Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.С. Лушниковой,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
П.А. Ступченко,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей Департамента развития новых территорий города Москвы: С.П. Майорова, М.Е. Малахова,
а также третьего лица: Н.О. Доброва,
в отсутствие представителей ООО "БалтСоюзТрейдинг", о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 21.09.2021 NЕО/57552/21,
рассмотрев жалобу ООО "БалтСоюзТрейдинг" (далее - Заявитель) на
действия Департамента развития новых территорий города Москвы (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку хозяйственного инвентаря для первоначального оснащения объекта "Реконструкция существующего здания школы N 2075 со строительством пристройки на 300 мест, поселение Краснопахорское, поселок Красная Пахра" (Пристройка) (Закупка N 0173200025421000143) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 21.09.2021 NЕО/57552/21 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Заявитель в составе жалобы указывает на то, что Заказчиком в нарушение Закона о контрактной системе не установлены ограничения, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2020 N878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление N878), поскольку закупаемый Заказчиком товар "Рулетка", включен в перечень постановления N878 и наличествует в едином реестре российской радиоэлектронной продукции,.
На основании п.2,1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1)в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование
страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2)использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п.10 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Согласно ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в рамках данной закупки Заказчиком установлены требования к товару по п. "Рулетка": "Свойства: Должна иметь функции измерения расстояния, трекинга, сложения, вычитания, вычисления площади, вычисления объема", относящемуся к коду ОКПД2 26.51.12.110 "Дальнометры, теодолиты и тахиметры", который, в свою очередь, включен в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением N878, при этом в нарушение п.10 ст.42, ч.1 ст.64, ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в составе аукционной документации в единой информационной системе в сфере закупок отсутствует ограничение, предусмотренное положениями постановления N878.
2. В составе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком установлены неправомерные требования к товару по п. "Лестница стремянка алюминиевая тип 1": "Рабочая высота: от 4 до 4,5 м".
Так, в соответствии с инструкцией по заполнению заявки:
"- Целая часть числа отделяется от дробной символом ".",
- В случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный(-ые) показатель (-и) из данного диапазона не включая крайние значения,
- В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "запятая", союза "и", - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз.
Таким образом, по мнению Заявителя, невозможно поставить товар удовлетворяющий требованиям Заказчика, поскольку фактически Заказчику требуется лестница с рабочей высотой "от 4 до 4 м" и "5 м".
Кроме того Заявитель также указывает на установление неправомерных требований по п. "Ручной лобзик": "Длина лезвия: >120 м", поскольку ручных лобзиков с указанной длиной не существует физически.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с вышеуказанными доводами жалобы и пояснил, что требования к твоарам описаны вышеуказанным образом вследствие технической ошибки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности вышеприведенных доводов жалобы и о нарушении Заказчиком положений п.1 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Заявитель указывает, что Заказчиком установлены требования к товару по п. "Диэлектрические коврики ГОСТ 4997-75": "Температура эксплуатации: -15...+80* ", противоречащие положениям ГОСТ 4997-75 "Ковры диэлектрические резиновые. Технические условия" (далее - ГОСТ 4997-75), поскольку в соответствии с пунктом 1.2. ГОСТ 4997-75 в зависимости от назначения и условий эксплуатации диэлектрические резиновые ковры должны изготовляться двух групп:
1-я - для работы при температуре от минус 15 до плюс 40 °С;
2-я - маслобензостойкая, для работы при температуре от минус 50 до плюс 80 °С, при этом при плюс 80 °С - не более 3000 ч.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с вышеуказанным доводом жалобы и пояснил, что указанные нарушения допущены вследствие технической ошибки и спорные требования представляют собой избыточное описание товара.
