Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев обращение Управления развития инфраструктуры и ЖКХ администрации Оханского городского округа (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Кишмирян Н.В. в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на устройство тротуаров и пешеходного моста в д. Мерзляки (изв. N 0156600009921000034),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156600009921000034 Заказчиком проводился электронный аукцион на устройство тротуаров и пешеходного моста в д. Мерзляки. Начальная (максимальная) цена контракта - 803 179,20 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
29.04.2021 г. между Заказчиком и ИП Кишмирян Н.В. (далее - Подрядчик) заключен контракт на устройство тротуаров и пешеходного моста в д. Мерзляки на сумму 633 936,40 руб. (далее - Контракт).
В связи с неисполнением Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, 10.08.2021 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 13 Контракта).
Согласно условиям Контракта:
1.1. Подрядчик обязуется выполнить работы по "Устройство тротуаров и пешеходного моста в д. Мерзляки" (далее - работы), согласно перечня работ и объемам, указанным в техническом задании (приложение N 1 к контракту), утвержденными Заказчиком, Заказчик обязуется принять выполненные работы и обеспечить целевое направление средств за выполненные работы Подрядчику в размерах и порядке, предусмотренных настоящим Контрактом.
1.2. Идентификационный код закупки 213593301136059330100100080010000244.
1.3. Место выполнения работ - Пермский край, Оханский городской округ, д. Мерзляки.
1.4. Стороны устанавливают следующие сроки выполнения работ:
дата начала работ - с момента заключения контракта;
дата окончания работ - до 15.07.2021 года.
5.1. Подрядчик обязан:
5.1.1. В течении 3 (трех) рабочих дней с даты заключения Контракта, до начала выполнения работ, предоставить Заказчику график производства работ (Приложение N 2 к контракту).
5.1.2. Выполнить работы в объеме и сроки, предусмотренные настоящим Контрактом, в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к контракту), оговоренной в настоящем Контракте, ГОСТами, СНиПами и СТ, предусмотренными для данных видов работ и используемых при них материально-технических ресурсов и сдать объект Заказчику.
5.1.3. Поставлять на место производства работ необходимые материалы, оборудование, комплектующие изделия, конструкции, технику, а также осуществить их приемку, разгрузку и складирование.
5.1.4. Обеспечить на месте выполнения работ проведение необходимых мероприятий по технике безопасности, рациональному использованию территории, охране окружающей среды, противопожарной безопасности, по ограждению рабочих мест, а также по организации безопасности движения автомобильного транспорта;
5.1.5. Приступать к выполнению последующих работ только после подписания Заказчиком актов освидетельствования работ, подлежащих закрытию и актов освидетельствования скрытых работ в установленном порядке.
5.1.6. Обеспечить за свой счет охрану объекта, материалов, оборудования, стоянки строительной техники и другого имущества, необходимых для строительства объекта, ограждения мест производства работ с момента начала строительства до подписания акта приемки объекта в эксплуатацию.
5.1.7. Обеспечить своевременное устранение недостатков и дефектов за свой счет, выявленных в процессе производства работ, при приемке работ и (или) в течение гарантийного срока в установленные Заказчиком сроки.
5.1.8. После получения письменного извещения Заказчика о выявленных на гарантийном участке объекта дефектах направить в установленный в извещении срок уполномоченного представителя для составления акта, фиксирующего выявленные дефекты. При отсутствии представителя Подрядчика, извещенного надлежащим образом, акт, составленный в одностороннем порядке, является подтверждающим наличие на объекте выявленных дефектов.
5.1.9. Немедленно известить Заказчика и до получения указаний от него приостановить работы при обнаружении:
обстоятельств, угрожающих сохранности или прочности объекта, либо создающих невозможность завершения работ в установленный срок;
возможных неблагоприятных для Заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы.
Контроль, проводимый Заказчиком за выполнением этих работ, не освобождает Подрядчика от ответственности за правильность их исполнения.
5.1.10. Не использовать в ходе производства работ материалы и оборудование, если это может привести к нарушению требований, обязательных для сторон по охране окружающей среды и безопасности работ в соответствии с Перечнем нормативно-технических документов.
5.1.11. Компенсировать убытки за ущерб, включая судебные издержки, связанные с выплатой ущерба, нанесенного по вине Подрядчика третьим лицам, возникшего вследствие выполнения Подрядчиком работ в соответствии с Контрактом или вследствие нарушения имущественных или иных прав, охраняющих интеллектуальную собственность.
