Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок К.А. Сомова,
Членов Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
А.З. Касимовой,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020 N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей ФГБОУ ДО ФЦДО: С.В. Павлова,
в отсутствие представителей ИП Кабанов С.А., о времени и порядке заседания Комиссии уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС России исх. NЕО/57549/21 от 21.09.2021,
рассмотрев жалобу ИП Кабанов С.А. (далее - Заявитель) на действия ФГБОУ ДО ФЦДО (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексной уборке во внутренних помещениях Заказчика (Закупка N 0373400001121000045) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О
контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации требований к товару, которые, по мнению Заявителя, влекут за собой ограничение количества участников закупок.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх. NЕО/57549/21 от 21.09.2021, Комиссия Управления установила следующее.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам Заявителя в технической части аукционной документации Заказчиком установлено неправомерное требование к исполнителю о наличии опыта в сфере уборки и технического обслуживания не менее 5 лет, а также что привлекаемый при оказании услуг персонал должен обладать соответствующей квалификацией и опытом работы не менее 3х лет, что существенно ограничивает участников закупки.
Комиссией Управления установлено, что согласно п.1.1 Технического задания Исполнитель должен обладать опытом работы в индустрии уборки и технического обслуживания зданий не менее 5 лет.
П.1.4 Технического задания установлены, в том числе, следующие требования к персоналу, операторам внутренней уборки Исполнителя, непосредственно оказывающим услуги на объекте Заказчика: персонал должен обладать соответствующей квалификацией и опытом работы не менее 3 лет.
На основании ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что оспариваемые требования не предъявляются к участникам закупки и не представляются в составе заявки, а следовательно не могут повлиять на возможность принять участие в электронном аукционе.
Одновременно с этим представитель Заказчика указал, что требования о наличии опыта установлены в соответствии с положениями ГОСТ Р 51870-2014 "УСЛУГИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УБОРКИ - КЛИНИНГОВЫЕ УСЛУГИ" (далее - ГОСТ Р 51870-2014), согласно которым персонал, оказывающий услуги уборки, должен иметь профессиональное образование и/или профессиональную подготовку (переподготовку, дополнительное профессиональное образование) или опыт практической работы в соответствии с занимаемой должностью по ЕТКС, квалификационному справочнику или профессиональным стандартам, а также положениями Профстандарта 33.020 "Профессиональный стандарт "Специалист по профессиональной уборке" (далее - Профстандарт 33.020).
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что положениями ГОСТ Р 51870-2014 не установлены требования о наличии определенных лет опыта для оказания клининговых услуг, при этом в 3.2 Профстандарта 33.020 указаны следующие требования к опыту практической работы: "При среднем профессиональном образовании не менее одного года по организации работы на объектах профессиональной уборки", что не соответствует значениям, указанным в Техническом задании. Кроме того, в аукционной документации также не предъявлены требования о представлении каких-либо подтверждающих наличие опыта документов, что делает невозможным проверку достоверности соответствия исполнителя заявленным требованиям.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные требования установлены в нарушение п.1, п.2 ч.1 ст.33, п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, в составе жалобы Заявитель указывает, на неправомерные требования, предъявленные в п.1.4 Технического задания к исполнителю по контракту, а именно: "Исполнитель не позднее 3 (трех) рабочих дней по требованию Заказчика предоставляет следующие документы на сотрудников задействованных при оказании Услуг:
· копию Трудового договора между Исполнителем и сотрудником (копию Гражданско-правового договора, в случае привлечения внештатных сотрудников);
· копию дополнительного соглашения к Трудовому договору, заключенному между сотрудником и Исполнителем о предоставлении временного места работы у Заказчика".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с ч.2 ст.213 Трудового кодекса Российской Федерации к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания и развития несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья и общественной нравственности, а также против общественной безопасности.
Поскольку Заказчик является образовательным учреждением допуск лиц, указанных в ч.2 ст.213 Трудового кодекса Российской Федерации, на объект Заказчика не допускается, ввиду чего представление сведений о сотрудниках, оказывающих услуги по комплексной уборке во внутренних помещениях, позволяет Заказчику контролировать соблюдение вышеизложенного положения.
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако, в составе жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о невозможности формирования заявки на участие в аукционе.
Кроме того Комиссия Управления также отмечает, что в соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 21.09.2021 N0373400001121000045-1 на участие в электронном аукционе подано 6 заявок и все заявки были допущены для участия в аукционе, что свидетельствует об отсутствии ограничений количества участников закупки.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ИП Кабанов С.А. на действия ФГБОУ ДО ФЦДО обоснованной в части установления неправомерных требований к Исполнителю о наличии опыта работы.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1 ст.33, п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии К.А. Сомов
Члены Комиссии Н.А. Узкий
А.З. Касимова
Исп.Узкий Н.А.
тел.8(495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 24 сентября 2021 г. N 077/06/106-17011/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.09.2021