Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок К.А. Сомова,
Члена Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.С. Лушниковой,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
П.А. Ступченко,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференц-связи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей:
ФГУП "Федеральный экологический оператор": Г.Ш. Пичхадзе,В.С. Головинского,
Сибирского филиала ФГУП "УВО Минтранса России": И.А. Кононовой,С.П. Мацукова, М.Ю. Кондратьевой,
рассмотрев жалобу Сибирского филиала ФГУП "УВО Минтранса России" (далее - Заявитель) на действия ФГУП "Федеральный экологический оператор" (далее-Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по охране объектов филиала "Сибирский территориальный округ" ФГУП "ФЭО" (Закупка
N 0573100002521000651) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014
N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся в признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям аукционной документации по результатам рассмотрения вторых частей заявок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком не представлены в полном объеме документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России,а именно: надлежащим образом заверенные копии заявок участников при проведении вышеуказанного аукциона; заверенную копию приказа (иной акт) со всеми изменениями о создании Комиссии, действующей при проведении закупки; заверенную копию положения (иного акта), устанавливающего полномочия и обязанности членов Комиссии, действующей при проведении закупки; сведения о членах Комиссии, действующей при проведении закупки (паспортные данные), что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 10.09.2021 N0573100002521000651-3 заявка Сибирского филиала ФГУП "УВО Минтранса России" (идентификационный номер заявки - 4) признана не соответствующей требованиям аукционной документации на следующем основании: "В соответствии c пунктом 2 части 6 статьи 69 Закона N 44-ФЗ, заявка участника ФГУП "УВО Минтранса России" признана несоответствующей требованиям части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ и подпункта 1 пункта 4.1.1 подраздела 4.1 Раздела 4 аукционной документации, а именно требованиям статьи 8 (в части охраны объектов, являющихся федеральной собственностью и закрепленных на праве хозяйственного ведения за подведомственными Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" федеральными государственными унитарными предприятиями) и статьи 26 Федерального закона от 14.04.1999 N 77-ФЗ "О ведомственной охране".
В нарушение требований пятого абзаца статьи 8 Федерального закона от 14.04.1999 N 77-ФЗ "О ведомственной охране" ФГУП "УВО Минтранса России" относится к ведомственной охране Министерства транспорта Российской Федерации и предназначается для защиты охраняемых объектов, находящихся в сфере ведения Министерства транспорта Российской Федерации, от противоправных посягательств, а также участвует в обеспечении транспортной безопасности в соответствии с законодательством о транспортной безопасности (пункт 2 Положения о ведомственной охране Министерства транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.2001 N 743).
В соответствии с абзацем 17 статьи 8 Федерального закона от 14.04.1999
N 77-ФЗ "О ведомственной охране" приказом Минтранса России от 03.08.2016
N 222 утвержден перечень охраняемых объектов подразделениями ФГУП "УВО Минтранса России" (далее - Перечень). В указанном Перечне объекты ФГУП "ФЭО", подлежащие охране в рамках настоящего предмета закупки, отсутствуют. Кроме того, в соответствии с Положением о ведомственной охране Министерства транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.2001 N 743, в перечень подведомственных Минтрансу России организаций ФГУП "ФЭО" не входит.
Учитывая вышеизложенное, ФГУП "УВО Минтранса России" не вправе осуществлять охрану объектов использования атомной энергии ФГУП "ФЭО".
Данная позиция подтверждается письмами ФАС России от 04.07.2018
N ИА/50781/18 "По вопросу о заключении государственных контрактов на оказание услуг по охране объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется" и ФАС России N ИА/48336/18, Росгвардии N 1/5277 от 27.06.2018 "О позиции ФАС России и Росгвардии по вопросу заключения государственных контрактов на оказание услуг по охране объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется".
В силу п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч.1, ч.1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Комиссией Управления установлено, что в п.22 информационной карты аукционной документации установлены требования к участникам закупки: "Участники электронного Аукциона должны отвечать требованиям, установленным в подразделе 4.1. Документации об электронном аукционе, в том числе:
- в соответствии с пунктом 17 Перечня объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется (приложение N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности") участник закупки не может являться лицом, осуществляющим частную охранную деятельность".
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п.1 ч.1, ч.2 и 2.1 ст.31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п.3-9 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления, не согласившись с доводами жалобы Заявителя, представители Заказчика пояснили, что в аукционной документации установлено требование к участникам закупки, в соответствии с которым участник закупки не может являться лицом, осуществляющим частную охранную деятельность.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 8 Федерального закона от 14.04.1999 N 77-ФЗ "О ведомственной охране" (далее - Закон о ведомственной охране) ведомственная охрана осуществляет защиту охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и (или) находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных государственных органов. В соответствии с указанной нормой ведомственной охраной осуществляется защита объектов государственной собственности, находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов и объектов иных форм собственности, находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов.
