Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.С. Лушниковой,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
П.А. Ступченко,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020 N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV,
при участии представителей ООО "ЮМАН", ГКУ "ДТЗ", ГУП "Московский метрополитен",
рассмотрев жалобу ООО "ЮМАН" (далее - Заявитель) на действия ГУП "Московский метрополитен" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку робота-тренажера (Закупка N0373200082121000826) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по
исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседание Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 24.09.2021 NЕО/58600/21.
В результате рассмотрения жалобы Комиссией Управления установлено следующее.
Согласно доводам жалобы Заказчиком неправомерно размещен протокол признания Заявителя уклонившимся от заключения контракта от 16.09.2021 NППУ2 на основании непредставления обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 20.08.2021 N0373200082121000826-3 ООО "Спецоборудование" признано победителем вышеуказанного аукциона, однако 01.09.2021 Заказчиком опубликован протокол признания ООО "Спецоборудование" уклонившимся от заключения контракта NППУ1, ввиду чего проект контракта направлен на подписание участнику закупки, занявшему второе место, а именно Заявителю в лице ООО "ЮМАН".
В соответствии с ч.1 ст.83.2 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
В силу ч.2 ст.83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 12 статьи 82.1, части 23 статьи 83.1 Закона о контрактной системе протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением части 2.1 Закона о контрактной системе), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 Закона о контрактной системе, а также включения представленной в соответствии с Законом о контрактной системе информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара, стране происхождения товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 Закона о контрактной системе, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком 06.09.2021 направлен в адрес ООО "ЮМАН" на подписание проект контракта.
В силу ч.3 ст.83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 ст.83.2 Закона о контрактной системе.
Комиссией Управления установлено, что в рамках рассматриваемой закупки установлено ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, на что имеется прямое указание в частности в п.13.3 Информационной карты аукционной документации.
На основании ч.8.1 ст.96 Закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 Закона о контрактной системе, в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных Закона о контрактной системе для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Таким образом, по вышеуказанной закупке потенциальные поставщики могут быть полностью освобождены от предоставления обеспечения исполнения контракта при соблюдении условий, предусмотренных ч.8.1 ст.96 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления установлено, что начальная (максимальная) цена контракта по настоящей закупке составляет 1 207 412,22 рублей.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе, лица права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что 06.09.2021 в соответствии с ч.3 ст.83.2 Закона о контрактной системе ООО "ЮМАН" подписало контракт и представило документы в соответствии с ч.8.1 ст.96 Закона о контрактной системе в качестве замены обеспечения контракта, а именно сведения из реестра контрактов.
Также представитель Заказчика пояснил, что в качестве обеспечения исполнения контракта участник предоставил следующие номера контрактов:
N2774302352220000065 на сумму 595 899,81 рублей, N2774394059020000033 на сумму 198 633,27 рублей, N2774302406820000031 на сумму 198 633,27 рублей, N2774306874920000080 на сумму 215 133,28 рублей, N3760409676320000105 на сумму 204 878,27 рублей, N2481600188820000011 на сумму 115 210,05 рублей, при этом сумма цен любых трех контрактов составляет сумму меньше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что представленные им контракты соответствуют требованиям, предъявляемым к ним законом, в частности, ч.8.1 ст.96 Закона о контрактной системе, поскольку данные контракты исполнены в течение трех лет до даты подачи заявок на указанную закупку, а также сумма цен указанных контрактов превышает установленную начальную (максимальную) цену закупки. При этом представитель Заявителя пояснил, что контракты N2774302352220000065 на сумму 595 899,81 рублей, N2774394059020000033 на сумму 198 633,27 рублей, N2774302406820000031 на сумму 198 633,27 рублей заключены в рамках одной закупочной процедуры с ценой 993 166,35 рублей, однако разделены на три отдельных контракта.
Также представитель Заявителя добавил, что по указанным контрактам услуги оказаны в полном объеме, от Заказчиков в рамках данных контрактов не поступало претензий по поводу исполнения, неустойки и штрафы не применялись, что подтверждается сведениями, содержащимися в Единой информационной системе.
Комиссия Управления отмечает, что в соответствии с требованиями ч.8.1 ст. 96 Закона о контрактной системе участник закупки вправе предоставить сведения о ранее исполненных контрактах, ввиду чего при расчете соответствия стоимости представленных контрактов очевидно подлежит учету цена контракта, а не цена закупки, в рамках которой контракт заключен.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что документы, представленные Заявителем в качестве замены обеспечения исполнения контракта, не отвечают требованиям ч.8.1 ст.96 Закона о контрактной системе.
На основании ч.5 ст.96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Согласно ч.13 ст.83.2 Закона о контрактной системе победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 ст.83.2 Закона о контрактной системе) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 ст.83.2 Закона о контрактной системе, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 Закона о контрактной системе (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что у Заказчика имелись основания для признания ООО "ЮМАН" уклонившимся от заключения контракта на основании неисполнения последним требований ч.8.1 ст.96, ч.3 ст.83.2 Закона о контрактной системе.
Также в составе своей жалобы Заявитель указывает на то, что Заказчиком нарушен срок признания его уклонившимся от заключения контракта.
При этом Комиссия Управления отмечает, что 13.09.2021 Заявителем подписан проект контракта, вместе с тем 16.09.2021 Заказчиком было принято решение о признании ООО "ЮМАН" уклонившимся от заключения контракта, а также размещен соответствующий протокол от 16.09.2021 NППУ2, что не противоречит требованиям ст.83.2 Закона о контрактной системе.
Также Заявитель считает, что поскольку ранее по указанной закупочной процедуре состоялось рассмотрение жалобы иного участника закупки по делу N077/06/106-16206/2021 от 14.09.2021 и закупочная процедура была заблокирована письмом Московского УФАС России в части заключения контракта, Заказчику следовало продлить срок подписания контракта.
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что причиной признания
ООО "ЮМАН" уклонившимся от заключения контракта послужило не нарушение им сроков подписания контракта, а непредставление обеспечения исполнения контракта с одновременным неисполнением требований ч.8.1 ст.96 Закона о контрактной системе, что не связано с продлением сроков подписания контракта и приостановкой процедуры.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ЮМАН" на действия ГУП "Московский метрополитен" необоснованной.
2. Снять ограничения на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения аукциона, наложенные письмом Московского УФАС России от 24.09.2021 NЕО/58600/21.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председатель Комиссии Л.Н. Харченко
Члены Комиссии Н.С. Лушникова
П.А. Ступченко
Исп. Ступченко П.А. тел. 8 495-784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 28 сентября 2021 г. N 077/06/106-17350/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.10.2021