Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи обращение администрации муниципального образования Кимовский район (далее - Заказчик, Администрация) исх. N 08-04/1630 от 20.09.2021 (вх. N 5353 от 20.09.2021) о размещении информации об обществе с ограниченной ответственностью "ИНВЕСТИЦИИ И СТРОИТЕЛЬСТВО" (ИНН 5018205713; 141076, Московская область, г. Королев, проезд Калининградский, дом 1, помещение 2) (далее - Общество, ООО "ИНВЕСТИЦИИ И СТРОИТЕЛЬСТВО", Подрядчик) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 22.03.2021 N 07-20/10 на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий муниципального образования Епифанское и муниципального образования Новольвовское Кимовского района в рамках реализации национального проекта "Жилье и городская среда" (закупка N 0366200035621000530, реестровый номер контракта 3711500446021000023) (далее - Контракт), руководствуясь положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078) (далее - Правила ведения реестра), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг), при участии:
- - представителя Заказчика на основании доверенности;
в отсутствие представителей Подрядчика, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и способе рассмотрения настоящего дела,
УСТАНОВИЛА:
20.09.2021 в Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об ООО "ИНВЕСТИЦИИ И СТРОИТЕЛЬСТВО" в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий муниципального образования Епифанское и муниципального образования Новольвовское Кимовского района в рамках реализации национального проекта "Жилье и городская среда" (закупка N 0366200035621000530) (далее - Электронный аукцион), в связи с существенным нарушением Обществом условий Контракта.
В результате проведенной Комиссией на основании части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в обращении Заказчика, а также на основании проведенной в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении данной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение и документация о проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий муниципального образования Епифанское и муниципального образования Новольвовское Кимовского района в рамках реализации национального проекта "Жилье и городская среда" (закупка N 0366200035621000530) (далее - извещение и документация об электронном аукционе) размещены 20.02.2021 в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 610 127,64 рублей.
22.03.2021 по итогам Электронного аукциона между Заказчиком и ООО "ИНВЕСТИЦИИ И СТРОИТЕЛЬСТВО" заключен Контракт на сумму 1 843 151,65 рублей.
Согласно пункту 1.1 Контракта Подрядчик обязуется по заданию заказчика выполнить работы по благоустройству дворовых территорий муниципального образования Епифанское и муниципального образования Новольвовское Кимовского района в рамках реализации национального проекта "Жилье и городская среда" (далее - работы).
В соответствии с пунктом 1.2 Контракта выполнение работ осуществляется в соответствии с Перечнем объектов (Приложение N 1), графиком выполнения работ (Приложение N 2), Техническим заданием (Приложение N 3), сметной документацией (Приложение N 4) и схемами (Приложение N 5), являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
При этом, согласно пункту 1.3 Контракта Подрядчик обязуется выполнить на свой риск собственными силами и средствами весь комплекс работ в соответствии с условиями Контракта и передать его Заказчику.
Приложение N 1 к Контракту содержит следующие перечень объектов, на которых необходимо выполнить работы по благоустройству:
N п/п |
Наименование объекта |
Виды работ |
1. |
Кимовский район, п.Епифань, ул.Красная площадь, д.7 |
Выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия дворовой территории по ул. Красная площадь д. 7, п. Епифань Тульской области в рамках проекта "Формирование современной городской среды" |
2. |
Кимовский район, п.Епифань, ул.Красная площадь, д.9 |
Выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия дворовой территории по ул. Красная площадь д. 9, п. Епифань Тульской области в рамках проекта "Формирование современной городской среды" |
3. |
Кимовский район, п.Епифань, ул.Красная площадь, д.10 |
Выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия дворовой территории по ул. Красная площадь д. 10, п. Епифань Тульской области в рамках проекта "Формирование современной городской среды" |
4. |
Кимовский район, п.Епифань, ул.Красная площадь, д.7,9,10 |
Выполнение работ по благоустройству дворовой территории по ул. Красная площадь д. 7, 9. 10 п. Епифань Тульской области в рамках проекта "Формирование современной городской среды" |
5. |
Кимовский район, п.Новольвовск, ул.Центральная, д.18; 20 |
Выполнение работ по благоустройству дворовой территории по адресу: п. Новольвовск, ул. Центральная дома N 18; 20 |
Разделом 4 Контракта установлены следующие сроки выполнения работ:
"4.1. Подрядчик обязуется выполнить работы в сроки, установленные контрактом и графиком выполнения работ (Приложение N 2 к Контракту):
Дата начала работ по контракту: при наступлении благоприятных погодных условий, но не позднее 01.05.2021;
Дата окончания работ по контракту: 20.08.2021.