5.1.12. Обеспечить прибытие представителя Подрядчика для участия в проверке и приемке законченного строительством объекта.
5.1.13. В случае не полного выполнения работ, указанных в приложении 1, к моменту окончания срока действия настоящего Контракта предоставить Заказчику формы N КС-2, N КС-3 о фактически выполненных работах.
5.1.14. Предоставить Заказчику фотоматериалы на бумажном носителе и в электронном виде в объеме не менее трех фотографий по состоянию объекта до начала производства работ, во время производства работ (с основными технологическими операциями), после завершения работ на объекте.
5.1.15. Выполнить в полном объеме все свои обязательства, предусмотренные в других разделах настоящего Контракта.
5.2. В случае выдачи Подрядчиком своему представителю доверенности на право подписания форм N КС-2, N КС-3 в течение 3-х дней предоставить заверенную копию этой доверенности Заказчику.
6.1. Заказчик обязан:
6.1.1. Осуществлять контроль соответствия объемов, стоимости и качества выполняемых работ строительным нормам и правилам.
6.1.2. Проверять обоснованность цен, а также сведений, содержащихся в документах, предъявленных Подрядчиком к оплате за выполненные работы и другие произведенные затраты.
6.1.3. Подписывать документы, предусмотренные пунктом 3.1. настоящего Контракта.
6.1.4. Принимать участие в работе приемочных комиссий.
6.1.5. В случае выявления дефектов на объекте, возникших в течение гарантийного срока, направить Подрядчику письменное извещение о выявленных дефектах на гарантийном участке, необходимости направления уполномоченного представителя Подрядчика для участия в комиссии по обследованию гарантийного участка для фиксирования выявленных дефектов в акте и определения сроков их устранения.
6.1.6. Осуществлять контроль за целевым и эффективным использованием выделяемых в соответствии с настоящим Контрактом бюджетных средств и соблюдением договорной дисциплины.
6.2. Заказчик вправе выдать своему представителю доверенность на право подписания форм N КС-2, N КС-3.
Необходимо отметить, что согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ч.1 ст.702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно ч.1 ст.708 Гражданского кодекса Российской Федерации, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В ч.2 ст.715 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (п.1 ст.721 ГК РФ).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч.3 ст.723 ГК РФ).
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
13.2. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что Подрядчик не соответствует установленным документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии указанным требованиям, что позволило ему стать победителем определения Подрядчика.
Из поступившего обращения, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчика следует, что 13.07.2021 в адрес Подрядчика было направлено письмо N 489 с просьбой обеспечить явку Подрядчика либо его представителя на объект для составления акта выполненных работ по Контракту.
16.07.2021 г. на объекте был составлен акт проверки исполнения работ по Контракту, согласно которому Подрядчик к выполнению работ не приступил. В тот же день протоколом собрания инициативной группы по реализации проекта инициативного бюджетирования определено, что Подрядчик к работам не приступил.
21.07.2021 г. от Подрядчика поступило письмо по электронной почте, согласно которому работы будут выполнены до 02.08.2021 г.
22.07.2021 г. в адрес Подрядчика было направлено письмо с требованием незамедлительно приступить к выполнению работ.
На 10.08.2021 г. Подрядчик к выполнению работ не приступил.
На основании указанного выше, 10.08.2021 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта В тот же день указанное решение было размещено в ЕИС и направлено в адрес Подрядчика почтовой связью. Ответ Подрядчика на указанное письмо не поступил.
В соответствии с ч. 12 ст. 95 Закона о закупках решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В ч. 14 ст. 95 Закона о закупках указано, что заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 21.09.2021 г.
Комиссией установлено, что требования, обозначенные выше, Заказчиком соблюдены.
В письменных пояснениях Подрядчик указал, что после подписания Контракта приступил к выполнению работ, однако, Заказчик сообщил, что просит отложить выполнение работ на 1 (один) месяц, так как планируется переустройство коммуникационных сетей жилых домов, чтобы не разрушать тротуар.
В июне 2021 г. Подрядчик вместе с Заказчиком участвовал в совещании, где присутствовали жильцы домов, где согласно техническому заданию, должны были быть выполнены устройства тротуаров. Жильцы были не согласны с проектной шириной тротуаров (1 м), хотели согласовать более широкий тротуар, в связи, с чем начало выполнения работ были сдвинуты.
