"29" сентября 2021 года г. Абакан
Во исполнение поручения ФАС России от 03.09.2021 N ПИ/74558/21 о проведении внеплановых проверок закупок на поставку продуктов питания на предмет использования Типового контракта, утв. Приказом Минсельхоза России от 19.03.2020 N 140 (далее - Типовой контракт), руководствуясь положениями пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона Российской Федерации от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), подпункта а) пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - Комиссия) в составе:
- _., врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия, руководитель Комиссии,
- _., начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, член Комиссии,
- _., главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, член Комиссии,
- _ ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, член Комиссии,
- _., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, член Комиссии,
в период с 22.09.2021 года по 29.09.2021 года проведена внеплановая проверка деятельности государственного заказчика - Министерства здравоохранения Республики Хакасия, уполномоченного органа - Государственного комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия на предмет использования Типового контракта при проведении следующих электронных аукционов:
1) на поставку специализированного продукта диетического (лечебного) питания РЛО в 2021 году (извещение N 0380200000121002567);
2) на поставку специализированных продуктов диетического питания для детей, больных фенилкетонурией (Низкобелковый молочный напиток) РЛО в 2021 году (извещение N 0380200000121002050);
3) на поставку стерилизованного специализированного лечебного питания для энтерального и перорального питания детей, больных муковисцидозом РЛО в 2021 году (извещение N 0380200000121002106);
4) на поставку специализированного продукта диетического (лечебного) питания РЛО в 2021 году (извещение N 0380200000121002167);
5) на поставку специальных продуктов детского питания для детей в возрасте до трёх лет в 2021 году (извещение N 0380200000121002241);
6) на поставку специализированного продукта диетического (лечебного) питания для обеспечения детей - инвалидов ФЛО в 2021 году (извещение N 0380200000121003205);
7) на поставку специальных продуктов детского питания для детей в возрасте до трёх лет в 2021 году (извещение N 0380200000121003291);
8) на поставку специализированного продукта детского диетического (лечебного) питания, для больных муковисцидозом ФЛО в 2021 году (извещение N 0380200000121000963);
9) на поставку специализированного продукта диетического (лечебного) питания ФЛО в 2021 году (извещение N 0380200000121001042);
10) на поставку специализированного пищевого продукта диетического лечебного питания для больных муковисцидозом ФЛО в 2021 году (извещение N 0380200000121000848);
11) на поставку стерилизованного специализированного лечебного питания для энтерального и перорального питания детей, больных муковисцидозом ФЛО в 2021 году (извещение N 0380200000121000920);
12) на поставку специализированного продукта диетического (лечебного) питания для обеспечения детей - инвалидов больных муковисцидозом РЛО в 2021 году (извещение N 0380200000121003744);
13) на поставку специализированных продуктов диетического питания для детей, больных фенилкетонурией (Низкобелковый молочный напиток) РЛО в 2021 году (извещение N 0380200000121004331);
14) на поставку специальных продуктов детского питания для детей в возрасте до трёх лет в 2021 году (извещение N 0380200000121003326),
по результатам которой Комиссия,
УСТАНОВИЛА:
Частью 11 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 02.07.2014 N 606 "О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения" утверждены Правила разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 6 Правил типовые контракты, типовые условия контрактов содержат обязательные условия, предусмотренные законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 14 Правил, утвержденные типовые контракты, типовые условия контрактов подлежат применению с учетом пунктов 15 - 17 настоящих Правил, за исключением закупок, указанных в пункте 18 настоящих Правил, в следующих случаях:
а) подготовка извещений об осуществлении закупок, а также приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом;
б) подготовка проектов контрактов, являющихся неотъемлемой частью документации о закупке, извещений о проведении запроса котировок;
в) заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с пунктом 16 Правил условием применения типовых контрактов, типовых условий контрактов является одновременное соответствие показателей для применения типового контракта, типовых условий контракта, указанных в информационной карте, данным, характеризующим конкретную закупку по следующим показателям:
а) коды закупаемых товаров, работ, услуг по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2), а также по каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
б) размер начальной (максимальной) цены контракта или цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
в) иные показатели для применения типового контракта, типовых условий контракта (при наличии иных показателей в информационной карте).
