На основании приказа Пензенского УФАС России от 13.09.2021 N 152 инспекцией в составе:
Руководителя Инспекции:
- <_> - руководителя Управления,
Членов Инспекции:
- <_> - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
- <_> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок
проведена внеплановая проверка соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок заказчиком - федеральным государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии N 59 Федерального медико-биологического агентства" (далее - ФГБУЗ ЦГиЭ N 59 ФМБА России) - при осуществлении закупки у единственного поставщика по основанию, предусмотренному пунктом 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), договор поставки N 131/21 от 01.09.2021, заключенный с АО "Лада-Сервис" на поставку легкового автомобиля "LADA VESTA GFK 110".
Проверка начата 14.09.2021, окончена 27.09.2021.
Юридический адрес проверяемой организации: ФГБУЗ ЦГиЭ N 59 ФМБА России; 442960, Пензенская область, г. Заречный, ул. Комсомольская, 1-Б.
Внеплановой проверкой установлено:
Основанием для проведения внеплановой проверки послужило обнаружение контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок заказчиком - ФГБУЗ ЦГиЭ N 59 ФМБА России при осуществлении закупки у единственного поставщика по основанию, предусмотренному пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе при заключении договора поставки N 131/21 от 01.09.2021 с АО "Лада-Сервис" на поставку легкового автомобиля "LADA VESTA GFK 110".
Настоящая внеплановая проверка осуществлена согласно части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" в связи с поступлением в Пензенское УФАС России уведомления заказчика об осуществлении закупки у единственного поставщика.
В соответствии с частью 28 статьи 99 Закона о контрактной системе субъекты контроля обязаны представлять в контрольный орган в сфере закупок по требованию такого органа документы, объяснения в письменной форме, информацию о закупках (в том числе сведения о закупках, составляющие государственную тайну), а также давать в устной форме объяснения.
В ходе проведения проверки Инспекцией Управления установлено следующее.
В силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе, заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе установлено, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.
Из части 2 статьи 93 Закона о контрактной системе следует, что при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 6, 9, 34 и 50 части 1 настоящей статьи, заказчик обязан направить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта в контрольный орган в сфере закупок уведомление о такой закупке. Уведомление о такой закупке направляется при ее осуществлении для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд соответственно в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К этому уведомлению прилагается копи я заключенного в соответствии с настоящим пунктом контракта с обоснованием его заключения.
01.09.2021 между ФГБУЗ ЦГиЭ N 59 ФМБА России и АО "Лада-Сервис" по основанию, предусмотренному пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заключен договор N 131/21 на поставку легкового автомобиля "LADA VESTA GFK 110" комплектация 51-XDJ. Цена контракта - 1 070 000,00 рублей.
02.09.2021 в Пензенское УФАС России поступило уведомление об осуществлении закупки у единственного поставщика по пункту 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Из представленных ФГБУЗ ЦГиЭ N 59 ФМБА России пояснений и документов следует, что закупка осуществлена у единственного поставщика в связи с введением режима повышенной готовности в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-NCOV, которое является обстоятельством непреодолимой силы. Автомобиль LADA VESTA GFK 110 будет использоваться учреждением для работ по предупреждению распространения COVID-19, а именно в целях проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, для проведения дезинфекционных работ в очагах, для проведения отбора проб для лабораторных исследований, в целях проведения эпидемиологических обследований в очагах. Как указано заказчиком, автомобиль необходим для ежедневной доставки сотрудников ФГБУЗ ЦГиЭ N 59 ФМБА России на объекты и в очаги COV1D-19. В рамках предупреждения распространения COVID-19 специалисты ФГБУЗ ЦГиЭ N 59 ФМБА России привлекаются для работы в очагах COVID-19 с целью проведения определений границ очагов, круга контактных лиц по месту жительства и месту работы, с целью проведения заключительной дезинфекции очагов COVID-19.
Постановлением Губернатора Пензенской области от 16.03.2020 N 27 "О введении режима повышенной готовности на территории Пензенской области" введен и действует режим повышенной готовности для органов управления и сил Пензенской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Пензенской области.
В соответствии с Постановлением Администрации города Заречного от 30.01.2014 N 184 (в редакции от 20.02.2014 N 346) ФГБУЗ ЦГиЭ N 59 ФМБА России входит в состав Зареченского городского звена Пензенской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС.
Заказчиком сообщено, что выполнение функций ФГБУЗ ЦГиЭ N 59 ФМБА России требует интенсивного использования служебного автотранспорта. В настоящее время в учреждении задействован автомобиль ГАЗ 10231, который эксплуатируется с 2007 года (срок полезного использования истек в 2014 году). После последнего ремонта техническая комиссия приняла решение списать автомобиль ГАЗ 10231 с баланса учреждения. Согласно акту технического осмотра автомобиля ГАЗ-310231 гос. N К092ТН от 31.05.2021, комиссия заказчика пришла к выводу о необходимости предусмотреть замену автомобиля на новый в связи с установлением при визуальном осмотре дефектов и повреждений. Комиссия заключила, что суммы ремонтов, которым подвергался автомобиль в 2019-2021 годах, являются значительными, что делает нерентабельным использование данного автомобиля, ремонты предполагают простои автомобиля, которые негативно сказываются на работе ФГБУЗ ЦГиЭ N 59 ФМБА России. Кроме того, дальнейшее использование автомобиля может быть опасным для перевозки сотрудников организации.
