Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "ПрофЭСКО" (далее - Заявитель) на действия Управления экономического развития администрации Очерского городского округа (далее - Уполномоченный орган), Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Очерского городского округа (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения энергосервисного контракта на осуществление мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации объектов наружного (уличного) освещения на территории г.Очер, рп. Павловский, Очерского городского округа Пермского края (изв. N 0156600014821000098) (далее - Конкурс, Закупка),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
Уведомлением Пермского УФАС России (от 22.09.2021 N 114483-21) рассмотрение жалобы было назначено на 27.09.2021 в 11:30 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 14:00 28.09.2021 с целью анализа доводов жалобы, конкурсной документации, возражений Заказчика и принятия решения.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о контрактной системе, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156600014821000098 Уполномоченным органом проводился открытый конкурс в электронной форме на право заключения энергосервисного контракта на осуществление мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации объектов наружного (уличного) освещения на территории г.Очер, рп. Павловский, Очерского городского округа Пермского края.
В соответствии с извещением и конкурсной документацией о проведении открытого конкурса в электронной форме:
1) извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 30.07.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 48 532 811,52 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 12.10.2021 г.
Заявитель жалобы считает, что заказчиком, уполномоченным органом в нарушение требований Закона о закупках, установлены избыточные требования к материалу корпуса поставляемых по контракту светильников, не исполнено предписание Комиссии Пермского УФАС России от 30.08.2021 г.
В соответствии с ч. 1 ст. 54.1 Закона о закупках, под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 54.3 Закона о закупках, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В силу п. 1-3 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В силу ч. 2. ст. 33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае, исполнением требований Закона о контрактной системе, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в аукционной документации.
Аналогичная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.).
Согласно п.п. 2,10 раздела 5 информационной карты конкурсной документации, объектом закупки является энергосервисный контракт на осуществление мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации объектов наружного (уличного) освещения на территории г.Очер, рп. Павловский, Очерского городского округа Пермского края. Описание объекта закупки, информация о количестве товара указаны в Приложении 3 "Техническое задание", в Приложении 4 "Проект контракта" (п.10 раздела 5 информационной карты).
Согласно ч. 1, 2 ст. 108 Закона о закупках, в целях обеспечения энергоэффективности при закупке товаров, работ, услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа, неиспользуемого в качестве моторного топлива), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), а также поставок электрической энергии, мазута, угля, поставок топлива, используемого в целях выработки энергии, заказчики вправе заключать энергосервисные контракты, предметом которых является совершение исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования указанных энергетических ресурсов (далее - энергосервисный контракт).
Энергосервисный контракт заключается отдельно от контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, на оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению, по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), на поставки электрической энергии, мазута, угля, на поставки топлива, используемого в целях выработки энергии (далее в целях настоящей статьи - поставки энергетических ресурсов). Заключение энергосервисного контракта осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом положений, предусмотренных настоящей статьей.
Комиссия отмечает, что действующим законодательством о контрактной системе не запрещено включение в объект закупки на право заключения энергосервисного контракта товаров, поставляемых заказчику в ходе оказания энергосервисных услуг.
В п.23 технического задания Заказчиком, Уполномоченным органом установлено требование к светодиодному светильнику, поставляемому при оказании услуг, а именно:
"Корпус светодиодного светильника должен быть выполнен из алюминиевого сплава методом экструзии с последующим анодированием".
Кроме того, приведено обоснование установленного требования - "необходимость увеличенного срока службы с целью экономии бюджетных средств".
Как было указано выше, Заказчик вправе самостоятельно формировать объект закупки исходя из целей осуществления такой закупки и собственных потребностей.
Заказчиком, Уполномоченным органом в материалы жалобы предоставлены паспорта на светильники светодиодные серии "ECOLED-ST-2021X", производства ООО "ГК СЭТ" и на светильники светодиодные для уличного и промышленного освещения серии ВОСХОД ЕЕ, производства АО "Дюрэй". Согласно предоставленным паспортам, упомянутые светильники соответствуют установленному Заказчиком, Уполномоченным органом оспариваемому требованию.
