Резолютивная часть решения оглашена 29 сентября 2021 года
Решение изготовлено в полном объеме 01 октября 2021 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказов Чувашского УФАС России от 28.01.2021 N 3 в составе:
<_>
в присутствии представителей от:
заказчика - бюджетного учреждения Чувашской Республики "Городская клиническая больница N1" Министерства здравоохранения Чувашской Республики - <..>, представителя по доверенности;
уполномоченного учреждения - казенного учреждения Чувашской Республики "Центр ресурсного обеспечения государственных учреждений здравоохранения" Министерства здравоохранения Чувашской Республики - <_>, представителя по доверенности;
заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Мегатехника" - <_>, представителя по доверенности,
рассмотрев посредством видео-конференц-связи жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мегатехника" (далее - ООО "Мегатехника", Общество, заявитель) на положения аукционной документации заказчика и уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (Установка для деструкции и обеззараживания медицинских отходов), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (изв. N 0815200000121000780), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России 24.09.2021 обратилось ООО "Мегатехника" с жалобой на положения аукционной документации заказчика и уполномоченного учреждения при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (Установка для деструкции и обеззараживания медицинских отходов), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (изв. N 0815200000121000780) (далее - Электронный аукцион).
Из жалобы следует, что аукционная документация Заказчика и уполномоченного учреждения не соответствует требованиям Закона о контрактной системе по следующим основаниям:
- заказчик не использовал показатели, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации, а именно Заказчиком должен быть указан ещё и "измельчитель (шредер)";
- описанное в техническом задании аукционной документации Заказчика и Уполномоченного учреждения оборудование не соответствует ГОСТ Р 58280.1-2018 и СанПиН 2.1.3684-21, что не позволяет размещать на полигоне отходы, обеззараженные в указанном оборудовании.
Представители заявителя поддержали жалобу в полном объеме, просили признать жалобу обоснованной, выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений.
Представители Заказчика и Уполномоченного органа с доводом жалобы не согласились, указав на отсутствие нарушений законодательства о контрактной системе в аукционной документации, просили признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
Заказчиком объявленной закупки является бюджетное учреждение Чувашской Республики "Городская клиническая больница N 1" Министерства здравоохранения Чувашской Республики, уполномоченным учреждением выступило казенное учреждение Чувашской Республики "Центр ресурсного обеспечения государственных учреждений здравоохранения" Министерства здравоохранения Чувашской Республики.
17.09.2021 г. уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0815200000121000780 о проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (Установка для деструкции и обеззараживания медицинских отходов), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий, с начальной (максимальной) ценой контракта 900 800,00 рублей. Одновременно размещена документация о проведении электронного аукциона.
На основании части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Требования к содержанию документации об электронном аукционе установлены статьей 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Техническим заданием аукционной документации Заказчика и Уполномоченного учреждения установлены технические характеристики к требуемой установке для деструкции и обеззараживания медицинских отходов.
Из жалобы Заявителя следует, что заказчик не использовал показатели, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, а именно Заказчиком должен быть указан ещё и "измельчитель (шредер)".
Представителями заказчика пояснено, что технические характеристики, указанные в Техническом задании аукционной документации соответствуют всем требованиям, необходимым для использования указанного оборудования.
Так, согласно пункту 61 приложения N8 Приказа Министерства здравоохранения РФ от 18 мая 2021 г. N 464н "Об утверждении Правил проведения лабораторных исследований" установлен код вида медицинской техники 335420 "Установка для деструкции и обеззараживания медицинских отходов или автоклав для уничтожения патогенных биологических агентов", что соответствует описанию Технического задания аукционной документации Заказчика и Уполномоченного органа.
Заказчики должны исходить из целей максимального удовлетворения, как своих потребностей, так и результатов расходования бюджетных средств, при этом необоснованно не ограничивать количество участников закупки.
Оборудование, описанное Заказчиком, приобретается для обеззараживания биологических отходов и позволяет производить обеззараживание этих отходов, образующихся в результате деятельности лаборатории, в соответствии с вышеуказанными нормативно-правовыми документами.
Вместе с тем из смысла норм статьи 33 Закона о контрактной системе, следует, что заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом законодательство не обязывает заказчика прописывать в техническом задании аукционной документации все характеристики, содержащиеся в ГОСТе. Подобные действия не противоречат положениям части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку документация об аукционе содержит определенные технические характеристики товара, подлежащего к поставке, которые в наилучшей степени отвечают требованиям заказчика.
Отсутствие у кого-либо из лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар конкретных производителей, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.
В данном случае в рамках формирования закупки заказчик руководствовался существующей потребностью, возникшей в связи с осуществлением им деятельности; заказчиком учитывалась необходимость конечного результата - обеспечение необходимой техникой, которая необходима для осуществления профессиональной деятельности заказчика.
Исходя, из системного толкования норм статьи 33 Закона о контрактной системе, следует, что законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование и определение показателей, позволяющих определить соответствие закупаемого, исходя из потребностей последнего. Необходимость отражения тех или иных требований к товару в аукционной документации и заявке продиктована не одной лишь формализацией объекта закупки, а законными интересами заказчика как покупателя товара определенного качества, с определенными характеристиками.
Заказчик не имеет возможность установить требования к техническим, качественным характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупок для государственных и муниципальных нужд.
При этом Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого товара в аукционной документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, маркам товара.
Таким образом, не указание такой характеристики как "измельчитель (шредер)" не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности.
Довод заявителя о том, что описанное в техническом задании аукционной документации Заказчика и Уполномоченного учреждения оборудование не соответствует ГОСТ Р 58280.1-2018 и СанПиН 2.1.3684-21, что не позволяет размещать на полигоне отходы, обеззараженные в указанном оборудовании, Комиссия признает не состоятельным в силу следующего:
Согласно пункту 2 Приказа Минприроды России от 08.12.2020 N 1026 "Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I - IV классов опасности, приложения N1 "Порядок паспортизации отходов I - IV классов опасности", порядок не распространяется на отношения в области обращения с радиоактивными, биологическими, медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства).
Представителями заказчика пояснено, что Заказчик не размещает отходы на полигоне, а пользуется услугами исполнителей, имеющие все разрешающие документы.
Также представителем Заказчика пояснено и Комиссией установлено, что Постановление Правительства РФ от 16.08.2013 N712 "О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности" утратило силу с 1 января 2021 года (Постановление Правительства России от 18 сентября 2020 г. N 1496).
Кроме того, заявителем не указано, какие из примененных заказчиком характеристик противоречат ГОСТ.
Следовательно, требования Технического задания аукционной документации соответствуют всем установленным требованиям.
Комиссия считает необходимым отметить, что решение антимонопольного органа принимается в соответствии с тем объемом документов и сведений, которые были им собраны и раскрыты участниками процесса на данной стадии.
Кроме того, бремя доказывания обоснованности жалобы возлагается на заявителя жалобы, учитывая, что Заявитель на заседание Комиссии явку своего представителя не обеспечил, доказательств, подтверждающих, что вышеуказанные требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, не представил, в связи с чем, довод в отношении вышеуказанных показателей не нашел своего подтверждения.
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
С учетом установленных обстоятельств, Комиссия признает жалобу ООО "Мегатехника" необоснованной.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мегатехника" на положения аукционной документации заказчика и уполномоченного органа при поведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (Установка для деструкции и обеззараживания медицинских отходов), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (изв. N 0815200000121000780) необоснованной.
<_>
|
|
|
Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 1 октября 2021 г. N 021/06/33-987/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.10.2021