Инспекцией Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок в составе:
Заместитель руководителя Инспекции:
Члены Инспекции:
(далее - Инспекция),
в присутствии представителя заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ЧОП Кордон Хабаровск" Чистякова Антона Павловича по доверенности от 15.06.2020 N 7/2020, представителя заказчика - Государственного учреждения-Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области Куца Александра Александровича по доверенности от 27.05.2019 N 31-06/6178,
на основании ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) проведена проверка действий заказчика - Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (далее - ГУ-ОПФ России по Хабаровскому краю и ЕАО, заказчик) на предмет соблюдения требований Закона N 44-ФЗ при проведении электронного аукциона N 0222100000120000153 на оказание охранных услуг (охрана административных зданий, помещений Отделения и территориальных органов ПФР в Хабаровском крае и Еврейской автономной области).
В ходе проведения проверки Инспекцией,
УСТАНОВЛЕНО:
В Хабаровское УФАС России поступило обращение общества с ограниченной ответственностью "ЧОП Кордон Хабаровск" (далее - ООО "ЧОП Кордон Хабаровск", Общество) о нарушении заказчиком - ГУ-ОПФ России по Хабаровскому краю и ЕАО требований Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона N 0222100000120000153 на оказание охранных услуг (охрана административных зданий, помещений Отделения и территориальных органов ПФР в Хабаровском крае и Еврейской автономной области).
По мнению заявителя, заказчиком - ГУ-ОПФ России по Хабаровскому краю и ЕАО нарушены его права и законные интересы, выразившиеся во включении заказчиком в п. 7.6 проекта контракта несправедливого договорного условия, установив, что "За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, Исполнитель уплачивает Заказчику штраф. Размер штрафа устанавливается в размере 5 (пяти) процентов цены контракта (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 7.7 - 7.9 настоящего контракта)".
В ходе проведения внеплановой проверки заказчиком представлены заявки всех участников закупки и мотивированный отзыв, в соответствии с которым считает доводы жалобы необоснованными в полном объеме.
Как установлено Инспекцией, извещение N 0222100000120000153 о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 09.12.2020.
Объект закупки: оказание охранных услуг (охрана административных зданий, помещений Отделения и территориальных органов ПФР в Хабаровском крае и Еврейской автономной области).
Начальная (максимальная) цена контракта: 8 148 262,22 рублей.
Дата проведения аукциона в электронной форме: 18.12.2020.
Изучив материалы дела N 7-3/481, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, Инспекция пришла к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 59 Закона N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона N 44-ФЗ.
Согласно ч. 4 ст. 64 Закона N 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В силу ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 указанного Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
В соответствии с ч. 4 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно ч. 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Правила).
П. 3 Правил установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных п.п. 4 - 8 настоящих Правил):
а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 0,5 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);
д) 0,4 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно);
е) 0,3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно);
ж) 0,25 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно);
з) 0,2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей (включительно);
и) 0,1 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) превышает 10 млрд. рублей.
Как установлено Инспекцией, по результатам электронного аукциона с победителем закупки ООО "ЧОП Кордон Хабаровск" заключен государственный контракт от 30.12.2020 N 19/21-04 на оказание охранных услуг (охрана административных зданий, помещений Отделения и территориальных органов ПФР в Хабаровском крае и Еврейской автономной области) (далее - контракт N 19/21-04) с ценой контракта 8 107 520,90 рублей (реестровый номер 1270000031321000021).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2014 N 606 "О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения" установлены Правила разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов (далее - Правила разработки типовых контрактов).
В соответствии с подп. "б" п. 14 Правил разработки типовых контрактов утвержденные типовые контракты, типовые условия контрактов подлежат применению с учетом п.п. 15 - 17 Правил, за исключением закупок, указанных в п. 18 Правил разработки типовых контрактов, в случае подготовки проектов контрактов, являющихся неотъемлемой частью документации о закупке, извещений о проведении запроса котировок.
Как установлено Инспекцией, заказчиком использовался типовой контракт, утвержденный приказом Росгвардии от 01.06.2020 N 149 "Об утверждении типового контракта на оказание охранных услуг и информационной карты типового контракта на оказание охранных услуг" (далее - типовой контракт), при этом редакция п. 7.6 контракта N 19/21-04, а именно: "За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, Исполнитель уплачивает Заказчику штраф. Размер штрафа устанавливается в размере 5 (пяти) процентов цены контракта (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 7.7 - 7.9 настоящего контракта" соответствует положениям типового контракта и п. 3 Правил.
Как следует из пояснений заявителя, п. 3.1 контракта N 19/21-04 установлено, что услуги по настоящему контракту оказываются поэтапно. этапом оказания услуг является календарный месяц, в связи с чем, по мнению заявителя, размер штрафа должен быть установлен в размере 5 (пяти) процентов от цены за этап (месяц), а не от цены контракта.
Вместе с тем, заключив с заказчиком контракт N 19/21-04, Исполнитель согласился с установленными контрактом условиями.
Согласно ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ не допускается изменение по соглашению сторон существенных условий контракта, в том числе в части изменения размера штрафов и пеней.
Условия контракта N 19/21-04 о размере штрафа соответствуют действующему законодательству и правоприменительной практике. При этом законодательство о контрактной системе не запрещает установления в контракте размера ответственности больше, чем предусмотрено Постановлением N 1042. Данная позиция подтверждена Определением Верховного Суда Российской Федерации от 13.07.2021 N 308-ЭС21-10726.
Стороны, заключив контракт N 19/21-04, добровольно согласились исполнять все обязательства и нести ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта.
В силу ст. 332 Гражданского кодекса Российской Федерации размер законной неустойки может быть увеличен соглашением сторон, если закон этого не запрещает.
Таким образом, условие п. 7.6 контракта N 19/21-04 законодательству не противоречит, доводы заявителя несостоятельны.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99 Закона N 44-ФЗ, Инспекция
РЕШИЛА:
В действиях заказчика - ГУ-ОПФ России по Хабаровскому краю и ЕАО при проведении электронного аукциона на оказание охранных услуг (охрана административных зданий, помещений Отделения и территориальных органов ПФР в Хабаровском крае и Еврейской автономной области) (извещение от 09.12.2020 N 0222100000120000153 ) отсутствуют нарушения Закона N 44-ФЗ.
Заместитель руководителя Инспекции: |
|
|
Члены Инспекции: |
|
|
|
|
|
Настоящий акт может быть обжалован в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 23 сентября 2021 г. N 108 (ключевые темы: ненадлежащее исполнение - оказание охранных услуг - электронный аукцион - частное охранное предприятие - административное здание)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.09.2021