Доказательств обратного в материалы жалобы Заявителем не предоставлено. Комиссия приходит к выводу, что довод об ограничении количества участников закупки в следствие установления оспариваемого требования не может быть признан обоснованным в данном конкретном случае.
Относительно довода жалобы о неисполнении Заказчиком, Уполномоченным органом предписания, выданного по результатам рассмотрения жалобы Харькова А.Н. (вх.N 014245) от 30.08.2021 г., Комиссия поясняет следующее.
В соответствии с упомянутым предписанием, Заказчику, Уполномоченному органу необходимо:
- внести изменения в документацию об открытом конкурсе в электронной форме, в извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме с учетом решения Комиссии от 30.08.2021 г. по настоящей жалобе и требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе;
- продлить срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме;
- разместить соответствующую информацию в Единой Информационной Системе.
15.09.2021 г. Заказчиком, Уполномоченным органом внесены изменения в положения конкурсной документации, в соответствии с решением Комиссии от 30.08.2021 г. по жалобе Харькова А.Н., требованиями Закона о закупках, продлен срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, размещена соответствующая информация в Единой информационной системе в сфере закупок.
В материалы настоящей жалобы Заказчиком, Уполномоченным органом предоставлены документы, подтверждающие соответствие товара как минимум двух производителей оспариваемому требованию, следовательно, данное требование соответствует положениям Закона о закупках.
Исходя из совокупности изложенного, довод Заявителя о неисполнении Заказчиком, Уполномоченным органом предписания Комиссии от 30.08.2021 г. не может быть признан обоснованным.
Нарушений требований Закона о закупках в действиях Заказчика, Уполномоченного органа в данной части не может быть установлено.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки закупки установлено следующее.
Согласно ч. 1 ст. 54.3 Закона о закупках, конкурсная документация должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме.
В соответствии с ч.3 ст.54.2 Закона о закупках, в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме указывается информация, предусмотренная статьей 42 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 10 ст. 42 Закона о закупках, в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 14 Закона о закупках, при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 14 Закона о закупках).
В п.23 раздела 5 информационной карты конкурсной документации, в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме установлено ограничение допуска в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N878).
В п.4 Постановления N878 (в редакции, действующей на дату опубликования извещения о проведении рассматриваемого конкурса), установлено, что ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
Согласно п.5 Постановления N878, подтверждением случая, установленного пунктом 4 настоящего постановления, является обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, подготовленное заказчиком в соответствии с Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным настоящим постановлением, и размещенное заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.
Заказчиком, Уполномоченным органом подготовлено и опубликовано в единой информационной системе в сфере закупок обоснование, предусмотренное п.5 Постановления N878.
Комиссия приходит к выводу, что конкурсная документация содержит противоречивые положения (в части установления ограничений, предусмотренных Постановлением N878, и наличия обоснования невозможности соблюдения упомянутых ограничений), в связи с чем Заказчиком, Уполномоченным органом нарушены требования ч.1 ст.54.3, ч.3 ст.54.2 Закона о закупках.
В указанных действиях Заказчика, Уполномоченного органа имеются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Руководствуясь статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПрофЭСКО" на действия Управления экономического развития администрации Очерского городского округа, Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Очерского городского округа при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения энергосервисного контракта на осуществление мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации объектов наружного (уличного) освещения на территории г.Очер, рп. Павловский, Очерского городского округа Пермского края (изв. N 0156600014821000098) необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение ч.1 ст.54.3, ч.3 ст.54.2 Закона о контрактной системе.
3. В целях устранения выявленного нарушения выдать предписание Заказчику, Уполномоченному органу, оператору электронной торговой площадки.
4. Передать материалы по жалобе должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 28 сентября 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.10.2021