Более того, Комиссия Управления отмечает, что как самостоятельный факт в части параметра группы и в части параметра температуры достаточно предъявления требования о соответствии ГОСТ 4997-75 без установления вариативных значений, поскольку стандартом не предусмотрены иные группы, помимо 1 и 2, а потому предъявление требования к группе в форме альтернативы "1 или 2" не несет описания потребности Заказчика, в то время как диапазон рабочих температур прямо следует из группы. При таких данных с учетом формулировки требований Заказчика и совокупности требуемых значений, диэлектрические коврики, изготовленные по ГОСТ 4997-75, в любом случае удовлетворяют в части группы и температуры заявленным требованиям Заказчика, а потому описание таких параметров является избыточным.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности вышеприведенного довода жалобы и о нарушении Заказчиком положений ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Одновременно с этим в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
Согласно ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
04.08.2021 Московским УФАС России рассмотрена жалоба
ООО "БалтСоюзТрейдинг" на действия Заказчика при проведении аукциона, по результатам рассмотрения которой в действиях Заказчика установлены нарушения п.10 ст.42, п.1,2 ч.1, ч.2 ст.33, ч.1 ст.64, ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе, в связи с чем Заказчику было выдано обязательное для исполнения предписание по делу N 077/06/106-13449/2021 от 04.08.2021, согласно которому Заказчику надлежит, в частности: привести документацию об аукционе в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 04.08.2021 по делу N077/06/106-13449/2021 и разместить соответствующую документацию в единой информационной системе.
Так, Комиссия Московского УФАС России в решении по делу N077/06/106-2292/2021 от 12.02.2021 указала в частности на то, что Заказчиком в технической части аукционной документации установлены требования к товару "Доска гладильная" в противоречие с позицией КТРУ 31.09.11.190-00000011. Так, в решении определено, что характеристики "Длина шнура", "Максимальная нагрузка", установленные Заказчиком в требованиях к гладильной доске, не содержатся в описании позиции КТРУ 31.09.11.190-00000011. При этом обоснования необходимости использования дополнительных характеристик, не приведенных в КТРУ, в документации не представлено.
В рассматриваемой актуальной редакции документации Заказчиком в неизменном виде оставлены характеристики "Длина шнура", "Максимальная нагрузка", отсутствующие в описании позиции КТРУ 31.09.11.190-00000011, а также не приведено обоснование необходимости их использования.
Помимо этого, на заседании Комиссии Управления установлено, что в рамках рассматриваемой закупки поставке подлежит в частности фонарь бытовой, включенный в расчет начальной (максимальной) цены контракта (п.46 файла расчета начальной (максимальной) цены контракта, размещенного в ЕИС).
В то же самое время в решении по делу N 077/06/106-13449/2021 от 04.08.2021 Комиссией Московского УФАС России установлено, что товар "Фонарь бытовой светодиодный", относящийся к коду ОКПД2 27.40.21 "Светильники и фонари электрические переносные, работающие от встроенных батарей сухих элементов, аккумуляторов, магнето", включен в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением N878. При этом, например, товар "Доска гладильная" не включен в перечень постановления N878.
Согласно п.7 постановления N878 для целей ограничения допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не может быть предметом одного контракта (одного лота) радиоэлектронная продукция, включенная в перечень и не включенная в него.
Несмотря на то, что в актуальной редакции документации Заказчик не предъявляет требования к описанию характеристик вышеупомянутого фонаря бытового в Приложении N 1 к Техническому заданию "Форма требований заказчика к качественным характеристикам (потребительским свойствам) и иным характеристикам поставляемого товара", данный факт не отменяет поставку указанного товара в рамках исполнения контракта, ввиду чего исключение требований к описанию такого товара не влечет за собой право неисполнения требований постановления N878, поскольку бытовой фонарь является предметом закупки и подлежит поставке, а стоимость его учтена в расчете начальной (максимальной) цены контракта.
При таких данных, поскольку фонарь бытовой фигурирует в расчете начальной (максимальной) цены контракта, в рамках данной закупки осуществляется поставка товаров, включенных и не включенных в перечень, что напрямую противоречит п.7 постановления N878.
Согласно ч. 25 ст. 99 Закона о контрактной системе в случае поступления информации о неисполнении выданного в соответствии с п. 2 ч. 22, пунктом 3 ч. 27 ст. 99 Закона о контрактной системе предписания контрольный орган в сфере закупок вправе применить к не исполнившему такого предписания лицу меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Заказчиком в нарушение п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе не исполнено в полном объеме и надлежащим образом ранее выданное предписании по делу N077/06/106-13449/2021 от 04.08.2021, что также содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "БалтСоюзТрейдинг" на действия Департамента развития новых территорий города Москвы обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п.10 ст.42, ч.1 ст.64, ч.3 ст.14, п.1ч.1 и ч.2 ст.33, п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде г. Москвы) в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ, в течение 3(трех) месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии Л.Н. Харченко
Члены комиссии Н.С. Лушникова
П.А. Ступченко
Исп. Лушникова Наталья Сергеевна
тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 24 сентября 2021 г. N 077/06/106-17015/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.09.2021