Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Заместителя председателя комиссии:
Членов комиссии:
При участии (ВКС):
При участии (лично):
рассмотрев материалы Администрации ЗАТО Первомайский Кировской области о включении сведений об ООО "Экран-сервис" в реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
14.09.2021 г. в Кировское УФАС России поступили материалы от Администрации ЗАТО Первомайский Кировской области (далее - Заказчик) о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "Экран-сервис" (далее - Исполнитель) в связи с неисполнением муниципального контракта на разработку и проверку ПСД на видеосистему пгт. Первомайский N 0140300036320000071 от 26.06.2020 г. (извещение N 0140300036320000071).
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) рассмотрение данного материала назначено на 20.09.2021 г., отложено на 21.09.2021 г. Стороны уведомлены по адресам электронной почты.
Согласно ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (за исключением полномочий на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, и по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случаях закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну, а также закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, для обеспечения федеральных нужд при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта).
Согласно п. 7.10. Приказа ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" территориальный орган в пределах компетенции территориального органа принимает решения о включении сведений о недобросовестных поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков (исключении из реестра недобросовестных поставщиков).
Порядок ведения Реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) определен Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1078).
В силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Согласно пояснениям представителей Заказчика, между Заказчиком и Исполнителем 26.06.2020 г. был заключен муниципальный контракт N 0140300036320000071 на разработку и проверку ПСД на видеосистему пгт. Первомайский (далее - Контракт). Исполнитель нарушил сроки выполнения работы, до настоящего момента работы Исполнителем не выполнены.
Сроки оказания услуг согласно разделу 4 Контракта 60 календарных дней с даты заключения муниципального контракта, соответственно услуги должны были быть оказаны не позднее 25.08.2020 г. До настоящего времени обязательства по Контракту не исполнены.
Так же представитель Заказчика сообщил, что неоднократно направлялись письма и претензии об исполнении обязательств (от 15.09.2020 N 1248, от 13.10.2020 N 1425, от 15.04.2021 N 521, от 24.05.2021 N 714), указанные отправления исполнителем были получены. Вместе с тем, ПСД с положительным заключением не представлена.
Заказчик, ссылая на свое письмо от 15.04.2021 г. N 521, сообщил что, направлял обращение в КОГАУ "Управление госэкспертизы", с просьбой пояснить причины отрицательного результата проверки ПСД на видеосистему пгт. Первомайский, на что представленные КОГАУ "Управление госэкспертизы" от 02.04.2021 г N 448 сведения, указывают на не предоставление Исполнителем откорректированной по замечаниям документации.
В связи с существенным нарушением Исполнителем условий контракта, 27.07.2021 г. на основании п. 4.1 Контракта Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое 30.08.2021 г. вступило в силу.
На заседании Комиссии Кировского УФАС России представители Исполнителя подтвердили письменные пояснения, сообщили, что в соответствии с Контрактом на оказание услуг специалистом ООО "Экран-сервис" был проведен комплекс работ по разработке системы видеонаблюдения в пгт. Первомайский. Версия проекта в электронном виде была выслана на электронную почту Заказчика 07.09.2020 года. Также сообщили, что, когда участвовали в закупке, предполагали, что согласно п. 11 Технического задания проверку документации можно сделать в любой специализированной организации.
09.09.2020 г. документация была передана в КОГАУ "Управление госэкспертизы" на проверку. При этом, специалисты данного учреждения сообщили, что не проводили государственную экспертизу по такой ПСД. В ходе проверки все дополнительные документы, запрошенные экспертом, были оформлены и переданы ему в электронном виде, но ввиду вновь принятых правил оформления и проверки ПСД было выдано отрицательное заключение (письма от 06.10.2020, 12.10.2020, 20.11.2020, 11.12.2020 года). Сообщили, что КОГАУ "Управление госэкспертизы" дало отрицательное заключение по сметам в связи с невозможностью проверки сметной документации по данному проекту, т.к. есть нюансы по новым требованиям оформления смет, которые не представляется возможным выполнить в рамках настоящей документации и проекта. Также представитель Исполнителя пояснил, что Заказчику была предложена другая специализированная организация (ООО "Национальный экспертный центр") для проведения экспертизы, что не нарушало требований п. 11 Технического задания. Просит не включать ООО "Экран-сервис" в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев представленные материалы, заслушав пояснения Заказчика, Исполнителя, Комиссия Кировского УФАС России пришла к следующим выводам.
26.05.2020 года на официальном сайте ЕИС размещено извещение N 0140300036320000071 о проведении открытого конкурса в электронной форме на разработку и проверку ПСД на видеосистему пгт. Первомайский. Начальная (максимальная) цена контракта - 90 000,00 руб.
Согласно Протоколу подведения итогов электронного аукциона N 0140300036320000071 от 08.06.2020 года, в соответствии с ч. 10 ст. 69 Закона о контрактной системе, контракт заключается с участником - ООО "Экран-сервис".
26.06.2020 г. между Заказчиком и Исполнителем был заключен муниципальный контракт N 0140300036320000071 на разработку и проверку ПСД на видеосистему пгт. Первомайский с ценой 28 300,00 руб.
Согласно п. 4.1 Контракта сроки оказания услуг: 60 календарных дней с даты заключения муниципального контракта.
