Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок К.А. Сомова,
Членов Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
А.З. Касимовой,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством конференц-связи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020 N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей:
ГБУЗ "ГП N 11 ДЗМ": М.С. Токаренко,
в отсутствие представителей ИП Горшков Е.С., о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 21.09.2021 NЕО/57546/21,
рассмотрев жалобу ИП Горшков Е.С. (далее - Заявитель) на действия
ГБУЗ "ГП N 11 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на проведение ремонтных работ в помещениях филиалов ГБУЗ "ГП N 11 ДЗМ" (Закупка N 0373200575321000030) (далее - конкурс) в соответствии с Федеральным законом
от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении указанного конкурса.
Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх. NЕО/57546/21 от 21.09.2021.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждений положений конкурсной документации в нарушение законодательства о контрактной системе.
Согласно п.1,4 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги, а также предусмотренные статьей 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В силу ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей,а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст.33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно п.3 ч.4 ст.54.4 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг наименование страны происхождения товара, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме в случае отсутствия в конкурсной документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в конкурсной документации.
В соответствии с ч.7 ст.54.4 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса в электронной форме предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 2, 4 - 6 ст.54.4 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно п.22.2 информационной карты конкурсной документации первая часть заявки на участие в открытом конкурсе должна содержать, в том числе: "Конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме в случае отсутствия в конкурсной документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в конкурсной документации".
По мнению Заявителя, Заказчиком при формировании требований к товарам, абсолютно произвольно классифицировались товары на "поставляемые" и "используемые" (требования к конкретным характеристикам которых Заказчиком не установлены, предоставлять конкретные показатели таких товаров в составе первой части заявки не требуется ввиду "использования" данного товара при оказании услуг).
Так, согласно доводам жалобы, такие товары как розетки, раковины, смесители квалифицируются Заказчиком как поставляемые, к данным товарам в соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе указаны максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, конкретные показатели данных товаров участникам закупки необходимо предоставить в составе первой части заявки.
Вместе с тем, в сметной документации также содержаться сведения о светильниках, розетках, сплит-систем (кондиционеры), кабель-каналах, дверях, автоматических выключателей и т.д., конкретные показатели которой участникам уже предоставлять не требуется.
Согласно ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что указанные в смете товары используются при выполнении работ и в отличие от товаров, указанных в форме "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, предоставление которых предусмотрено документацией в электронной форме" не ставятся на баланс Заказчика и не передаются по товарным накладным.
При этом представитель Заказчика отметил, что в технической части конкурсной документации отсутствуют требования о поставке Заказчику сплит-систем. В смете отражены исключительно работы по монтажу и демонтажу внутреннего блока сплит-системы, ввиду чего требования о представлении конкретных показателей для сплит-систем в конкурсной документации не установлено.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем на заседании Комиссии Управления представители Заявителя отсутствовали, а также в составе жалобы не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе при формировании конкурсной документации, а также об ограничении количества участников закупки и невозможности подачи заявки на участие в конкурсе.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
2. Также в жалобе Заявитель указывает на то, что в конкурсной документации установлено описание товаров, например по п."Замок. по количеству механизмов секретности в одном корпусе простой. тип 1", п."Замок. Врезной. простой. класс в зависимости от показателей, характеризующих охранные свойства 4. для установки в двери. тип 1", п."Замок. Врезной. комбинированный. Для установки в двери правого и левого открывания. с двумя механизмами секретности цилиндровый и сувальдный. Тип 1" и т.д. не в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ).
На основании п.14 ч.3 ст.4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - постановление N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно пп. "б" п.2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
На основании п.4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" п.10 Правил формирования КТРУ.
В соответствии с пп. "г" п.10 Правил использования КТРУ в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с п.13 Правил формирования КТРУ.
В силу п.5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В соответствии с п.6 Правил использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно доводам жалобы вышеуказанным товарам соответствует код КТРУ N25.72.12.110-00000005 "Замок для дверей", при этом Заказчиком проигнорировано описание, установленное данным кодом, а именно: "Тип замка (по количеству механизмов секретности в одном корпусе) (характеристика является обязательной для применения): Комбинированный ; Простой", "Тип конструктивного исполнения корпуса (характеристика является обязательной для применения): Врезной; Накладной", "Тип конструктивного исполнения механизма секретности (характеристика является обязательной для применения): Кодовый; Магнитный; Сувальдный; Цилиндровый".
Не согласившись с доводом жалобы представитель Заказчика пояснил, что описание товаров соответствует требованиям ст. 33 Закона о контрактной системе, а также требованиям п.6 Правил использования КТРУ, ввиду чего в конкурсной документации содержится обоснование применение дополнительных требований к поставляемым товарам, например: "Замок. по количеству механизмов секретности в одном корпусе простой. тип 1: по параметру Замок: высота лицевой планки обусловлено необходимостью оптимального размещения, по параметру Замок: ширина корпуса обусловлено необходимостью оптимального размещения, по параметру Замок сувальдный: класс в зависимости от показателей, характеризующих охранные свойства обусловлено необходимостью во взломостойкости, по параметру Замок: диаметр ригелей обусловлено необходимостью в прочностных характеристиках и в высокой сопротивляемости взлома методом "отжима" по параметру Замок: бэксет обусловлено необходимостью в исключени лишних пропилов дверного полотна и сохранении его эстетичного вида и качеств, по параметру Замок цилиндровый: класс в зависимости от показателей, характеризующих охранные свойства обусловлено необходимостью во взломостойкости, по параметру Замок: ширина лицевой планки обусловлено необходимостью оптимального размещения, по параметру Замок: толщина лицевой планки обусловлено необходимостью оптимального размещения, по параметру Замок: глубина корпуса обусловлено необходимостью оптимального размещения, по параметру Замок: высота корпуса обусловлено необходимостью оптимального размещения".
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
3. Кроме того, Заявитель указывает, что Заказчик предъявляет требования к 45 различным товарам, вместе с тем неправомерно указывает на соответствие только 17 товаров положениям 2ух государственных стандартов, что ограничивает количество участников закупки.
Вместе с тем представитель Заказчика указал, что по смыслу ч. 1 и 2 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании объекта закупки должен определить требования к товару в соответствии с его потребностями. Таким образом, заказчик как потребитель в зависимости от своих потребностей самостоятельно принимает решение в отношении предмета закупки и устанавливает в документации требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), государственным стандартам, с учетом специфики товара. Заказчик вправе включить в документацию такие характеристики и требования к товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций.
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако, в составе жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о невозможности формирования первой части заявки в соответствии с требованиями конкурсной документации ввиду отсутствия требований о соответствии товаров государственным стандартам, а также не представлено документов и доказательств, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки и о нарушении Заказчиком норм законодательства об осуществлении закупок, ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что указанный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ИП Горшков Е.С. на действия ГБУЗ "ГП N 11 ДЗМ" необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные на осуществление закупки письмом Московского УФАС России (N ЕО/57546/21 от 21.09.2021).
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии К.А. Сомов
Члены Комиссии Н.А. Узкий
А.З. Касимова
Исп.Узкий Н.А.
тел.8(495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 24 сентября 2021 г. N 077/06/106-17009/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.09.2021