Этапы выполнения работ предусмотрены графиком выполнения работ (Приложение N 2 к Контракту)".
Приложение N 2 к Контракту содержит следующий график выполнения работ:
N Этапа |
Наименование(вид)работ |
Объем работ, руб. |
Дата начала работ |
Дата окончания работ |
1. |
Выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия дворовой территории по ул. Красная площадь д.7, п. Епифань Тульской области в рамках проекта "Формирование современной городской среды" |
295 877,32 |
при наступлении благоприятных погодных условий, но не позднее 01.05.2021 |
30.05.2021 |
Выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия дворовой территории по ул. Красная площадь д.9, п. Епифань Тульской области в рамках проекта "Формирование современной городской среды" |
240 070,80 |
07.05.2021 |
06.06.2021 |
|
Выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия дворовой территории по ул. Красная площадь д.10, п. Епифань Тульской области в рамках проекта "Формирование современной городской среды" |
240 122,68 |
14.05.2021 |
13.06.2021 |
|
Выполнение работ по благоустройству дворовой территории по ул. Красная площадь д.7, 9. 10 п. Епифань Тульской области в рамках проекта "Формирование современной городской среды" |
55 765,61 |
14.06.2021 |
01.07.2021 |
|
2. |
Выполнение работ по благоустройству дворовой территории по адресу: п. Новольвовск, ул. Центральная дома N18;20 |
1 029 076,46 |
05.07.2021 |
20.08.2021 |
Пункт 12.1 Контракта содержит следующие положения:
"Срок действия контракта: с момента заключения по 15.10.2021 года (включительно) (срок действия контракта включает срок выполнения работ, период приемки результатов выполненных работ, в том числе экспертизы результатов исполнения обязательств по контракту, и оплаты за выполненные работы).
Окончание срока действия контракта не влечет прекращение обязательств сторон по контракту".
Разделом 5 Контракта определен порядок сдачи и приемки работ.
Из материалов дела установлено следующее.
В соответствии с пунктами 6.1.5.1, 6.1.5.4 Контракта перед началом выполнения работ Подрядчик обязан:
6.1.5.1. В течение 10 дней с момента заключения контракта установить на объекте информационные таблички с указанием наименования ремонтных работ, названия исполнителя работ (подрядчика, генподрядчика), фамилии, должности и номеров телефонов ответственного производителя работ по объекту, представителя Заказчика, курирующего работы по настоящему контракту, сроков начала и окончания работ. При изготовлении информационных табличек подрядчик должен использовать материалы, устойчивые к погодным воздействиям. Нанесение информации на таблички может производиться по технологии аппликации пленкой или широкоформатной печати на пленке. Размер информационной таблички должен быть не менее 500 мм х 700 мм. Содержание и формат табличек должен быть согласован с Заказчиком.
Подрядчик обязан ежедневно следить за наличием и надлежащим состоянием информационных табличек и предоставлять соответствующие фотоматериалы Заказчику.
6.1.5.4. В течение 1 (одного) календарного дня после подписания Контракта приказом назначить своего ответственного производителя работ, его заместителя и ответственного по технике безопасности, а также составить график их работы. Копия приказа передается Заказчику. Ответственный представитель Подрядчика или его заместитель должны постоянно находиться на объекте во время выполнения работ. Надзор со стороны Заказчика не ограничивает общую ответственность Подрядчика за надлежащее и квалифицированное исполнение своих работ.
28.04.2021 Заказчик направил Подрядчику письмо (исх. N 08-05/596 от 28.04.2021), в котором сообщил, что Обществом пункты 6.1.5.1, 6.1.5.4 Контракта не исполняются. Кроме того, Заказчик проинформировал Подрядчика, что технический (строительный) надзор за ходом выполнения работ по благоустройству осуществляет ООО Научно-производственная фирма "ДОРКОНТРОЛЬ".
19.05.2021 Заказчик направил Подрядчику письмо (исх. N 08-05/666 от 19.05.2021), в котором сообщил, что по состоянию на 12.05.2021 Общество к работам не приступило, в связи с чем, в случае дальнейшего неисполнения обязательств ООО "СТРОИТЕЛЬСТВО И ИНВЕСТИЦИИ", Администрацией будет принято решение о расторжении Контракта в одностороннем порядке, а также применены санкции в соответствии положениями Контракта.
27.05.2021 Подрядчик направил Заказчику письмо (исх. N 10/2021 от 27.05.2021), в котором указал, что в процессе выполнения работ на одном из объектов (Тульская область, Кимовский район, п. Епифань, ул. Красная Площадь, дом 10) было выявлено поверхностное пролегание канализационной трубы, что влечет невозможность осуществления уплотнения грунта двухвальцовым катком.
