Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю закупок (далее - комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
Членов комиссии:
при участии (посредством ВКС):
- представителя ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области", на основании доверенности,
- представителя ИП , на основании доверенности,
рассмотрев материалы ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области" о включении сведений об ИП в Реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
15.09.2021 г. в Кировское УФАС России поступили материалы от ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области" (далее - Заказчик) о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) об ИП _ (далее - Поставщик, ИП) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения договора бюджетного учреждения N 41-ОА от 12.04.2021 на поставку чистых химических веществ (извещение N 0340100003921000041).
Рассмотрение назначалось на 21.09.2021 года, откладывалось для получения дополнительных документов на 24.09.2021 года, стороны извещены по адресам электронной почты.
Согласно ч. 1 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (за исключением полномочий на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, и по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случаях закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну, а также закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, для обеспечения федеральных нужд при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта).
Согласно п. 7.10. Приказа ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" территориальный орган в пределах компетенции территориального органа принимает решения о включении сведений о недобросовестных поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков (исключении из реестра недобросовестных поставщиков).
Порядок ведения Реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) определен Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
В силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
Заказчиком представлены документы об одностороннем отказе от исполнения договора бюджетного учреждения N 41-ОА от 12.04.2021 на поставку чистых химических веществ (далее - Товар) на сумму 240 000,00 руб. (далее - Договор).
По заявкам, направленным Заказчиком в соответствии с условиями Договора, Поставщиком товар был поставлен не полностью, за пределами сроков поставки, установленных в Договоре. Некоторые позиции химических веществ Поставщиком не поставлены совсем, в связи с чем Заказчику пришлось заключать договоры с единственными поставщиками, что потребовало потратить дополнительные бюджетные средства. В связи с невозможностью Поставщика исполнять Договор в установленные в заявках сроки и потребностью Заказчика в поставке указанного товара, Заказчиком принято решение об одностороннем расторжении договора, которое вступило в силу 13.09.2021 года.
Представитель Поставщика подтвердил письменные пояснения, сообщил, что поставка товара в установленные в заявке сроки не представлялась возможной ввиду отсутствия необходимых заказчику химических веществ у крупных поставщиков данных товаров, что подтверждается перепиской с поставщиками, начиная с получения заявок от Заказчика. Кроме того, поставка товара была произведена Поставщиком даже после расторжения Контракта, что подтверждает добросовестное поведение Поставщика при исполнении Контракта. На основании изложенного, просит не включать ИП в Реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев представленные материалы, заслушав пояснения сторон, Комиссия Кировского УФАС России пришла к следующим выводам.
18.03.2021 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0340100003921000041 и документация о проведении электронного аукциона на поставку чистых химических веществ с начальной (максимальной) ценой договора 240 000,00 руб.
12.04.2021 года по результатам проведенного электронного аукциона между Заказчиком и Победителем - ИП заключен договор бюджетного учреждения N 41-ОА от 12.04.2021 на поставку чистых химических веществ на сумму 240 000,00 руб.
Согласно п. 1.1 Договора, Поставщик обязуется поставлять по заявкам Заказчика чистые химические вещества для нужд Заказчика (далее - товар), а Заказчик обязуется принимать и оплачивать поставленный товар на условиях настоящего договора.
Согласно п. 1.2 Договора, Поставщик поставляет товар в количестве и по характеристикам в соответствии с заявкой Заказчика, Техническим заданием, являющейся неотъемлемой частью настоящего договора (Приложение N 1). Отдельная партия - в соответствии с Техническим заданием.
В соответствии с п. 2.1 Договора, Поставщик должен будет поставлять товар по заявкам Заказчика до 01 декабря 2021 года. Поставка отдельной партии товара производится Поставщиком в течение 30 дней с даты получения Поставщиком заявки. Товар должен быть укомплектован строго по отделениям ФБУЗ Кирова и филиалам ФБУЗ Кировской области согласно заявке заказчика.
В соответствии с п. 4.2 Договора установлено, что максимальное значение цены договора составляет 240 000,00 (Двести сорок тысяч) рублей 00 коп., НДС нет.
Сумма цен единиц товаров составляет 172 351,72, НДС нет. Цена каждой единицы товара указана в Спецификации (приложение N 1 к настоящему договору).
Цена договора включает в себя все расходы и затраты Поставщика, связанные с исполнением обязательств по договору, в том числе: стоимость товара, упаковки, маркировки, расходы на доставку и транспортировку товара, подъем, разгрузку товара в помещении Заказчика, транспортные расходы, затраты, связанные с хранением, страхованием товара, уплатой таможенных пошлин, налогов (в том числе НДС, если участник является его плательщиком), сборов и других обязательных платежей.
В соответствии с п. 4.4 Договора, оплата за фактически поставленный товара производится путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет Поставщика в течение 15 рабочих дней с момента подписания сторонами товарной накладной на основании предоставленного в адрес Заказчика счета (счета-фактуры).
Согласно п. 5.1 Договора, Заказчик осуществляет приемку товара по месту доставки товара в количестве и ассортименте, соответствующем техническому заданию к договору, заявке Заказчика.
