Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
Членов Комиссии:
Специалиста-эксмерта отдела обжалования государственных закупок
А.С. Леонтьевой,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей:
ООО "ТК АГАТМЕД": И.М. Ставер,
в отсутствие представителей ГБУЗ "ГКБ им. В.М. Буянова ДЗМ", о времени и порядке заседания Комиссии уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС России исх. NЕЕО/58218/21 от 23.09.2021,
рассмотрев жалобу ООО "ТК АГАТМЕД" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ им. В.М. Буянова ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку расходных материалов для артроскопии для ВМП (2) для нужд ГБУЗ "ГКБ имени В.М. Буянова ДЗМ" (Закупка N 0373200052721000636) (далее - Аукцион), в
соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документаций требований, которые, по мнению Заявителя, влекут за собой ограничение количества участников закупок.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 23.09.2021 NЕО/58218/21, Комиссия Управления установила следующее.
В составе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно включены в один лот технологически и функционально не связанные товары по п.1 "Стерильный набор", п.2 "Пленка инцизионная, стерильно", п.3 "Комплект белья для артроскопии", п.4 "Набор ангиографический с принадлежностями", п.5 "Трубки, набор для помп артро и уро", при этом данные товары являются медицинскими изделиями и имеют различные виды номенклатурной классификации изделий по видам, что нарушает положения постановления Правительства Российской Федерации от 19.04.2021 N620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление N620).
В соответствии с п. 1,2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
Согласно п. 2 ч. 29 ст. 34 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе определить требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.
П.1 постановления N620 установлено, что при осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, при условии, что значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) превышает:
600 тыс. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил менее 50 млн. рублей;
1 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
1,5 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил более 100 млн. рублей.
Согласно извещению о проведении закупок начальная (максимальная) цена контракта по закупочной процедуре составляет 2 581 932,46 руб.
Согласно приложению N 1 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 июня 2012 года N 4н "Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий" номенклатурная классификация медицинских изделий по видам (далее - номенклатурная классификация) содержит числовое обозначение вида медицинского изделия - идентификационный уникальный номер записи*, наименование вида медицинского изделия, описание вида медицинского изделия, содержащее соответствующие классификационные признаки вида медицинского изделия, указываемые в зависимости от назначения медицинского изделия.
* Фиксируется начальное значение 100000 и для каждой последующей записи значение увеличивается на 10.
Алгоритм формирования, применяемый для ведения номенклатурной классификации медицинских изделий по видам, представлен на схеме:
Комиссией Управления установлено, что необходимые к поставке товары по закупочной процедуре подразделяются на следующие виды медицинских изделий:
Позиция 1. Набор для проведения хирургической артроскопии. Код вида в номенклатурной классификации медицинских изделий по видам: 267930;
Позиция 2. Простыня хирургическая общего назначения, одноразового использования, стерильная. Код вида в номенклатурной классификации медицинских изделий по видам: 260320.
Позиция 3. Набор для общехирургических/пластических процедур, не содержащий лекарственные средства, одноразового использования. Код вида в номенклатурной классификации медицинских изделий по видам: 259500;
Позиция 4. Набор ангиографический. Код вида в номенклатурной классификации медицинских изделий по видам: 238640.
Позиция 5. Набор трубок для ирригации хирургический, одноразового использования. Код вида в номенклатурной классификации медицинских изделий по видам: 181370.
При таких данных Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33, п. 2 ч. 29 ст. 34, Закона о контрактной системе при объединении в один лот медицинских изделий функционально и технически не связанных между собой товаров, а также относящихся к разным видам номенклатурной классификации, в нарушение постановления N620, что свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, согласно доводам Заявителя в технической части аукционной документации Заказчик при описании товаров, подлежащих поставке указал требования, совокупности которым соответствуют товары единственных производителей, а именно:
п.1 "Набор для проведения хирургической артроскопии, не содержащий лекарственные средства, одноразового использования" - "Медос Интернешнл САРЛ", Швейцария, Регистрационное удостоверение N РЗН 2020/12188;
п.2 "Простыня хирургическая общего назначения, одноразового использования, стерильная" - Molnlycke Health Care, Швеция, Регистрационное удостоверение N ФСЗ 2009/03919;
п.4 "Набор ангиографический с принадлежностями" - "Мерит Медикал Системз, Инк.", США, Регистрационное удостоверение N ФСЗ 2011/08885;
п.5 "Набор трубок для ирригации хирургический, одноразового использования" - "Карл Шторц СЕ и Ко. КГ", Германия, Регистрационное удостоверение N ФСЗ 2011/08856.
