Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.Э. Жуковой, заместителя начальника отдела, А.В. Меньшиковой, старшего государственного инспектора (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ИНТРА" на действия (организатора совместного конкурса) - Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заказчик, организатора совместного конкурса) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме "На выполнение работ по обеспечению инвалидов протезами нижних конечностей в 2021 году" (далее - открытый конкурс в электронной форме), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "ИНТРА" (далее - податель жалобы) на действия заказчика при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0219100000121000154.
Существо жалобы: составление конкурсной документации с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем, была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
В соответствии с письмами ФАС России N ИА/27903/20 от 03.04.2020, N ИА/27895/20 от 03.04.2020 рассмотрение жалобы было организовано Красноярским УФАС России в дистанционном режиме, без очного участия представителей подателя жалобы, заказчика, посредством интернет-видеоконференции.
В связи с необходимостью получения дополнительной информации, имеющей значение для рассмотрения жалобы по существу, Комиссией Красноярского УФАС России заседание по рассмотрению указанной жалобы было перенесено и состоялось 22 сентября 2021 года в 11 часов 40 минуты.
В указанные в уведомлении о принятии жалобы N 024/06/105-2361/2021 к рассмотрению дату и время к интернет-видеоконференции представители подателей жалобы не подключились, представитель заказчика Казанцев Е.Б., надлежащим образом подтвердивший свои полномочия, подключился.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании конкурсной документации заказчиком были допущены нарушения требований Закона о контрактной системе, выразившиеся в неправомерном установлении заказчиком в качестве не стоимостного критерия показателя "Квалификация участника закупки" с подтверждение опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема государственными контрактами, заключенных и исполненных за последние 3 года.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по изготовлению ортопедической обуви для инвалидов в 2021 году.
В соответствии с частью 3 статьей 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 и 2 статьи 54.1. Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования, для его проведения заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 54.3 предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
В пункте 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе указано, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с законом.
Пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе закреплено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает критерии квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с пунктом 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Постановление Правительства РФ N 1085)
Из системного толкования положений Постановления Правительства РФ N1085 следует, что заказчиком устанавливаются критерии, в том числе, характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки, которые позволяют заказчику при оценке заявок выявить в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по данным критериям оценки и в порядке, установленным в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящего постановления, лучшие условия исполнения контракта, указанные в заявках участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно подпункта б пункта 4 Постановления Правительства РФ N1085 нестоимостным критерием оценки является квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с пунктом 27 Постановления Правительства РФ N1085 Показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Проанализировав содержание положений конкурсной документации Комиссия установила следующее.
В подпункте 2.1 пункта 21 "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Величина значимости критерия - 40%
Коэффициент значимости критерия оценки - 0,40
Коэффициент значимости критерия оценки равен значимости критерия оценки, деленной на 100.
Дробное значение рейтинга округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.
Применяемые показатели данного критерия:
2.1.1. Опыт участника по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого характера и объема:
Оценка показателя (баллы): 100 баллов;
Коэффициент значимости показателя: 0,40
По данному показателю оцениваются:
Наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема. Оценивается объем выполненных работ (а именно выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей), исчисляемый в количестве предоставленных протезов нижних конечностей получателям в рамках государственных контрактов, заключенных и исполненных за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, без нарушения сроков и иных условий контракта по вине участника. При этом, количество предоставленных протезов (в штуках) в каждом контракте должно быть не менее 50 штук.
Подтверждается копиями государственных контрактов (с актами выполненных работ).
Данный показатель рассчитывается следующим образом:
Количество баллов, присуждаемых по показателю (b1), определяется по формуле:
b1 = КЗ х 100 х (Кi / Кmax)
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
2.1.2. Опыт участника по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого характера и объема:
Оценка показателя (баллы): 100 баллов;
Коэффициент значимости показателя: 0,60
По данному показателю оцениваются:
Наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема. Оценивается суммарный объем выполненных работ (а именно выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей), исчисляемый в рублях по государственным контрактам, заключенных и исполненных за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, без нарушения сроков и иных условий контракта по вине участника. При этом объем выполненных работ, исчисляемый в рублях, в каждом контракте должен быть не менее 20 000 000 (двадцать миллионов) рублей 00 копеек.
Подтверждается копиями государственных контрактов (с актами выполненных работ).
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Закона о контрактной системе государственный контракт, муниципальный контракт - гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд. Из чего следует, что понятие государственного контракта подразумевает под собой гражданско-правовые договоры, заключенные исключительно в рамках Закона и контрактной системе.
Проанализировав представленные на рассмотрение участниками документы, содержание конкурсной документации, Комиссия пришла к выводу о том, что заказчиком неправомерно установлены положения о предоставлении для соответствующей оценки участниками закупки в составе заявки по нестоимостному критерию "Квалификация участника закупки" государственных контрактов на выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей, так как под государственными контрактами согласно действующего законодательства понимаются гражданско-правовые договоры, заключенные исключительно в рамках Закона и контрактной системе, что нарушает пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, так как ограничивает права участника, имеющего опыт успешного выполнения работ по производству протезов не для государственных или муниципальных нужд, что не соответствует целям и принципам контрактной системы в сфере закупок (обеспечения конкуренции, эффективности осуществления закупок) и рассматриваемого открытого конкурса.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что заказчиком при формировании конкурсной документации неправомерно установлен в качестве нестоимостного критерия показателя "Квалификация участника закупки" с подтверждение опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема государственными контрактами, заключенных и исполненных за последние 3 года.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "ИНТРА" обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 1 статьи 54.3. Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в конкурсную документацию об открытом конкурсе в электронной форме.
4. Продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе не менее, чем на 7 дней, начиная со дня размещения измененной документации об электронном аукционе в единой информационной системе
5. Конкурсной комиссии, оператору электронной площадки отменить все протоколы, принятые в ходе проведения закупки.
6. Передать материалы по жалобе и результатам внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости принятия мер административного реагирования в отношении должностного лица уполномоченного органа.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.Э. Жукова |
|
А.В. Меньшикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 22 сентября 2021 г. N 024/06/105-2361/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.09.2021