Внеплановая документарная проверка осуществления Государственным казенным учреждением "Управление капитального строительства Республики Северная Осетия - Алания" (Республика Северная Осетия - Алания, г.Владикавказ, ул.Чкалова, д.3, ИНН: 1502045871, далее - ГКУ "УКС РСО-Алания") закупки инженерно-изыскательских работ (геологические изыскания, геодезические изыскания, гидрометеорологические и экологические изыскания), работ по обследованию существующих зданий (конструктивных элементов), обмерочных работ с трехмерным сканированием памятника, проектных работ (разработка проекта охранных зон, разработка проекта предмета охраны, эскизный проект, разработка рабочей документации, разработка сметной документации), работ по разработке проектной документации по объекту "Строительство международного культурно-патриотического Центра профилактики терроризма "Беслан. Школа N1" (Реставрация и приспособление для современного использования объекта культурного наследия "Мемориальный комплекс "Город Ангелов") (далее - Проектно-сметная документация, Объект), путем заключения 15 декабря 2020 года 11-ти договоров с ООО "Промжилстрой РСО-Алания" (ИНН: 1513043241) без использования конкурентных способов определения исполнителя, проводилась по обращению Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Северная Осетия - Алания (исх.N18/и/2658 от 12.08.2021, далее - УФСБ РФ по РСО-Алания) в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе) на основании приказа Северо-Осетинского УФАС России N104 от 20 августа 2021 года.
Цель проверки: выявление нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе проверки были изучены следующие документы и материалы:
- обращение УФСБ РФ по РСО-Алания (исх.N18/и/2658 от 12.08.2021);
- письмо ГКУ "УКС РСО-Алания" исх.N01-04/2022 от 31.08.2021 с приложением заверенных копий 11-ти договоров от 15.12.2020 на выполнение инженерно-изыскательских работ заключенных между ГКУ "УКС РСО-Алания" и ООО "Промжилстрой РСО-Алания": N72/ПР, N73/ПР, N74/ПР, N75/ПР, N76/ПР, N77/ПР, N78/ПР, N79/ПР, N80/ПР, N81/ПР, N82/ПР;
- письмо ГКУ "УКС РСО-Алания" исх.N01-04/2035 от 01.09.2021 с приложениями:
соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету субъекта российской Федерации от 23.11.2020 N139-17-2020-032;
дополнительное соглашение от 01.12.2020 N139-17-2020-032/1 к соглашению от 23.11.2020 N139-17-2020-032;
расходное расписание N29374 от 10.12.2020;
- письмо ГКУ "УКС РСО-Алания" исх.N01-04/2074 от 08.09.2021 с приложением копий 11-ти платежных поручений и 11-ти актов выполненных работ.
В ходе проверки установлено следующее:
Статьей 1 Закона о контрактной системе установлено, что законодательство о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:
- планирования закупок товаров, работ, услуг;
- определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
- заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 3 Закона о контрактной системе определено, что определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Законом о контрактной системе, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных Законом о контрактной системе случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.
Статьями 6 и 7 Закона о контрактной системе определено, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок. При этом, открытость и прозрачность информации обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в ЕИС и должна быть полной и достоверной.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона о контрактной системе, конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
А согласно части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями Главы 3 Закона о контрактной системе. При этом, он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
15 декабря 2020 года между ГКУ "УКС РСО-Алания" и ООО "Промжилстрой РСО-Алания" заключены следующие договора:
- N72/ПР на выполнение инженерно-изыскательских работ (геологические изыскания) по Объекту на сумму 510 000 рублей;
- N73/ПР на выполнение инженерно-изыскательских работ (геодезические изыскания) по Объекту на сумму 510 000 рублей;
- N74/ПР на выполнение инженерно-изыскательских работ (гидрометеорологические и экологические изыскания) по Объекту на сумму 510 000 рублей;
- N75/ПР на выполнение работ по обследованию существующих зданий (конструктивных элементов) по Объекту на сумму 500 000 рублей;
- N76/ПР на выполнение обмерочных работ с трехмерным сканированием памятника по Объекту на сумму 590 000 рублей;
- N77/ПР на выполнение проектных работ (разработка проекта охранных зон) по Объекту на сумму 550 000 рублей;
- N78/ПР на выполнение проектных работ (разработка проекта предмета охраны) по Объекту на сумму 550 000 рублей;
- N79/ПР на выполнение проектных работ (эскизный проект) по Объекту на сумму 550 000 рублей;
- N80/ПР на выполнение работ по разработке проектной документации по Объекту на сумму 390 000 рублей;
- N81/ПР на выполнение проектных работ (разработка рабочей документации) по Объекту на сумму 390 000 рублей;
- N82/ПР на выполнение проектных работ (разработка сметной документации) по Объекту на сумму 550 000 рублей.
То есть, общая сумма заключенных договоров составила 5 600 000,00 рублей.
Тогда как, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществление закупки товара, работы или услуги не превышающую шестисот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе, законодательство о контрактной системе в сфере закупок государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе, и на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, и других федеральных законов, регулирующих отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд.
При этом, частью 2 статьи 170 Гражданского кодекса РФ установлено, что притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях, ничтожна.
Вышеперечисленные договоры, заключённые ГКУ "УКС РСО-Алания" с ООО "Промжилстрой РСО-Алания" на выполнение вышеперечисленных работ образуют единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную одиннадцатью самостоятельными договорами для формального соблюдения ограничения, предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, с целью ухода от процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе, и, соответственно, размещение указанного заказа у единственного поставщика без проведения торгов произведено с нарушением требований частей 1 и 2 статьи 8, частей 2 и 5 статьи 24 Закона о контрактной системе.
То есть, учитывая вышеперечисленные нормы, Закон о контрактной системе не предусматривает иной способ заключения договора на общую сумму 5 600 000,00 рублей, кроме как с использованием конкурентных способов закупки.
Таким образом, действия должностного лица ГКУ "УКС РСО-Алания", принявшего решение о заключении 11-ти договоров на выполнение инженерно-изыскательских работ и составлению проектно-сметной документации на сумму 5 600 000,00 рублей для обеспечения государственных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением требований, установленных частями 1 и 2 статьи 8, частями 2 и 5 статьи 24 и пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, содержат признаки административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 Закона о контрактной системе, Инспекция Северо-Осетинского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать ГКУ "УКС РСО-Алания" нарушившим требования частей 1 и 2 статьи 8, частей 2 и 5 статьи 24, пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
2. Передать материалы внеплановой документарной проверки NА493-09/21 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для решения вопроса о привлечении должностного лица ГКУ "УКС РСО-Алания", виновного в совершении выявленного нарушения, к административной ответственности.
3. В связи с тем, что на момент выявления нарушения вышеуказанные договора от 15.12.2020 заключены и исполнены, предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок ГКУ "УКС РСО-Алания" не выдавать.
4. Копию настоящего решения направить в УФСБ РФ по РСО-Алания.
Решение Инспекции может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его подписания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 21 сентября 2021 г. N А493-09/21 (ключевые темы: ресурсоснабжающая организация - контрактная система в сфере закупок - проектные работы - участники закупок - государственные и муниципальные нужды)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.09.2021