Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ИП Меньшикова Р.А. (далее - Заявитель) на действия Управления развития инфраструктуры администрации Сивинского муниципального округа Пермского края (далее - Заказчик), МКУ "Центр бухгалтерского учета Сивинского муниципального округа" (далее- Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на устройство железобетонной водопропускной трубы отверстием 3,0*2,5 м на ПК 29+24 на автомобильной дороге "Мерзляна-Буб-Кониплотино" км 4+000 - км 7+000 в Сивинском районе Пермского края (изв. N 0856600004221000097),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0856600004221000097 Заказчиком проводился электронный аукцион на устройство железобетонной водопропускной трубы отверстием 3,0*2,5 м на ПК 29+24 на автомобильной дороге "Мерзляна-Буб-Кониплотино" км 4+000 - км 7+000 в Сивинском районе Пермского края.
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурсной документацией:
1) извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 09.09.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 6 529 642,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 17.09.2021 г.
По мнению Заявителя, при формировании аукционной документации, Заказчиком, в нарушение положений Постановления N99, не установлены дополнительные требования к участнику аукциона.
Из пояснений Заказчика следует, что законодательно закреплена необходимость установления дополнительных требований к участникам закупки, предметом которой является выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог. Вместе с тем, предметом оспариваемой закупки является "Устройство железобетонной водопропускной трубы отверстием 3,0x2,5 м на ПК 29+24 на автомобильной дороге "Мерзляна - Буб - Кониплотино" км 4+000 - км 7+000 в Сивинском районе Пермского края" где: СПГЗ - Установка водопропускной трубы; КПГЗ - 02.12.99; ОКПД-2 - 33.20.39.900 Услуги по монтажу прочего оборудования специального назначения, не включенные в другие группировки.
Комиссия Антимонопольного органа, на основании представленных материалов, пояснений и иной информации отмечает следующее.
В силу ч.1 ст. 63 Закона о закупках, извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.
Согласно п.6 ч.5 ст. 63 Закона о закупках, в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в том числе требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона;
Согласно ч.1 ст. 64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом, не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
3) дата и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
4) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Федерального закона;
5) дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 настоящего Федерального закона;
6) информация о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиками (подрядчиками, исполнителями);
7) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
8) размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта;
9) возможность заказчика изменить условия контракта в соответствии с положениями настоящего Федерального закона;
10) информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель такого аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя такого аукциона или иного участника такого аукциона уклонившимися от заключения контракта;
11) порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе;
12) информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.3 ст. 64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о закупках, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно ч.4 ст. 31 Закона о закупках, в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно ч.5 ст. 31 Закона о закупках, информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Как было отмечено ранее, в извещении о проведении закупки указано, что объектом рассматриваемой закупки является устройство железобетонной водопропускной трубы отверстием 3,0*2,5 м на ПК 29+24 на автомобильной дороге "Мерзляна-Буб-Кониплотино" км 4+000 - км 7+000 в Сивинском районе Пермского края.
Комиссией в адрес КГАУ "Управление государственной экспертизы Пермского края" был направлен запрос (от 23.09.2021 г. N 011525-21) с целью предоставления информации о том, являются ли работы, указанные в Техническом задании, работами по ремонту, содержанию автомобильных дорог.
В ответе на данный запрос (вх.N016055\э от 24.09.2021 г.) КГАУ "Управление государственной экспертизы Пермского края" указано, что согласно подп."3 е" п. 3 разд. II "Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог", утвержденной приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402 (ред. от 12.08.2020) (далее -Классификация), работы по устройству водопропускной трубы (заявлено в наименовании объекта) относятся к видам работ по капитальному ремонту автомобильных дорог (в случае если данные работы проводятся без дополнительного землеотвода).
К видам работ по капитальному ремонту автомобильных дорог относятся работы, предусмотренные сводной ведомостью объемов работ (п. 6.3 Технического задания аукционной документации), в том числе:
-устранение деформаций и повреждений земляного полотна (подп. "1 а" п. 3 Классификации) - п. 80, 83, 86, 89;
-замена звеньев и оголовков водопропускных труб (подп. "3 е" п. 3 Классификации) - п. 60, 61, 64, 65, 111, 112;
-восстановление дорожной одежды (подп. "2 б" п. 3 Классификации) -п. 25-40;
-замена ограждений, перил и тротуаров (подп. "3 з" п. 3 Классификации) -п. 1, 123, 124;
-замена элементов системы водоотвода (подп. "1 б" п. 3 Классификации) -п. 100, 102.
При этом, согласно п. 14.1, 14.3 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, в случае если данные работы связаны с изменением полосы отвода автомобильной дороги, такие виды работ относятся к реконструкции автомобильной дороги.
Также, аналогичный запрос был направлен в адрес АСРО "Гильдия Пермских Строителей" N011524-21 от 23.09.2021 г.
В ответе на данный запрос (вх. N016056/э от 24.09.2021 г.) АСРО "Гильдия Пермских Строителей" указало, что в результате анализа аукционной документации, технического задания и локально-сметного расчета установлено, что обозначенные в рамках данного аукциона работы относятся к работам по ремонту автомобильных дорог, согласно раздела N3 Приказа N402 от 16.11.2012 г. "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог".
Комиссия отмечает, согласно п.2.3 Постановления N 99 в случае проведения закупки на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей Заказчиком устанавливается дополнительное требование о наличии у участника за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог.
Согласно п.2.5 Постановления N 99 в случае проведения закупки на выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей Заказчиком устанавливается дополнительное требование о наличии у участника наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта.
Из анализа Аукционной документации следует, что дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные Постановлением N 99, Заказчиком ни в Извещении о проведении закупки, ни в Аукционной документации не установлены.
Вместе с тем, в пункте 8 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) установлено, что при наличии дополнительных требований к участникам закупки, установленных законодательством Российской Федерации, заказчик обязан указывать соответствующую информацию в документации о размещении заказа. Невключение дополнительных требований в документацию нарушает принципы открытости, прозрачности проведения закупок, вводит в заблуждение потенциальных участников закупки относительно соответствия их требованиям заказчика.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика противоречат п.6 ч.5 ст. 63, ч.3 ст. 64 Закона о закупках.
Указанные действия Заказчика содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Меньшикова Р.А. на действия Управления развития инфраструктуры администрации Сивинского муниципального округа Пермского края, МКУ "Центр бухгалтерского учета Сивинского муниципального округа" при проведении электронного аукциона на устройство железобетонной водопропускной трубы отверстием 3,0*2,5 м на ПК 29+24 на автомобильной дороге "Мерзляна-Буб-Кониплотино" км 4+000 - км 7+000 в Сивинском районе Пермского края (изв. N 0856600004221000097) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п.6 ч.5 ст. 63, ч.3 ст. 64 Закона о закупках.
3. В целях устранения выявленного нарушения выдать предписание Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 24 сентября 2021 г. N 015625/э
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.09.2021