Поставщика акт об установлении факта неисполнения Поставщиком условий контракта, согласно которому завершение работ по устройству несущих конструкций здания выше отметки 0.00 и кровли ООО "Камастрой" не обеспечено.
02 сентября 2021 года (в установленный контрактом срок) передача жилых помещений по акту приема-передачи не произошла.
На 03 сентября 2021 года в адрес Заказчика от Поставщика уведомления о готовности к передаче жилых помещений не поступало.
Представитель Заказчика в ходе заседания Комиссии по рассмотрению обращения пояснил, что степень готовности здания, в котором предполагалось предоставить жилые помещения, предусмотренные контрактом, составляла менее 50%, а именно 1,5 этажа из 5 планируемых.
03.09.2021 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12 ст. 95 Закона о закупках решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95 Закона о закупках).
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о закупках Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
03.09.2021 г. решение опубликовано на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС), направлено в адрес Общества заказным письмом с уведомлением посредством Почты России, вручено представителю Общества нарочно, о чем имеется соответствующая отметка 9присвоен входящий номер 565 от 03.09.2021 г). Датой надлежащего уведомления считается 03.09.2021 г.
Таким образом, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу 14.09.2021 г.
ООО "Камастрой" письменных пояснений об обстоятельствах, препятствующих надлежащему исполнению контракта в адрес Пермского УФАС России не направил, явку представителя на заседание Комиссии не обеспечил.
Комиссия отмечает, что участник закупки, принимая решение об участии в процедуре закупки и подавая заявку на участие в закупке, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, а именно включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков, в случае совершения им действий (бездействий), нарушающих требования законодательства Российской Федерации о закупках на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Своими действиями ООО "Камастрой" нарушает права Заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, ставит под угрозу эффективное использование бюджетных средств, в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и нарушает обеспечение публичных интересов в этих правоотношениях.
В соответствии с п.п.1, 2, 3 ч.1 ст.1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт).
Согласно п.2 ст.3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;
В п.3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, муниципальной нужды. Своими действиями Поставщик затрудняет реализацию муниципальной адресной программы Соликамского городского округа по переселению граждан из аварийных домов, в рамках которой проводилась рассматриваемая закупка и заключен рассматриваемый контракт.
В рассматриваемом случае виновные действия Общества не позволили удовлетворить муниципальную нужду, связанную с приобретением в муниципальную собственность жилых помещений для переселения граждан из аварийных многоквартирных домов, расположенных на территории Соликамского городского округа (РАП 2020 г.).
Комиссия также учитывает социальную значимость предмета контракта, связанную с улучшением условий проживания граждан.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о закупках, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Исполнителя, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что Обществом были совершены действия, которые свидетельствуют о недобросовестности участника закупки, и, как следствие, сведения об ООО "Камастрой" подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом Комиссия отмечает, что само по себе включение в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу Общества, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности, не препятствует осуществлению обычной хозяйственной деятельности.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Включить сведения об ООО "Камастрой" (618540, Пермский край, город Соликамск, ул Всеобуча, д. 99, кв. 1, ИНН 5919012756) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Включить сведения об учредителях ООО "Камастрой" Клочихиной Оксане Андреевне (ИНН 591901278685), Кузнецовой Людмиле Павловне (ИНН 591912090702) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
3. Датой включения сведения об ООО "Камастрой", об учредителях ООО "Камастрой" Клочихиной Оксане Андреевне, Кузнецовой Людмиле Павловне в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС.
4. Датой исключения сведений об ООО "Камастрой", об учредителях ООО "Камастрой" Клочихиной Оксане Андреевне, Кузнецовой Людмиле Павловне из реестра недобросовестных поставщиков считать 24.09.2023 г.
5. Определить неотъемлемой частью настоящего решения приложение N 1 к решению N РНП-59-393 от 24.09.2021 г. на 1 л.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 24 сентября 2021 г. N РНП-59-393
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.09.2021