На основании изложенного учреждением сделан запрос на выделение финансовых средств учредителю - ФМБА России. В июле 2021 года ФГБУЗ ЦГиЭ N 59 ФМБА России выделена целевая субсидия для приобретения нового автомобиля.
ФГБУЗ ЦГиЭ N 59 ФМБА России с целью закупки нового автомобиля проведена конкурентная процедура в форме электронного аукциона "Поставка легкового автомобиля Лада Веста СВ Кросс (Lada Vesta SW Cross) или эквивалент" (извещение в ЕИС N 0355100002021000003 от 10.08.2021). Начальная (максимальная) цена контракта - 1 070 000,00 рублей.
До окончания срока подачи заявок не подано ни одной заявки на участие в закупке, аукцион признан несостоявшимся.
В своих выводах заказчик указывает, что необходимость заключения контракта на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе обусловлена невозможностью использования конкурентных способов определения поставщика по следующим причинам:
- значительный объем работ в условиях повышенной готовности в связи с предупреждением распространения новой коронавирусной инфекции требует интенсивного использования автотранспорта;
- сложной ситуацией на рынке автомобилей. По информации президента компании "АвтоВАЗ" Николя Мор 24.08.2021 ожидается проблема с поставками автомобилей LADA до второго квартала 2022 года;
- в связи со сложившейся ситуацией с COVID-19, длительное время осуществления закупки конкурентным способом не позволяет решать поставленные задачи.
Статья 765 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что основания и порядок заключения государственного или муниципального контракта определяются в соответствии с положениями статей 527 и 528 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 527 Гражданского кодекса Российской Федерации, государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Частью 2 статьи 59 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона.
Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р утвержден Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион). В указанный Перечень включены товары, которые по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) относятся к классу 29 "Средства автотранспортные, прицепы и полуприцепы".
Таким образом, по общему правилу закупка автомобиля должна осуществляться заказчиками в форме электронного аукциона.
В соответствии с частью 4 статьи 71 Закона о контрактной системе, в случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным частью 16 статьи 66, частью 8 статьи 67 и частью 13 статьи 69 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе не подано ни одной заявки на участие в нем или по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в нем всех его участников, подавших заявки на участие в таком аукционе, а также по основаниям, предусмотренным частью 13 статьи 69 настоящего Федерального закона в связи с тем, что аукционной комиссией принято решение о несоответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, всех вторых частей заявок на участие в нем, или по основаниям, предусмотренным частью 15 статьи 83.2 настоящего Федерального закона, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости) и вправе осуществить закупку путем проведения запроса предложений в электронной форме в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 83.1 настоящего Федерального закона (при этом объект закупки не может быть изменен) или новую закупку в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Таким образом, законом определены допустимые действия заказчика в случае признания электронного аукциона несостоявшимся при отсутствии заявок на участие в электронном аукционе.
Договор N 131/21 на поставку легкового автомобиля "LADA VESTA GFK 110" заключен без использования конкурентного способа определения поставщика.
Согласно Письму ФАС России от 18.03.2020 N ИА/21684/20, заказчики вправе проводить закупки, направленные на профилактику, предупреждение, ликвидацию последствий распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе при условии наличия причинно-следственной связи между действиями по профилактике, предупреждению, ликвидации последствий распространения коронавирусной инфекции и предметом закупки.
Кроме того, как указано в пункте 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заказчик вправе осуществить закупку по рассматриваемому основанию, если применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно, то есть закупка должна иметь признак срочности, обеспечивать необходимость получения товара, работы, услуги, необходимых для предупреждения распространения COVID-19, в максимально короткие сроки.
Учитывая, что в учреждении на момент заключения договора N 131/21 имелся автомобиль (ГАЗ-310231), который, как указано заказчиком, используется учреждением и неисправным не является, а также тот факт, что ФГБУЗ ЦГиЭ N 59 ФМБА России с июля 2021 года до даты заключения договора 01.09.2021 (более месяца) осуществляло свою деятельность, провело закупку в форме электронного аукциона (извещение в ЕИС N 0355100002021000003 от 10.08.2021), у Инспекции Управления отсутствуют основания полагать, что у заказчика имелась потребность в срочной закупке автомобиля LADA VESTA GFK 110, которая не могла быть обеспечена путем проведения конкурентной процедуры, то есть заключение договора N 131/21 носило неотложный характер.
Автомобиль LADA VESTA GFK 110 не является специализированным автомобилем, автомобилем скорой медицинской помощи. Обстоятельств, свидетельствующих о том, что отсутствие его в учреждении делает невозможным осуществление деятельности по профилактике, предупреждению распространения (последствий распространения) коронавирусной инфекции, а также может повлечь риск для жизни и здоровья людей, не установлено.
Таким образом, Инспекция Управления приходит к выводу, что заказчиком неправомерно выбран способ закупки - закупка у единственного поставщика при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, следовательно, в действиях заказчика содержится нарушение части 5 статьи 24, пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заключение
В результате проведения внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок заказчиком - федеральным государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии N 59 Федерального медико-биологического агентства" - при осуществлении закупки у единственного поставщика по основанию, предусмотренному пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, договор поставки N 131/21 от 01.09.2021, заключенный с АО "Лада-Сервис" на поставку легкового автомобиля "LADA VESTA GFK 110", выявлены нарушения заказчиком части 5 статьи 24, пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
<_> |
<_> |
<_> |
<_> |
<_> |
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 27 сентября 2021 г. N 058/06/99-857/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.09.2021