На основании ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Вместе с тем на заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены возражения на доводы жалобы Заявителя, согласно которым требованиям технической части аукционной документации также соответствуют товары следующих производителей:
п.1 "Набор для проведения хирургической артроскопии, не содержащий лекарственные средства, одноразового использования":
1.) Набор инструментов для установки имплантатов для лечения нестабильности плечевого сустава Latarjet EXPERIENCE, Medos International SARL, Швейцария - РУ N РЗН 2020/12188
2.) Инструменты зондирующие медицинские для проведения артроскопических операций, Артрекс Инк, США - РУ N ФСЗ 2008/02499
п.2 "Простыня хирургическая общего назначения, одноразового использования, стерильная":
1.) Пленка инцизионная, стерильно 45 х 55_ 1 см, размер адгезивного поля 45 х 49 _ 1 см, Мелнлике, Швеция - РУ N ФСЗ 2009/03919
2.) Средства перевязочные, Смит & Нефью Медикал Лтд., Соединенное Королевство - РУ N ФСЗ 2011/09887
п.4 "Набор ангиографический с принадлежностями":
1.) Набор ангиографический с принадлежностями, Merit Medical Systems, Inc., Соединенные Штаты Америки, Ирландия - РУ N ФСЗ2011/08885
2.) Набор-укладка многокомпонентная хирургическая одноразовая стерильная, Здравмедтехника, Россия - РУ N РЗН 2016/4403
3.) Инструменты и принадлежности для проведения сердечно-сосудистой ангиографии в наборах "Ангио-Лайн), Биометрикс Лтд, Израиль - РУ N РЗН 2017/5486.
При этом Заказчиком не оспаривается довод в отношении соответствия требований по товару по п.5 "Набор трубок для ирригации хирургический, одноразового использования" единственному производителю "Карл Шторц СЕ и Ко. КГ", поскольку, в соответствии с представленными возражениями, на балансе заказчика располагается оборудование Karl Storz, ввиду чего поставка аналога не предусмотрено.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что указанные Заказчиком товары производителей не соответствуют положениям технического Задания. Так, например, установленная для товара по п.1 "Набор для проведения хирургической артроскопии, не содержащий лекарственные средства, одноразового использования" характеристика "Набор инструментов для установки имплантатов для лечения нестабильности плечевого сустава Latarjet EXPERIENCE, предназначен для проведения процедуры "Latarjet" является уникальной и может быть представлена исключительно производителем "Медос Интернешнл САРЛ"; предлагаемые Заказчиком товары по п.4 "Набор ангиографический с принадлежностями" также не соответствуют установленным требованиям "Лоток объемом 480 - 500 мл 1 шт. Лоток объемом 225 - 250 мл 1 шт. Лоток объемом 1900 - 2000 мл 1 шт.", а также "Палочка с губкой для обработки операционного поля 1 шт."; из представленного РУ N ФСЗ 2011/09887 производителя Заказчиком Смит & Нефью Медикал Лтд., Соединенное Королевство по п.2 "Простыня хирургическая общего назначения, одноразового использования, стерильная" не представляется возможным однозначным образом определить соответствие размеров, установленным в аукционной документации "стерильно 45 х 55_ 1 см, размер адгезивного поля 45 х 49 _ 1 см.".
Комиссия Управления отмечает, что при наличии у Заказчика обоснованной потребности в поставке именно таких товаров, характеристики которых указаны в документации, Заказчику необходимо определить каким образом требуемый товар наилучшим образом удовлетворяет потребность Заказчика, а также в чем такой товар превосходит по характеристикам аналогичные товары, представленные на рынке и в связи с чем в работе учреждения не могут быть использованы эквивалентные товары.
Вместе с тем Заказчику требуется обладать документальным подтверждением обоснования потребности, но не руководствоваться предположениями.
При этом включение Заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений ст.33 Закона о контрактной системе (п.2 обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28.06.2017).
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком положений п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе при формировании технической части аукционной документации, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ТК АГАТМЕД" на действия ГБУЗ "ГКБ им. В.М. Буянова ДЗМ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.33, п. 2 ч. 29 ст. 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии Е.А. Миронова
Члены Комиссии А.С. Леонтьева
Н.А. Узкий
Исп.Узкий Н.А.
тел.8(495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 28 сентября 2021 г. N 077/06/106-17205/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.09.2021