21.06.2021 Заказчик на указанное письмо направил Подрядчику ответ (письмо исх. N 13-12/3409 от 21.06.2021), в котором сообщил, что указанная в письме Общества исх. N 10/2021 от 27.05.2021 направлена в администрацию муниципального образования Епифанское Кимовского района.
29.07.2021 Заказчик направил Подрядчику письмо (исх. N 08-05/1100 от 29.07.2021), в котором указал, что согласно графику (Приложение N 2 к Контракту) сроком выполнения работ по адресу п. Новольвовск, ул. Центральная, д. 18, является: дата начала - 05.07.2021, дата окончания - 20.08.2021. При этом, по состоянию на 27.07.2021 Подрядчик к выполнению работ на данном участке не преступал.
В указанном письме Заказчик также сообщил о том, что в связи с неисполнением обязательств со стороны Подрядчика Администрацией будет принято решение о расторжении Контракта в одностороннем порядке, а также применены санкции в соответствии положениями Контракта.
Согласно части 8 статьи 95 Закона расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.2 Контракта предусмотрено, что допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения обязательств, в том числе в случаях (но не ограничиваясь указанными):
- задержка Подрядчиком начала этапа производства работ более чем на 10 дней по причинам, не зависящим от Заказчика;
- систематические нарушения Подрядчиком условий Контракта, ведущие к снижению качества работ в соответствии с пунктом 6.1.14 настоящего Контракта;
- применение к Подрядчику актов и решений государственных органов в рамках действующего законодательства, лишающих Подрядчика права на производство работ;
- неоднократное (два и более раз) невыполнение этапов работ, предусмотренных графиком выполнения работ по объекту (Приложение N2);
- несоблюдения Подрядчиком требований по качеству работ, если исправление соответствующих некачественно выполненных работ влечет задержку окончания работ более чем на 15 дней;
- отступления Подрядчика в работе от условий контракта или иные недостатки результата работы, которые не были устранены в установленный Заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми;
- существенного нарушения Подрядчиком требований к качеству оборудования, материалов, используемых при выполнении работ, а именно обнаружение Заказчиком неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков;
- если в ходе исполнения контракта установлено, что Подрядчик и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения Подрядчика;
- несоблюдения подрядчиком требований по качеству работ, если исправление соответствующих некачественно выполненных работ влечет задержку окончания работ более чем на 15 дней;
- иные случаи, предусмотренные настоящим Контрактом и действующим законодательством.
В связи с тем, что Подрядчик не выполнил работы по объекту "Выполнение работ по благоустройству дворовой территории по адресу: п. Новольвовск, ул. Центральная дома N18; 20" в полном объеме, при этом не приступив к их исполнению, Заказчиком 02.08.2021 принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта исх. N 08-05/116 (далее - Решение).
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Комиссией установлено, что 03.08.2021 информация о принятом Заказчиком Решении размещена в единой информационной системе.
03.08.2021 Заказчик направил Решение Подрядчику по почте заказным письмом (почтовый идентификатор 30172061023159, вручение адресату почтальоном), а также по адресу электронной почты, согласованной сторонами Контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
14.08.2021 Заказчик направил Подрядчику письмо (исх. N 08-05/1211 от 16.08.2021), в котором содержится следующая информация:
"В результате проверки исполнительной документации заказчиком и ООО НПФ "Дорконтроль", осуществляющим функции технического (строительного) контроля, по объектам:
- ремонт асфальтобетонного покрытия дворовой территории по ул.Красная площадь д.7, п. Епифань Тульской области в рамках проекта "Формирование современной городской среды"
- ремонт асфальтобетонного покрытия дворовой территории по ул. Красная площадь д.9, п. Епифань Тульской области в рамках проекта "Формирование современной городской среды"
- ремонт асфальтобетонного покрытия дворовой территории по ул. Красная площадь д.10, п. Епифань Тульской области в рамках проекта "Формирование современной городской среды"
- благоустройство дворовой территории по ул. Красная площадь д.7, 9. 10 п. Епифань Тульской области в рамках проекта "Формирование современной городской среды",
выявлено несоответствие представленной Подрядчиком исполнительной документации по составу (комплектности), полноте и достоверности предъявленных документов в составе Исполнительной документации, по её оформлению.
Предоставления исполнительной документации по положениям пункта 5.1 Контракта, требованиям к полноте и оформлению исполнительной документации Министерства ЖКХ Тульской области, нормативных требований СП 48.13330.2011, не позволяют произвести приемку и подписание комплекта исполнительной документации в существующем виде".