При этом предметом закупки является оказание охранных услуг в отношении объектов ФГУП "ФЭО", осуществляющего государственное управление использования атомной энергии. Объекты закреплены на праве хозяйственного ведения за ФГУП "ФЭО". В отношении ФГУП "ФЭО" полномочия собственника осуществляет Госкорпорация "Росатом". Согласно приказу Госкорпорация "Росатом" от 19.07.2021 N 1/11-НПА-ДСП объекты, подлежащие охране в рамках предмета закупки, в соответствии с пунктом 2.1 раздела 8 "Техническая часть" аукционной документации включены в Перечень объектов, находящихся в ведении Госкорпорация "Росатом" и охраняемых подразделениями акционерного общества "Ведомственная охрана Росатома".
В соответствии с положениями Федерального закона от 01.12.2007 N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Госкорпорация "Росатом" не является государственным органом.
Таким образом, абзац 2 части 1 статьи 8 Закона о ведомственной охране не применим в отношении объектов организации, осуществляющей государственное управление использования атомной энергии.
В свою очередь в отношении указанных объектов применимы положения абзаца 5 части 1 статьи 8 Закона о ведомственной охране объектов, являющихся федеральной собственностью и закрепленных на праве хозяйственного ведения за подведомственными Госкорпорации "Росатом" федеральными государственными унитарными предприятиями.
Согласно вышеуказанной норме, защита объектов, являющихся федеральной собственностью и закрепленные на праве хозяйственного ведения за подведомственными Госкорпорация "Росатом" федеральными государственными унитарными предприятиями осуществляется силами ведомственной охраны.
Таким образом, Закон о ведомственной охране разграничивает объекты, подлежащие ведомственной охране, в зависимости от принципа ведомственной/отраслевой принадлежности, соответственно ограничивая круг субъектов, уполномоченных на оказание услуг ведомственной охраны.
Кроме того, статьей 8 Закона о ведомственной охране определено, что в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, федеральными государственными органами и организациями, имеющими право на создание ведомственной охраны, утверждаются перечни охраняемых объектов.
Таким образом, правоспособность организаций ведомственной охраны ограничивается охраной только тех объектов, которые включены в перечни охраняемых объектов. Следовательно, определяющим признаком того, силами какой ведомственной охраны осуществляется защита объектов, является отнесение к сфере ведения федерального государственного органа независимо от формы собственности объектов, подлежащих охране.
Так, из содержания устава ФГУП "УВО Минтранса России" следует, что предприятие создано на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 11.10.2001 N 743 "Об утверждении Положения о ведомственной охране Министерства транспорта Российской Федерации" (далее - постановление N743).
Согласно ч.9 ст. 105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Не согласившись с решением аукционной комиссии Заказчика, а также озвученной позицией представителей Заказчика, представители Заявителя пояснили следующее.
Действующая редакция статьи 8 Закона о ведомственной охране не ограничивает, а напротив, прямо указывает на допустимость службам ведомственной охраны осуществлять охрану объектов государственной собственности, не находящихся в сфере ведения учредителей службы, о чем прямо указано в Определении Верховного суда Российской федерации от 07.06.2019 N 307-КГ18-26407.
Таким образом, нормы Закона о ведомственной охране позволяют сделать вывод о том, что организации ведомственной охраны не ограничены в объектах охраны исключительно теми объектами, которые находятся в ведении создавших эти организации государственных органов, в связи с чем участие в закупке на охрану объектов, являющихся государственной собственностью и находящихся в ведении иных государственных органов, вправе принимать любые заинтересованные лица, соответствующие требованиям к участникам закупки, независимо от ведомственной принадлежности объектов.
Более того, согласно статье 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
В силу статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации, учредительным документом унитарного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.
Согласно статье 3 Федерального закона от 14.11.2002 N161-ФЗ
"О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Согласно положениям Устава ФГУП "УВО Минтранса России", утвержденного распоряжением Минтранса России от 07.04.2020 N ЕД-76-р, предприятие создано в целях осуществления деятельности, предусмотренной Законом о ведомственной охране по защите объектов, являющихся государственной собственностью, а также объектов иных форм собственности, находящихся в сфере ведения Министерства транспорта Российской Федерации, от противоправных посягательств, и оказания услуг юридическим и физическим лицам по охране объектов.
На основании изложенного, ни нормами Закона о ведомственной охране, ни положениями устава ФГУП "УВО Минтранса России" не установлен запрет на принятия участия в процедурах закупок охранных услуг и/или заключения договоров в отношении объектов, не находящихся в сфере ведения Минтранса России.