Согласно п. 4.2 Контракта дата окончания исполнения услуг, определенная в пункте 4.1 Контракта, является точкой отсчета при определении размера санкций при нарушении определенных Контрактом сроков окончания исполнения услуг.
В соответствии с п. 5.2.2 Контракта оказать услуги в полном объеме, указанные в 1.1. Контракта, в согласованные с Заказчиком, и командованием войсковой части 44200 в сроки, в соответствии с действующим законодательством РФ.
В соответствии с п. 5.2.4 Контракта при проведении проверки сметной документации госэкспертизой при необходимости проводить дополнительную корректировку сметной документации до получения положительного заключения государственной экспертизы.
Пунктом 11 Технического задания, являющегося Приложением к Контракту, установлено, что после проведения проектно-сметных работ Исполнитель обязан за свой счёт провести проверку сметной документации в специализированной организации.
Пункты 5.2.2 Контракта и 11 Технического задания могли ввести в заблуждение Исполнителя относительно проверки сметной документации, так как, со слов представителя Исполнителя, при передаче на проверку документации представители КОГАУ "Управление госэкспертизы" сообщили, что не проводили проверку такой документации, вместе с тем, договор (N см-1624 от 06.10.2020 г) на оказание услуг был заключен. При этом, замечания, указанные в ответах КОГАУ "Управление госэкспертизы", не могли быть устранены, т.к. новые правила оформления ПСД не подходят для проектной документации по объекту закупки.
В ходе заседания комиссии Заказчик документально не подтвердил наличие законодательства, предусматривающего обязанность проведения проверки такой проектно-сметной документации госэкспертизой.
Невозможность корректировки подготовленной ПСД привели к неисполнению муниципального контракта.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 14.2 Контракта сторона вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения настоящего Контракта в случае существенного нарушения условий настоящего Контракта другой Стороной, по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В связи с неисполнением Контракта Исполнителем Заказчиком 27.07.2021 года было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение).
В соответствии с ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (Исполнителя, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (Исполнителя, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (Исполнителя, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
27.07.2021 г. Решение размещено на сайте ЕИС, направлено в адрес Исполнителя по электронной почте по адресу, указанному в Контракте, Почтой России заказным письмом с уведомлением. 19.08.2021 г. Исполнитель получил данное Решение Заказчика.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
30.08.2021 г. решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу, о чем размещена информация в ЕИС.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение общества в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В силу части 2 статьи 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.07.2008 N 10-П федеральный законодатель, обладая достаточной свободой усмотрения в определении конкретных видов государственного контроля (надзора), оснований, форм, способов, методов, процедур, сроков его проведения, состава мер государственного принуждения, применяемых по итогам контрольных мероприятий, а также конкретного порядка финансового обеспечения, вместе с тем связан общими конституционными принципами организации системы органов государственной власти, а осуществляемое им регулирование должно соответствовать юридической природе и характеру общественных отношений, складывающихся в сфере государственного контроля (надзора), вводимые же ограничения прав и свобод граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, - быть соразмерными конституционно значимым целям и во всяком случае не создавать препятствий их экономической самостоятельности и инициативе.
При рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участниках закупки антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Согласно п. 15 Постановления N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Представленные в материалы РНП документы свидетельствуют о совершении Исполнителем действий по исполнению контракта: подготовлена проектно-сметная документация, направлена на государственную экспертизу.
Вместе с тем, от КОГАУ "Управление госэкспертизы" в адрес Исполнителя направлены письма от 06.10.2020 г. N 01-06/2026, 12.10.2020 г. N 10252 с замечаниями к ПСД, без подписи должностного лица учреждения.
Письмо КОГАУ "Управление госэкспертизы" от 20.11.2020 года N 01-06/1393, представленное в материалы дела, содержит замечания к проектной документации, в том числе не соответствие ее рекомендуемым требованиям (титул заявленным затратам, отсутствует обоснование объемов демонтажных работ, не представлены прайс -листы на дату пересчета, прочая обосновывающая документация). При этом, ПСД не содержит объемов демонтажных работ, о чем Исполнитель сообщил Заказчику письмом от 26.01.2021 г. N 13.
Невозможность применения новых правил к проектной документации по объекту закупки свидетельствует о невозможности прохождения государственной экспертизы. Вместе с тем, Исполнитель предпринял действия по исполнению Контракта, в том числе, предложив другую специализированную организацию, что не противоречит п. 11 Технического задания.
Таким образом, фактические обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства не подтверждают виновного и недобросовестного поведения Исполнителя при исполнении Контракта. Иных доказательств, являющихся безусловным основанием для вывода о наличии оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений об Исполнителе, Заказчиком не представлено.
Согласно информации, размещенной в Реестре контрактов ЕИС, ООО "Экран - сервис" является активным участником закупок и имеет 6 заключенных контрактов, которые исполнены или находятся в стадии исполнения.
На основании вышеизложенного Комиссия Кировского УФАС России считает возможным не включать сведения об ООО "Экран - сервис" в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь ч. 8 ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" комиссия,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Администрация ЗАТО Первомайский Кировской области об ООО "Экран-сервис" (ИНН 4345096371) в связи с неисполнением муниципального контракта на разработку и проверку ПСД на видеосистему пгт. Первомайский N 0140300036320000071 от 06.06.2020 г. (извещение N 0140300036320000071) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам. председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 21 сентября 2021 г. N 043/06/104-803/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.09.2021