Комиссией Заказчика проведены контрольные мероприятия выполненных работ по ремонту асфальтобетонного покрытия дворовых территорий по адресу п. Новольвовск, ул. Центральная, д. 18, д. 20, в ходе которых 16.08.2021, 20.08.2021, 26.08.2021 были составлены Акт комиссионного обследования объекта, выполненного в рамках реализации программы "Формирование современной городской среды на 2018-2024 годы" в 2021 году.
Указанные акты содержат информацию о том, что Подрядчик на указанном объекте к работам по состоянию на 16.08.2021, 20.08.2021, 26.08.2021 не приступал.
26.08.2021 Подрядчик направил Заказчику письмо (исх. N 07-20/10 от 26.08.2021), к которому приложил всю необходимую (предусмотренную Контрактом) исполнительную документацию по следующим видам работ и объектам, на которых работы были выполнены Обществом:
1. Выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия дворовой территории по ул. Красная площадь д.7, п. Епифань Тульской области в рамках проекта "Формирование современной городской среды";
2. Выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия дворовой территории по ул. Красная площадь д.9, п. Епифань Тульской области в рамках проекта "Формирование современной городской среды";
3. Выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия дворовой территории по ул. Красная площадь д.10, п. Епифань Тульской области в рамках проекта "Формирование современной городской среды";
4. Выполнение работ по благоустройству дворовой территории по ул. Красная площадь д.7, 9. 10 п. Епифань Тульской области в рамках проекта "Формирование современной городской среды".
02.09.2021 Подрядчик направил Заказчику письмо (исх. N 07-20/10 от 02.09.2021), к которому повторно приложил всю необходимую (предусмотренную Контрактом) исполнительную документацию по видам работ и объектам, указанных в письме от 26.08.2021.
09.09.2021 Комиссией Заказчика проведено контрольное мероприятие выполненных работ по ремонту асфальтобетонного покрытия и благоустройству дворовых территорий по адресам:
1. Кимовский район, п. Епифань, ул. Красная площадь, д.7;
2. Кимовский район, п. Епифань, ул. Красная площадь, д.9;
3. Кимовский район, п. Епифань, ул. Красная площадь, д.10.
По результатам контрольного мероприятия 09.09.2021 составлен Акт комиссионного обследования объекта, выполненного в рамках реализации программы "Формирование современной городской среды на 2018-2024 годы" в 2021 году, содержащий следующие выводы:
"На момент комиссионного обследования работы по ремонту асфальтобетонного покрытия и благоустройству дворовых территорий муниципального образования Епифанское (ул. Красная площадь д. 7, д. 9, д. 10) Кимовского района в рамках реализации национального проекта "Жилье и городская среда" - завершены.
Комиссии представлены: Экспертное заключение по контракту N 07- 20/10 от 22.03.2021 года, выполненное экспертом Погореловой Н.С., председателем комитета жилищно-коммунального хозяйства, акты выполненных работ (форма КС-2) оформленные в установленном порядке, завизированные исполнительным директором ООО НПФ "ДОРКОНТРОЛЬ" Пупковым В.В., осуществляющего строительный контроль, подтверждающий выполнение работ на сумму 814 075,19 руб. (восемьсот четырнадцать тысяч семьдесят пять рублей девятнадцать копеек).
Виды выполненных работ:
Ремонт асфальтобетонного покрытия и благоустройство дворовых территорий муниципального образования Епифанское (ул. Красная площадь д. 7, д. 9, д. 10) Кимовского района в рамках реализации национального проекта "Жилье и городская среда".
Работы выполнены в полном объеме, соответствуют утвержденному дизайн-проекту, техническому заданию к Контракту".
09.09.2021 Заказчик подписал акт сдачи-приемки выполненных работ, а также иную исполнительная документация по подпунктам 1-4 Приложения N 1 Контракту, представленные Подрядчиком, на сумму 814 075,19 рублей.
Исходя из представленных в материалы настоящего дела документов следует, что Общество не приступило и, соответственно, не выполнило работы в полном объеме по одному из объектов (Выполнение работ по благоустройству дворовой территории по адресу: п. Новольвовск, ул. Центральная дома N 18; 20).
Комиссией установлено, что в срок, установленный вышеуказанными нормами статьи 95 Закона, выявленные нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "ИНВЕСТИЦИИ И СТРОИТЕЛЬСТВО" устранены не были, вследствие чего Заказчик посчитал такое Решение вступившим в законную силу и Контракт расторгнутым, в связи с чем, направил в Тульское УФАС России соответствующее обращение.
