Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
<_> - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
<_> - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
<_>. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "МедСоюз" (далее - заявитель, общество, ООО "МедСоюз") на действия казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" (далее - уполномоченное учреждение) при осуществлении закупки в форме совместного электронного аукциона "Поставка автоматического анализатора газов крови, кисло-щелочного состояния, электролитов, глюкозы" (извещение N 0852500000121002098) (далее - электронный аукцион, аукцион) для нужд заказчиков,
в отсутствие представителей заказчиков, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей:
заявителя - <_>(доверенность),
уполномоченного учреждения - <_>, директора
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 9172э от 15.09.2021) жалоба заявителя на положения документации об электронном аукционе, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 07.09.2021 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным учреждением были размещены извещение о проведении электронного аукциона N 0852500000121002098 и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 15200000 руб.
13.09.2021 были размещены разъяснения положений документации об электронном аукционе.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 15.09.2021, заявка участника ООО "АНАЛИТИКА-ОМСК" признана соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
В жалобе заявителем указано, что в документации об электронном аукционе заказчиком, уполномоченным учреждением описание объекта закупки сформировано под единственного производителя, что свидетельствует об ограничении количества участников закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
При этом частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является эффективность использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Таким образом, заказчики должны исходить из целей максимального удовлетворения, как своих потребностей, так и результатов расходования бюджетных средств, при этом необоснованно не ограничивать количество участников закупки.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе заказчик предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Частью 2 статьи 33 Федерального закона установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования положений статьи 33 Федерального закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на оказание услуги с использованием товаров, обладающих именно с теми характеристиками, которые соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Объектом закупки согласно извещению и приложению N 1 к разделу II "Наименование и описание объекта закупки" документации об электронном аукционе является поставка автоматического анализатора газов крови, кисло-щелочного состояния, электролитов, глюкозы с характеристиками, указанными в табличной форме приложения N 1 к разделу II "Наименование и описание объекта закупки" документации об электронном аукционе (далее - приложение N 1 к документации об электронном аукционе).
В жалобе заявитель указывает на то, что характеристикам медицинского изделия, установленным заказчиком, уполномоченным учреждением в приложении N 1 к документации об электронном аукционе: "электроды со сменными мембранами pco2, po2, ph, K, iCa, CL", "габаритные размеры "высота не более 560 мм", "ширина не более 530 мм"" соответствует медицинское изделие исключительно единственного производителя (Анализатор кислотно-щелочного и газового состава крови ABL800, производства Radiometer Medical Aps).
При этом к жалобе заявителем приложена сравнительная таблица характеристик двух медицинских изделий: "Анализатор кислотно-щелочного и газового состава крови ABL800", производства Radiometer Medical Aps" и "Анализатор газов крови, электролитов, метаболитов и гемоглобина ESCHWEILER MODULAR pro" производства "ЭШВАЙЛЕР гМБх И Ко. КГ".
По мнению заявителя, установленные заказчиком, уполномоченным учреждением в приложении N 1 к документации об аукционе жесткие требования к размерам стационарного анализатора не имеют клинической ценности, не обусловливают его потребность в данном товаре именно с такими характеристиками и не влияют на конечный результат процедуры, однако делают невозможным предложение о поставке аналогичных или эквивалентных товаров иных производителей, нежели осуществить поставку медицинского изделия производства Radiometer Medical Aps".
Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Частью 9 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе установлено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вышеприведенные требования к жалобе носят императивный характер и направлены на недопущение подачи необоснованных жалоб на действия заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки.
В нарушение данных норм Федерального закона о контрактной системе к жалобе не были приложены документальные доказательства обоснованности довода жалобы о том, что требованиям к товару, установленные в документации об электронном аукционе, соответствует товар только одного производителя, что ведет к ограничению количества участников закупки, а равно нарушают права и законные интересы заявителя.
Представленная Обществом сравнительная таблица характеристик двух медицинских изделий: "Анализатор кислотно-щелочного и газового состава крови ABL800", производства Radiometer Medical Aps" и "Анализатор газов крови, электролитов, метаболитов и гемоглобина ESCHWEILER MODULAR pro" производства "ЭШВАЙЛЕР гМБх И Ко. КГ" документально не подтверждает содержащуюся в ней информацию.
Заявитель указывает на то, что показателям границ измерительного диапазона для отдельных параметров, указанных в приложении N 1 к документации об электронном аукционе также соответствует медицинское изделие единственного медицинского изделия "Анализатор кислотно-щелочного и газового состава крови ABL800, производства Radiometer Medical Aps".
Из содержащихся в материалах жалобы документов и информации Комиссия установила, что описанию характеристик товара, указанным в документации об электронном аукционе помимо медицинского изделия "Анализатор кислотно-щелочного и газового состава крови ABL800, производства Radiometer Medical Aps", соответствует "Анализатор газов крови, электролитов, метаболитов и гемоглобина ESCHWEILER MODULAR pro" производства "ЭШВАЙЛЕР гМБх И Ко. КГ" (страна происхождения: Германия, регистрационное удостоверение N РЗН 2019/8271 от 07.08.2020), предложенный к поставке участником закупки ООО "АНАЛИТИКА-ОМСК", характеристики которого полностью соответствуют приложению N 1 к документации об электронном аукционе.
Таким образом, под описание объекта закупки подходит как минимум два медицинских изделия.
Также необходимо учитывать, что в силу пункта 2 статьи 4 Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
Частью 2 статьи 98 Федерального закона N 323-ФЗ предусмотрена ответственность медицинских работников в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
При установлении конкретных требований к объекту закупки определяющим является достижение при лечении пациентов максимальное исключение любых нежелательных реакций и последствий в рамках оказания медицинской помощи.
Во взаимосвязи с положениями частей 1 и 9 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе Комиссия отмечает, что доводы жалоб участников закупок, связанные с описанием объекта закупки и установлением требований к товарам, ограничивающим количеств участников закупки (например, уникальных характеристик и т.д.), не могут быть признаны обоснованными без предоставления документальных доказательств, подтверждающих невозможность приобретения и поставки товара, соответствующего потребностям заказчика.
Комиссия приходит к выводу о том, что установление требований к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам товара, которые соответствуют потребности заказчика, при наличии информации о двух анализаторах газов крови, кисло-щелочного состояния, электролитов, глюкозы различных производителей, которые соответствуют характеристикам и показателям, определенным в документации об электронном аукционе, не противоречит требованиям Федерального закона о контрактной системе и не направлено на ограничение числа участников закупки, в связи с чем Комиссия не усматривает в действиях уполномоченного учреждения и заказчика нарушений Федерального закона о контрактной системе и признает необоснованным довод жалобы заявителя.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "СибЛаб-Маркет" на действия казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" при осуществлении закупки в форме совместного электронного аукциона "Поставка автоматического анализатора газов крови, кисло-щелочного состояния, электролитов, глюкозы" (извещение N 0852500000121002098) для нужд заказчиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
<_> |
Члены Комиссии: |
<_> <_.>
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 22 сентября 2021 г. N 055/06/33-935/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.09.2021