Договором также определены случаи расторжения Договора и одностороннего отказа от исполнения договора, а именно:
9.3. Расторжение договора допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны договора от исполнения договора в соответствии с гражданским законодательством)
9.4. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения договора, если в ходе исполнения договора установлено, что Поставщик и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения Поставщика.
Во исполнение п. 1.1, 1.2 Договора Заказчиком 13.04.2021 года в адрес Поставщика были направлены заявки на поставку чистых химических веществ на сумму 201 078,00 руб., предельный срок поставки по которым не позднее 13.05.2021 года. В установленные Договором сроки Товар по заявкам поставлен не был. Кроме того, письмом от 18.05.2021 года ИП сообщил о невозможности поставки товара в установленные сроки.
По состоянию на 14.07.2021 года поставка необходимого Товара не была осуществлена и Заказчиком в адрес Поставщика было предъявлено требование о добровольной уплате штрафа в связи с не поставкой товара в установленные сроки.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии с ч. 1 ст.523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Согласно ч. 2 ст. 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
В связи с неисполнением условий Контракта, Заказчиком 30 июля 2021 года, на основании п. 9.4 Договора, ст. 523 ГК РФ было принято решение о расторжении Договора в одностороннем порядке.
В соответствии с ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Во исполнение требования ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе, 03.08.2021 года решение об одностороннем расторжении Договора размещено Заказчиком в ЕИС, направлено по почте заказным почтовым отправлением в адрес Поставщика, а также по электронной почте.
Заказчиком не получено подтверждение о вручении Поставщику решения об одностороннем отказе по почте, датой надлежащего уведомления Поставщика признается дата по истечение 30 дней с даты размещения решения Заказчика, то есть 03.09.2021 года.
В период с 13.08.2021 по 08.09.2021 года ИП осуществил поставку Товара (товарные накладные от 30.07.2021 года NN 1567, 1568, от 24.08.2021 N 1617, от 27.08.2021 года N 1619) по заявкам, направленным от 13.04.2021 года на общую сумму 72 642,62 руб., что составило 1/3 от общего необходимого Заказчику Товара по заявкам. Товар Заказчиком частично был принят в виду острой необходимости в поставке.
Ввиду не поставки Товара по заявкам в полном объеме Заказчиком не принято решение об отмене решения об одностороннем расторжении Договора и, таким образом, решение об одностороннем отказе от исполнения Договора вступило в силу 13.09.2021 года, спустя 10 дней с даты надлежащего уведомления.
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе, Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
Информация о расторжении контракта в одностороннем порядке была представлена Заказчиком в Кировское УФАС России нарочно 15.09.2021 года, в сроки установленные ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе.
Заказчиком соблюдены требования законодательства о контрактной системе при одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение общества в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.07.2008 N 10-П федеральный законодатель, обладая достаточной свободой усмотрения в определении конкретных видов государственного контроля (надзора), оснований, форм, способов, методов, процедур, сроков его проведения, состава мер государственного принуждения, применяемых по итогам контрольных мероприятий, а также конкретного порядка финансового обеспечения, вместе с тем связан общими конституционными принципами организации системы органов государственной власти, а осуществляемое им регулирование должно соответствовать юридической природе и характеру общественных отношений, складывающихся в сфере государственного контроля (надзора), вводимые же ограничения прав и свобод граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, - быть соразмерными конституционно значимым целям и во всяком случае не создавать препятствий их экономической самостоятельности и инициативе.
При этом в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в Реестр включается, в том числе информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
На основании п. 15 Правил ведения Реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
При рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участниках закупки антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
При рассмотрении материалов о включении ИП в РНП в качестве добросовестного поведения индивидуального предпринимателя следует рассматривать представленную ИП переписку с поставщиками необходимого к поставке Заказчику Товара по направленным Заказчиком заявкам, а именно: запросы на поставку необходимого количества товара в апреле, августе 2021 года в ООО "НПО "Метрология", ООО "Центр стандартных образцов и высокочистых веществ", ООО "Экросхим", из ответов которых установлено, что Товары либо не производятся либо нет в наличии. Указанные действия Поставщика свидетельствуют о намерении исполнить Договор. Кроме того, частичная поставка Товара, принятого Заказчиком, также подтверждает добросовестные действия по исполнению заключенного Договора.
Фактические обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства не подтверждают виновного и недобросовестного поведения со стороны Поставщика, иных доказательств, являющихся безусловным основанием для вывода о наличии оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений об индивидуальном предпринимателе, заказчиком не представлено.
Кроме того, согласно информации из Реестра контрактов ЕИС, ИП является участником закупок и имеет более 700 контрактов, которые исполнены или находятся в стадии исполнения. Таким образом, учитывая опыт работы в госзакупках, принятие ИП мер к поставке необходимого Заказчику Товара, Комиссия Кировского УФАС России считает возможным не включать сведения в отношении ИП в Реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь ст. 99, ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, комиссия,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области" о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ИП_ в связи с односторонним отказом от исполнения договора бюджетного учреждения N 41-ОА от 12.04.2021 на поставку чистых химических веществ (извещение N 0340100003921000041), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 24 сентября 2021 г. N 043/06/104-813/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.09.2021