Изучив обстоятельства, на основании которых принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, оценив действия сторон Контракта при его исполнении, Комиссия приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 2 Закона предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
В силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1. при существенном нарушении договора другой стороной;
2. в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Пунктом 1 статьи 702 ГК РФ установлено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров (пункт 2 статьи 702 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Согласно пункту 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
При этом пунктом 1 статьи 740 ГК РФ предусмотрено, что по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (пункт 2 статьи 715 ГК РФ).
Таким образом, условие о сроках выполнения работы является существенным для договора подряда.
Из материалов рассматриваемого дела следует, что Обществом в установленные Контрактом сроки работы, предусмотренные Контрактом, выполнены не были.
При этом Подрядчик не приступил к выполнению своих обязательств, предусмотренных Контрактом.
При таких обстоятельствах, следует признать, что невыполнение работы в установленный срок является нарушением существенных условий Контракта, и нарушение данных условий Контракта фактически не позволило Заказчику получить требуемый результат в установленные сроки.
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для принятия Заказчиком Решения.
Ввиду данного факта Комиссия приходит к выводу о том, что Решение не противоречит Закону и является обоснованным.
Частью 16 статьи 95 Закона установлено, что информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 7 статьи 104 Закона в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Согласно подпункту "а" пункта 13 Правил ведения реестра орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
Пунктом 15 Правил ведения реестра установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр недобросовестных поставщиков, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Анализ представленных в материалы дела доказательств и сведений позволил Комиссии прийти к следующим выводам.
Как было отражено выше, ООО "ИНВЕСТИЦИИ И СТРОИТЕЛЬСТВО" не приступило к выполнению работ по объекту "Выполнение работ по благоустройству дворовой территории по адресу: п. Новольвовск, ул. Центральная дома N 18; 20" в установленный Контрактом срок.
Кроме того, представитель Заказчика на заседании Комиссии сообщил, что Общество, в нарушение пункта 1.3 Контракта, который обязывает Подрядчика выполнить на свой риск собственными силами и средствами весь комплекс работ, привлекал к выполнению работ субподрядчика ООО "Викронэксим" (ИНН 7713629355).
Согласно пунктам 1-3 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 определено, что для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.
Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Проанализировав документы и сведения, представленные в материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
1. Заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещению в единой информационной системе не допущено.
2. В материалы дела Заказчиком представлены документы и информация, подтверждающие факты существенного нарушения Обществом условий Контракта.
3. Согласно положениям действующего гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск и под свою ответственность.
Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Принимая решение об участии в процедуре публичных закупок и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом, в случае совершения им действий (бездействия), приведших к невозможности надлежащего исполнения принятых на себя обязательств.
Доказательств возникновения у Общества вследствие непреодолимой силы каких-либо обстоятельств, не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства и условия Контракта, в Тульское УФАС России не представлено.
Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение ООО "ИНВЕСТИЦИИ И СТРОИТЕЛЬСТВО" условий Контракта произошло по вине Заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий Контракта, либо по вине третьих лиц, не предоставлено.
Так как Обществом не были предприняты все необходимые и разумные меры для надлежащего исполнения Контракта, то включение информации в отношении ООО "ИНВЕСТИЦИИ И СТРОИТЕЛЬСТВО" в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения заказчиков от недобросовестных поставщиков.
При таких обстоятельствах, исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года информацию об обществе с ограниченной ответственностью "ИНВЕСТИЦИИ И СТРОИТЕЛЬСТВО" (ИНН 5018205713; 141076, Московская область, г. Королев, проезд Калининградский, дом 1, помещение 2); генеральный директор (учредитель (участник)) Арутюнян Алина Красики, ИНН 501806962802) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 22.03.2021 N 07-20/10 на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий муниципального образования Епифанское и муниципального образования Новольвовское Кимовского района в рамках реализации национального проекта "Жилье и городская среда" (закупка N 0366200035621000530, реестровый номер контракта 3711500446021000023).
2. Датой включения информации в отношении общества с ограниченной ответственностью "ИНВЕСТИЦИИ И СТРОИТЕЛЬСТВО" в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Правил в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 11 статьи 104 Закона.
Приложение N 1
Дата события* |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
13.09.2021 |
16.09.2021 |
20.09.2021 (с учетом уведомления о несоответствии обращения о включении информации об участнике закупки ил о поставщике (подрядчике, исполнителе) в РНП от 17.09.2021 исх. N 4/5299) |
0 |
20.09.2021 |
27.09.2021 |
27.09.2021 |
0 |
30.09.2021 |
30.09.2021 |
0 |
4 |
*Дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 27 сентября 2021 г. N 071/06/104-845/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.10.2021