Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок, рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО "СТИГМАТРАНС" на действия муниципального заказчика - ОИКиМЗ АМС Алагирского района (Республика Северная Осетия - Алания, г.Алагир, ул.С. Кодоева, д.45) при осуществлении закупки на выполнение работ по капитальному ремонту водопроводной сети с.Красный Ход (открытый конкурс в электронной форме N0310200000321002207, далее - Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
15 сентября 2021 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "ДЖУЛИ" на действия ОИКиМЗ АМС Алагирского района при проведении Конкурса.
Заявитель считает, что Конкурсная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, поскольку в проекте контракта отсутствует положение о том, что в случае, если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, в том числе в связи с мерами, принятыми в Российской Федерации и (или) в иностранных государствах в целях предотвращения такого распространения, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе ссылаться на такие обстоятельства как на основание, освобождающее его от уплаты неустойки (штрафа, пени) по направленному заказчиком в соответствии с частью 6 статьи 34 Закона о контрактной системе требованию об уплате таких неустоек, что по мнению Заявителя нарушает требования Закона о контрактной системе.
Кроме того в своей жалобе заявитель указал на то, что проект контракта, являющийся неотъемлемой частью Конкурсной документации, не содержит требования, установленное частью 30 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Письменных объяснений по существу жалобы ОИКиМЗ АМС Алагирского района в материалы дела не представил.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 24 августа 2021 года на официальной сайте Единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Управлением Республики Северная Осетия - Алания по проведению закупок для государственных нужд, как уполномоченным органом, были размещены извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N0310200000321002207 на выполнение работ по капитальному ремонту водопроводной сети с.Красный Ход и Документация для проведения указанного Конкурса, утвержденная 24.08.2021 начальником ОИКиМЗ АМС Алагирского района (далее - Конкурсная документация).
Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом, частью 9 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
Кроме того, частью 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Так, во исполнение требований частей 4 и 9 статьи 34 Закона о контрактной системе Заказчиком в пункте 4.5 проекта контракта Заказчиком установлено, что сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
То есть, проектом контракта предусмотрено наступление обстоятельств непреодолимой силы при исполнении сторонами контракта, и условие об освобождении сторон от уплаты неустоек, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, произошедшего вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны, в том числе и при наступлении обстоятельств непреодолимой силы, вызванных распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV.
Таким образом, вопреки доводам Заявителя, проект контракта соответствует требованиям частей 4 и 9 статьи 34 Закона о контрактной системе.
2. Согласно части 3 статьи 54.3 Закона о контрактной системе к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта, который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
Частью 30 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что если заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 Закона о контрактной системе. За каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного настоящей частью, начисляется пеня в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Согласно части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе Заказчиком в Конкурсной документации и в разделе III проекта контракта установлено Заказчиком требование обеспечения исполнения контракта.
При этом, в пункте 3.3 проекта контракта Заказчиком установлено, что подрядчик в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций обязан предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления Заказчиком подрядчика о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
За каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства предоставить новое обеспечение исполнения контракта (в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций) начисляется пеня в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных Подрядчиком, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
Таким образом проект контракта соответствует требованиям части 30 статьи 34 Закона о контрактной системе, а довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать необоснованной жалобу ООО "СТИГМАТРАНС" на действия муниципального заказчика - ОИКиМЗ АМС Алагирского района при осуществлении закупки на выполнение работ по капитальному ремонту водопроводной сети с.Красный Ход (открытый конкурс в электронной форме N0310200000321002207).
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 22 сентября 2021 г. N А492-09/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.09.2021