Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Строй Проект" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Прикамье" Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт моста через реку Мулянка (правый) на км 11+295 автомобильной дороги Р-242 Пермь - Екатеринбург, Пермский край" (изв. N 0315100000321000095),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0315100000321000095 Заказчиком проводился открытый конкурс в электронной форме на выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт моста через реку Мулянка (правый) на км 11+295 автомобильной дороги Р-242 Пермь - Екатеринбург, Пермский край".
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурсной документацией:
1) извещение о проведении открытого конкурса размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 08.09.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная максимальная цена контракта - 169 619 330,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 04.10.2021 г.
По мнению Заявителя Заказчиком неправомерно объединены в один лот работы по капитальному ремонту и работы по разработке рабочей документации, что ограничивает возможность участия в закупке.
Представитель Заказчика с доводами Заявителя не согласилась, пояснила, что объединение упомянутых работ в один лот не противоречит нормам законодательства, не ограничивает количество возможных участников закупки.
В соответствии с ч.1 ст.54.1 Закона о закупках, под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно п.1 ч.1 ст.54.3 Закона о закупках конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п.п. 1,2 ч.1 ст.33 Закона о закупках Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Из приведенных выше норм Закона о закупках следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать такие параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика, устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, как указано выше, не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
В соответствии с ч.3 ст.54.3 Закона о закупках, к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта, который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
Согласно п.2 раздела 4 информационной карты конкурсной документации описание объекта закупки и объёма выполненных работ установлены в главе V "Техническое задание", в главе VI "Проект государственного контракта".
В п.8.1 технического задания указано, что производить работы необходимо в соответствии с ведомостью объемов работ, требованиями нормативно-технических документов, представленных в Приложении N3 к Государственному контракту.
Заказчиком в составе конкурсной документации опубликована ведомость объемов работ, в п.175 которой установлено, что в состав работ включена разработка рабочей документации.
Более того, в п.6.1 проекта контракта, также опубликованного в составе конкурсной документации указано, что на основании и в соответствии с переданной Заказчиком Проектной документацией (Техническое задание), Подрядчик должен разработать рабочую документацию в соответствии с Заданием на разработку рабочей документации (Приложение N 18 к Контракту), необходимую для выполнения работ на Объекте и его отдельных конструктивных элементов и сдать Заказчику в сроки установленные Заданием на разработку рабочей документации, а так же проект производства работ (далее - ППР), включающий технологические карты, регламентирующие технологию отдельных видов работ и в течение 10 (десяти) дней с даты заключения настоящего Контракта предоставить на согласование Заказчику вместе с документом о назначении лиц, осуществляющих строительный контроль со стороны Подрядчика, общий и специальные журналы производства работ.
Представитель Заказчика подтверждает, что при исполнении контракта Подрядчику необходимо разработать рабочую документацию в соответствии с предоставленным Заказчиком заданием на основании передаваемой Заказчиком и опубликованной в составе конкурсной документации проектной документации.
По мнению подателя жалобы, данное требование исключает возможность принять участие в закупке организациям (в том числе и ООО "Строй Проект"), являющимся членами СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, но не являющимися членами СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования.
Доводы жалобы не могут быть признаны Комиссией обоснованными в силу следующего.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации N 624 от 30.12.2009 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выполнение которых, согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, возможно только лицом, которое является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства (далее - Перечень).
Согласно Перечню работы по созданию рабочей документации не оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в связи с чем при выполнении работ по разработке рабочей документации Подрядчик не обязан являться членом СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования.
При этом, согласно подпункту "п" пункта 23 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, рабочая документация разрабатывается на основании проектной документации.
Следовательно, Заказчик вправе объединить в один лот работы по разработке рабочей документации и капитальному строительству при условии выполнения данных работ на основании ранее разработанной проектной документации.
На основании изложенного, а также в связи с тем, что проектная документация в полном объеме представлена в составе документации, Заказчик правомерно объединил в объект одной закупки выполнение работ по разработке рабочей документации и капитальный ремонт объекта. При этом, как указано выше, работы по созданию рабочей документации не оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в связи с чем Подрядчик не обязан иметь членство СРО в соответствующей области.
Данная позиция Комиссии подтверждается письмом ФАС России от 29.08.2011 N АК/32922 "О разъяснении законодательства о размещении заказов в части объединения в один лот работ по разработке рабочей документации и строительству".
Более того, согласно п.8.3.5. проекта контракта Подрядчик вправе привлекать для выполнения отдельных функций, связанных с исполнением настоящего Контракта субподрядчиков.
Комиссия также учитывает, что согласно ведомости объемов работ, предоставленной в составе конкурсной документации, стоимость работ по разработке рабочей документации составляет 876 150,00 руб., что менее 1% от начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком не ограничено количество возможных участников закупки, работы объединены в один лот правомерно, нарушений требований Закона о закупках в данной части не может быть установлено.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Строй Проект" на действия ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Прикамье" Федерального дорожного агентства" при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт моста через реку Мулянка (правый) на км 11+295 автомобильной дороги Р-242 Пермь - Екатеринбург, Пермский край" (изв. N 0315100000321000095) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 28 сентября 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.10.2021