Таким образом, установлено, что применение типового контракта является обязательным при наличии условий для его применения.
Пунктом 7 Правил предусмотрено, что разрабатываемые проекты типовых контрактов, типовых условий контрактов состоят из следующих частей:
а) постоянная часть, не подлежащая изменению при их применении в конкретной закупке;
б) переменная часть, предусматривающая возможность выбора одного или нескольких вариантов условий (данных) из предлагаемого исчерпывающего перечня таких вариантов условий (данных), определенных ответственным органом в типовом контракте, типовых условиях контрактов, а также возможность внесения информации об условиях (данных) конкретной закупки, содержании таких условий (данных) и порядке определения такого содержания.
Согласно пункту 12 Правил изменения в утвержденные типовые контракты, типовые условия контрактов вносятся посредством принятия нормативного правового акта в порядке, установленном для разработки, утверждения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок типовых контрактов, типовых условий контрактов, в соответствии с пунктами 2 - 11 Правил.
Таким образом, заказчик обязан применять типовой контракт, типовые условия контракта, которые размещены в библиотеке типовых контрактов, типовых условий контрактов, и при этом не вправе самостоятельно вносить изменения в типовой контракт, типовые условия контракта, за исключением их переменных частей.
Позиция о том, что Заказчик самостоятельно не вправе вносить изменения в утвержденный Типовой контракт, за исключением случая изменения переменной части Типового контракта, изложена также в письме Министерства финансов Российской Федерации от 28.07.2020 N 24-05-06/65908.
Объектом проверяемых закупок является поставка продуктов питания, при этом ОКПД2, указанный Заказчиками в Извещениях по закупкам, содержится в приложении N 2 приказа Минсельхоза России от 19.03.2020 N 140, которым утверждён Типовой контракт на поставку продуктов питания и который соответственно обязаны использовать Заказчики при проведении закупок на поставку продуктов питания.
Вместе с тем, установлено, что при проведении рассматриваемых закупок Заказчиком включены условия, не предусмотренные Типовым контрактом:
- пункт 3.8. контракта "В соответствии с частью 18 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", при заключении контракта Заказчик по согласованию с участником закупки, с которым заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота). При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещение о проведении аукциона"
- пункт 7.16 контракта "Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны".
Между тем, условие, указанное в пункте 3.8 контракта соответствует положениям части 18 статьи 34 Закона о контрактной системе, а условие, указанное в пункте 7.16 контракта соответствует положениям части 9 статьи 34 Закона о контрактной системе.
В свою очередь, согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон (пункт 5 статьи 3 ГК РФ).
Поскольку Типовой контракт, утвержденный приказом Минсельхоза России от 19.03.2020 N 140, является подзаконным актом, его положения подлежат применению в части, не противоречащей Закону о контрактной системе, имеющему большую юридическую силу.
Следовательно, при наличии положений Типового контракта, не соответствующих действующей редакции Закона о контрактной системе, либо в виду отсутствия в Типовом контракте отдельных обязательных условий/требований к положениям контракта, предусмотренных Законом, Заказчик обязан руководствоваться положениями Закона о контрактной системе. Иное противоречило бы гражданскому законодательству и Закону о контрактной системе.
При таких обстоятельствах, Комиссия Хакасского УФАС России не усматривает в действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе.
Руководствуясь положениями Закона о контрактной системе, Постановления N 1576, Комиссия
РЕШИЛА
При проведении внеплановой проверки нарушения не установлены.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Руководитель Комиссии Члены Комиссии
|
_. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 29 сентября 2021 г. N 47 (ключевые темы: контрактная система в сфере закупок - поставка продуктов питания - государственные и муниципальные нужды - продукты детского питания - антимонопольный орган)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.09.2021