При этом ФГУП "УВО Минтранса России", основываясь на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона N161-ФЗ
"О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и положениях устава наделено правоспособностью оказывать охранные услуги не только в отношении объектов, отнесенных к сфере ведения Минтранса России.
Перечень охраняемых объектов является перечнем объектов, подлежащих защите от противоправных посягательств, утверждается соответствующим федеральным государственным органом и рассматривается как перечень объектов, защита от противоправных посягательств которых должна обеспечиваться соответствующей ведомственной охраной в обязательном порядке.
Ввиду отсутствия установленного порядка формирования перечней и критериев определения объектов для внесения в перечень, федеральный государственный орган руководствуется отнесением деятельности, осуществляемой на указанном объекте к сфере ведения федерального государственного органа, а также не ограничен на включение в указанный перечень и иных объектов.
При этом, в случае если объекты включены в перечень, утвержденный соответствующим федеральным государственным органом, то охрана этих объектов должна обеспечиваться соответствующей ведомственной охраной в обязательном порядке, а возможность охраны этих объектов иными силами (субъектами охраны) исключается.
Таким образом, при внесении Минтрансом России объектов в Перечень их охрана должна обеспечиваться ведомственной охраной Минтранса России в обязательном порядке.
При наличии специальной правоспособности у ведомственной охраны на оказание охранных услуг и в отсутствие запрета на охрану объектов вне перечня, что следует из Положения о ведомственной охране и устава предприятия, заключение договора на охрану объекта, сведения о котором не содержатся в перечне, не влечет возникновение нарушений законодательства Российской Федерации, в случае обратного это противоречило бы целям создания ведомственной охраны.
Исходя из вышеприведенных положений законодательства и Устава, по мнению представителей Заявителя, ФГУП "УВО Минтранса России" вправе оказывать услуги не только в отношении объектов, отнесенных к сфере ведения Минтранса России и включенный в перечень охраняемых объектов.
Данная позиция также подтверждается Определением Верховного суда Российской федерации от 07.06.2019 N 307-КГ18-26407 (по делу NА56-1296/2018), постановлении Арбитражного суда Московского округа от 25.02.2020 N Ф05-12/20 по делу N А40-134139/2019.
Рассмотрев представленные документы и сведения, а также принимая во внимание пояснения сторон, Комиссией Управления установлено следующее.
Имеющие право на создание государственной ведомственной охраны федеральные органы исполнительной власти определяются Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 5 Закона о ведомственной охране).
В пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 12.07.2000 N 514 "Об организации ведомственной охраны" установлено, что к числу федеральных органов исполнительной власти, наделенных правомочиями по созданию государственной ведомственной охраны, относится Министерство транспорта Российской Федерации.
Согласно Уставу ФГУП "УВО Минтранса России", данное предприятие является ведомственной охраной Министерства транспорта Российской Федерации и находится в его ведении.
Положениями Устава предусмотрено, что предприятие создано в целях осуществления деятельности, предусмотренной Законом о ведомственной охране по защите объектов, являющихся государственной собственностью, а также объектов иных форм собственности, находящихся в сфере ведения Министерства транспорта Российской Федерации, от противоправных посягательств, и оказания услуг юридическим и физическим лицам по охране объектов (пункты 2.1, 2.3, 2.3.1.1).
Исходя из вышеприведенных положений законодательства и Устава, ФГУП "УВО Минтранса России" вправе оказывать услуги в отношении охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью, в связи с чем у аукционной комиссии не имелось оснований считать его заявку не соответствующей требованиям действующего законодательства и документации об аукционе.
Кроме того данная позиция однозначно отражена в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 07.06.2019 N 307-КГ18-26407 по делу N А56-1296/2018.
В соответствии с ч.1 ст.69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с ч.19 ст.68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно ч.6 ст.69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 7 ст. 69 Закона о контрактной системе, принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что решение аукционной комиссии Заказчика о признании заявки Сибирского филиала
ФГУП "УВО Минтранса России" несоответствующей является неправомерным и принято в нарушение ч.7 ст.69 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Сибирского филиала ФГУП "УВО Минтранса России" на действия аукционной комиссии ФГУП "Федеральный экологический оператор" обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение ч.7 ст. 69 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде г. Москвы) в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ, в течение 3(трех) месяцев с даты его принятия.
Заместитель председателя Комиссии К.А. Сомов
Члены Комиссии Н.С. Лушникова
П.А. Ступченко
Исп. Лушникова Наталья Сергеевна
тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 23 сентября 2021 г. N 077/06/106-16919/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.09.2021