Во исполнение поручения ФАС России от 03.09.2021 N ПИ/74558/21 о проведении внеплановых проверок закупок на поставку продуктов питания на предмет использования Типового контракта, утв. Приказом Минсельхоза России от 19.03.2020 N 140 (далее - Типовой контракт), руководствуясь положениями пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона Российской Федерации от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), подпункта а) пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - Комиссия)
в период с 20.09.2021 года по 28.09.2021 года проведена внеплановая проверка деятельности муниципальных заказчиков - МБОУ "Абазинская средняя общеобразовательная школа N 50", МБОУ "Абазинская средняя общеобразовательная школа N 5", МБОУ "Абазинская средняя общеобразовательная школа N 49", МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад "Дельфин" на предмет соблюдения Типового контракта при проведении электронных аукционов на поставку мяса говядины и печени говяжьей (закупка N 0380300043921000001) и на поставку мяса цыплят-бройлеров (закупка N 0380300043921000002), по результатам которой Комиссия,
УСТАНОВИЛА:
Частью 11 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 02.07.2014 N 606 "О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения" утверждены Правила разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 6 Правил типовые контракты, типовые условия контрактов содержат обязательные условия, предусмотренные законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 14 Правил, утвержденные типовые контракты, типовые условия контрактов подлежат применению с учетом пунктов 15 - 17 настоящих Правил, за исключением закупок, указанных в пункте 18 настоящих Правил, в следующих случаях:
а) подготовка извещений об осуществлении закупок, а также приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом;
б) подготовка проектов контрактов, являющихся неотъемлемой частью документации о закупке, извещений о проведении запроса котировок;
в) заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с пунктом 16 Правил условием применения типовых контрактов, типовых условий контрактов является одновременное соответствие показателей для применения типового контракта, типовых условий контракта, указанных в информационной карте, данным, характеризующим конкретную закупку по следующим показателям:
а) коды закупаемых товаров, работ, услуг по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2), а также по каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
б) размер начальной (максимальной) цены контракта или цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
в) иные показатели для применения типового контракта, типовых условий контракта (при наличии иных показателей в информационной карте).
Таким образом, установлено, что применение типового контракта является обязательным при наличии условий для его применения.
Пунктом 7 Правил предусмотрено, что разрабатываемые проекты типовых контрактов, типовых условий контрактов состоят из следующих частей:
а) постоянная часть, не подлежащая изменению при их применении в конкретной закупке;
б) переменная часть, предусматривающая возможность выбора одного или нескольких вариантов условий (данных) из предлагаемого исчерпывающего перечня таких вариантов условий (данных), определенных ответственным органом в типовом контракте, типовых условиях контрактов, а также возможность внесения информации об условиях (данных) конкретной закупки, содержании таких условий (данных) и порядке определения такого содержания.
Согласно пункту 12 Правил изменения в утвержденные типовые контракты, типовые условия контрактов вносятся посредством принятия нормативного правового акта в порядке, установленном для разработки, утверждения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок типовых контрактов, типовых условий контрактов, в соответствии с пунктами 2 - 11 Правил.
Таким образом, заказчик обязан применять типовой контракт, типовые условия контракта, которые размещены в библиотеке типовых контрактов, типовых условий контрактов, и при этом не вправе самостоятельно вносить изменения в типовой контракт, типовые условия контракта, за исключением их переменных частей.
Позиция о том, что Заказчик самостоятельно не вправе вносить изменения в утвержденный Типовой контракт, за исключением случая изменения переменной части Типового контракта, изложена также в письме Министерства финансов Российской Федерации от 28.07.2020 N 24-05-06/65908.
Объектом проверяемых закупок является поставка продуктов питания, при этом ОКПД2, указанный Заказчиками в Извещениях по закупкам, содержится в приложении N 2 приказа Минсельхоза России от 19.03.2020 N 140, которым утверждён Типовой контракт на поставку продуктов питания и который соответственно обязаны использовать Заказчики при проведении закупок на поставку продуктов питания.
Вместе с тем, установлено, что в нарушение части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе при проведении рассматриваемых закупок условия Типового контракта Заказчиком не применялись - отдельные положения либо отсутствуют (например, раздел V. УПАКОВКА ТОВАРА), либо изложены не в соответствии с Типовым контрактом (например, раздел VIII. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ КОНТРАКТА), а также имеются условия, не предусмотренные Типовым контрактом (например, право поставщика направлять Заказчику запросы и получать от него разъяснения и уточнения по вопросам поставки товара (пункт 4.4.2 проекта контракта)) и др. Указанный перечень несоответствий не является исчерпывающим.
Таким образом, в действии (бездействии) Заказчика - МБОУ "Абазинская средняя общеобразовательная школа N 50", как организатора совместного Аукциона, утвердившего документации по закупкам N 0380300043921000001, N 0380300043921000002, содержатся признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Закона о контрактной системе.
Согласно пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Вместе с тем, на момент проведения настоящей внеплановой проверки Заказчиком заключены контракты, в связи с чем, выдать предписание не представляется возможным.
Руководствуясь положениями Закона о контрактной системе, Постановления N 1576, Комиссия
РЕШИЛА
1. Признать Заказчика - МБОУ "Абазинская средняя общеобразовательная школа N 50" нарушившим часть 11 статьи 34 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, поскольку на момент проведения проверки заключены контракты.
3. Передать материалы жалобы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Руководитель Комиссии Члены Комиссии
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 28 сентября 2021 г. N 42 (ключевые темы: поставка продуктов питания - внеплановая проверка - контрактная система в сфере закупок - государственные и муниципальные нужды - оператор электронных площадок)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.09.2021