Подрядчик обращает внимание, что имел на исполнении иные муниципальные контракты, и чтобы не затягивать сроки выполнения работ по другим контрактам, в связи с затягиванием сроков начала выполнения работ, параллельно производил работы по другому контракту и ждал, когда будут выполнены работы по переустройству коммуникационных сетей и согласован новый проект тротуаров.
21.07.2021 г. (в ответ на письмо Заказчика N 489 от 13.07.2021 г.), Подрядчик сообщил, что работы будут выполнены до 02.08.2021 г.
В настоящее время начаты работы: на объект завезены бортовые камни БР100.20.8 и ПГС.
Комиссия отмечает, что доказательств, подтверждающих факт необходимости изменения срока начала выполнения работ в связи с переустройство коммуникационных сетей жилых домов и согласования новых проектов тротуаров не представлено, в переписке представленной Подрядчиком, данные обстоятельства не упоминаются. Также согласно протоколу собрания инициативной группы по реализации проекта инициативного бюджетирования от 16.07.2021 г. представитель Подрядчика не указывает на обстоятельства, подтверждающие необходимость изменения срока начала выполнения работ. Кроме того, согласно данному протоколу срок выполнения работ был продлен до 15.08.2021 г., о чем просил представитель Подрядчика. Вместе с тем, на 10.08.2021 г. Подрядчик к выполнению работ не приступил.
Относительно довода о наличии на исполнении иных контрактов, выполняемых одновременно с данным Контрактом, Комиссия отмечает, что подавая заявку на участие в электронном аукционе, согласился со всеми изложенными в аукционной документации, Контракте требованиями Заказчика, в частности, со сроками выполнения работ.
Доказательства того, что Подрядчиком предпринимались все зависящие от него действия, направленные на исполнение условий по контракту, в материалах обращения не имеются.
Комиссия, изучив представленные в материалы обращения документы, приходит к выводу, что индивидуальным предпринимателем нарушены условия исполнения Контракта.
Своими действиями Подрядчик нарушает права Заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, ставит под угрозу эффективное использование бюджетных средств, в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и нарушает обеспечение публичных интересов в этих правоотношениях.
Кроме того, участник закупки, принимая решение об участии в процедуре закупки и подавая заявку на участие в закупки, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, а именно включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков, в случае совершения им действий (бездействий), нарушающих требования законодательства Российской Федерации о закупках на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п.п.1, 2, 3 ч.1 ст.1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт).
Согласно п.2 ст.3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;
В п.3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, муниципальной нужды.
В рассматриваемом случае виновные действия Подрядчика не позволили удовлетворить муниципальную нужду, связанную с устройством тротуаров и пешеходного моста в д. Мерзляки.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о закупках, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, с учетом социальной значимости объекта, пришла к выводу о том, что индивидуальным предпринимателем были совершены действия, которые свидетельствуют о недобросовестности участника закупки, и, как следствие, сведения об индивидуальном предпринимателе подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом, Комиссия отмечает, что само по себе включение в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу Подрядчика, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности, не препятствует осуществлению обычной хозяйственной деятельности.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Включить сведения об обществе с индивидуальном предпринимателе Кишмирян Нарине Вагановне (614036, г. Пермь, ул. Качалова, д. 10, кв. 37, ИНН 590508060025) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений об ИП Кишмирян Н.В. в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС.
3. Датой исключения сведений об ИП Кишмирян Н.В. из реестра недобросовестных поставщиков считать 01.10.2023 г.
4. Определить неотъемлемой частью настоящего решения приложение N 1 к решению N РНП-59-394 от 28.09.2021 г. на 1 л.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Журавлев М.А., (342) 236-03-60
Приложение N 1 к решению N РНП-59-394 от 27.09.2021 г.
Дата события* |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I +II+III раздеты) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
21.09.2021 |
24.09.2021 |
21.09.2021 |
- |
21.09.2021 |
28.09.2021 |
28.09.2021 |
- |
01.10.2021 |
01.10.2021 |
- |
- |
* дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 28 сентября 2021 г. N РНП-59-396 (ключевые темы: исполнение контракта - односторонний порядок - реестр недобросовестных поставщиков - подрядчик - сроки выполнения работы)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.10.2021