Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере контроля закупок в составе:
Председателя:
Остапенко О.О. - врио заместителя руководителя управления;
Членов Комиссии:
Кобякова В.А. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Кудельниковой М.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
с участием представителей:
от заказчика - ККУ "Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае" - Сулима Елены Сергеевны, Голоскоковой Альбины Евгеньевны, Черных Романа Петровича
от ООО "ПРОСЕРВИС" - Большакова Олега Александровича,
в присутствии Попова романа Михайловича,
при проведении внеплановой документарной проверки по обращению заказчика - ККУ "Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае" о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "ПРОСЕРВИС", его директоре, учредителях в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения государственного контракта N ЭА-2021.6144 от 23.06.2021 г., заключенного по итогам закупки N 0817200000321006144 "Поставка двигателя внутреннего сгорания для катера КС-700", согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
07 сентябряа 2021 года в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение заказчика - ККУ "Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае" о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "ПРОСЕРВИС", его директоре, учредителях в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения государственного контракта N ЭА-2021.6144 от 23.06.2021 г., заключенного по итогам закупки N 0817200000321006144 "Поставка двигателя внутреннего сгорания для катера КС-700".
При предварительном рассмотрении, поступившее обращение было возвращено на доработку в рамках требований частей 3, 6 статьи 104 Закона о контрактной системе, а также Порядка ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078.
После доработки возвращенного обращения, 22 сентября 2021 года заказчик вновь обратился в Алтайское краевое УФАС России с информацией об участнике закупки для включения о нем сведений в реестр недобросовестных поставщиков, в соответствии с Порядком ведения реестра недобросовестных поставщиков.
28 сентября 2021 года состоялось рассмотрение обращения заказчика - ККУ "Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае" о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "ПРОСЕРВИС", его директоре, учредителях в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения государственного контракта N ЭА-2021.6144 от 23.06.2021 г., заключенного по итогам закупки N 0817200000321006144 "Поставка двигателя внутреннего сгорания для катера КС-700", с проведением внеплановой проверки.
В заседании 28 сентября 2021 года был объявлен перерыв до 09 часов 30 минту 29 сентября 2021 года.
После перерыва заседание продолжено.
Представитель заказчика на включении сведений об ООО "ПРОСЕРВИС" в реестр недобросовестных поставщиков настаивает. Пояснили, что заказчику необходим именно двигатель с установленными характеристиками, поскольку он является частью уже эксплуатируемого заказчиком оборудования. Указали, что при определении цены контракта направляли запросы поставщикам, указывая, что к поставке требуется двигатель внутреннего сгорания MerCruisre 4.3L 1996-2012 годов выпуска, без требования о новизне товара.
Представители ООО "ПРОСЕРВИС" против удовлетворения заявления заказчика возражают, пояснили, что давно и добросовестно участвуют в государственных и муниципальных закупках. Указал, что производитель двигателей после письменного обращения поставщика пояснил, что двигатели запрашиваемой конфигурации сняты с производства и более не доступны к заказу. Новых двигателей, не бывших в эксплуатации, на рынке нет. Поскольку документацией электронного аукциона установлено требование о поставке товара, который является новым, поставить товар по государственному контракту невозможно.
Заслушав представителей заказчика и подрядчика, изучив полученное обращение, Комиссия УФАС по Алтайскому краю пришла к следующим выводам.
25 мая 2021 года в единой информационной системе было размещено извещение об осуществлении закупки N 0817200000321006144 "Поставка двигателя внутреннего сгорания для катера КС-700". Начальная (максимальная) цена контракта - 540 000 руб. коп.
На участие в закупке было подано две заявки. Согласно протоколу от 09 июня 2021 года победителем было признано ООО "ПРОСЕРВИС", предложившее цену 502 200 руб. Снижение начальной (максимальной) цены составило 7,0%.
23 июня 2021 года между ККУ "Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае" и ООО "ПРОСЕРВИС" был заключен государственный контракт N ЭА-2021.6144 на поставку двигателя внутреннего сгорания для катера КС-700.
В соответствии с пунктом 1.5 контракта поставщик гарантирует заказчику, что товар, поставляемый в рамках контракта, является новым (то есть не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства), свободен от любых притязаний третьих лиц, не находится под запретом (арестом), в залоге.
Согласно разделу 4 контракта поставка товара должна быть осуществлена в полном объеме в течение 20 (двадцати) рабочих дней со дня заключения Контракта.
Письмом от 15 июля 2021 года ООО "ПРОСЕРВИС" запросило у ООО "МОТЕРСЕРВИС" как официального дистрибьютора информацию о возможности приобретения нового двигателя MerCruisre V6 4.3L. ООО "МОТЕРСЕРВИС" ответило, что указанные двигатели 4.3L сняты с производства и более не доступны к заказу.
Поставщик в установленный контрактом срок двигатель не поставил.
Письмом от 28 июля 2021 года заказчик потребовал от подрядчика поставить товар в соответствии с условиями контракта.
Письмом от 28 августа 20021 года подрядчик предложил заказчику поставить двигатель, восстановленный в заводских условиях, ввиду того, что поставляемая модель двигателя снята с производства.
Поставщик товар не поставил.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктами 11.1 и 11.2 расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа от исполнения контракта.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по следующим основаниям:
существенное нарушение поставщиком требований к качеству товара, а именно обнаружение заказчиком неустранимых недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков;
невыполнение поставщиком обязательства по передаче вместе с товаром документов или копий документов, предусмотренных контрактом;
невыполнение поставщиком требования заказчика о замене товара, доукомплектовании товара, поставки недопоставленного количества товара;
неоднократное нарушение поставщиком сроков поставки товара;
по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 523 Гражданского кодекса РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
24 августа 2021 заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N ЭА-2021.6144 от 23.06.2021 г. в связи с нарушениями сроков поставки товара.
Частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было получено директором ООО "ПРОСЕРВИС" 24 августа 2021 года лично.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу 06 сентября 2021 года.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Комиссия полагает, что размещение сведений об участнике размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения заказа от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа).
С другой стороны реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Между тем, Закон о контрактной системе не содержат безусловной обязанности контролирующего органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Комиссия, рассмотрев представленные сведения и документы в материалы дела, пришла к выводу об отсутствии факта недобросовестного поведения поставщика. ООО "ПРОСЕРВИС", как и заказчик, добросовестно заблуждалось относительно факта наличия закупаемого товара на рынке. Вместе с тем, ООО "ПРОСЕРВИС" предлагало заказчику поставить товар, восстановленный в заводских условиях. Вместе с тем, заказчиком не представлено доказательств, однозначно свидетельствующих о наличии на рынке закупаемого товара, который являлся бы новым.
Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. При проведении внеплановой проверки действий заказчика - ККУ "Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае" при осуществлении закупки N 0817200000321006144 "Поставка двигателя внутреннего сгорания для катера КС-700" нарушения Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не установлены.
2. Не включать в реестр недобросовестных поставщиков сведения об обществе с ограниченной ответственностью "ПРОСЕРВИС".
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
О.О. Остапенко |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
В.А. Кобяков |
|
_____________________________ |
М. Н. Кудельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 29 сентября 2021 г. N РНП-22-164-Р/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.10.2021