Резолютивная часть решения оглашена 23 сентября 2021 года
В полном объеме решение изготовлено 28 сентября 2021 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Воронковой Д.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Сарсенбаевой Е.Н. |
- |
старшего специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Спецмедпроект-Регион" (далее - ООО "Спецмедпроект-Регион", общество, заявитель) на действия аукционной комиссия при проведении электронного аукциона на средства дезинфекционные (извещение N 0369200035121000101), при участии посредством видеоконференц-связи:
- представителя ООО "Спецмедпроект-Регион" Виник Е.Е., действующего на основании доверенности от 07.09.2021 N 2/21;
- представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная специализированная психоневрологическая больница N 2" (далее - ГБУЗ "ОСПНБ N 2", заказчик), члена аукционной комиссии Казачок Е.О., действующего на основании доверенности от 21.09.2021,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 17.09.2021 поступила жалоба ООО "Спецмедпроект-Регион" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на средства дезинфекционные (извещение N 0369200035121000101) (далее - аукцион, закупка).
Согласно представленным документам 03.09.2021 ГБУЗ "ОСПНБ N 2" объявило о проведении аукциона путем опубликования в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 322 263 рубля 20 копеек.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 13.09.2021 в 13:12 (мск+2).
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N0369200035121000101-1 от 14.09.2021 в адрес заказчика поступило 4 заявки.
Снижение начальной (максимальной) цены по итогам проведения электронного аукциона составило - 77%.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона N0369200035121000101-3 от 15.09.2021 (далее - протокол подведения итогов) заявки двух участников признаны несоответствующими требованиям аукционной документации. Принято решение о заключении контракта с ИП Конюховым В.М. по цене контракта 301 316 рублей 04 копейки.
На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам проведения аукциона не заключен.
Согласно доводам жалобы, заявитель считает, что решение аукционной комиссии о несоответствии участника требованиям аукционной документации необоснованно, поскольку ООО "Спецмедпроект-Регион" соответствует всем требованиям документации об аукционе.
Представитель заказчика, член аукционной комиссии с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, пояснил, что заявителем представлены сведения о конкретных показателя товара, которые не соответствуют требованиям заказчика.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, Комиссия, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.
В силу части 9 статьи 39 Закона о контрактной системе решение комиссии, принятое в нарушение требований настоящего Федерального закона, может быть обжаловано любым участником закупки в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и признано недействительным по решению контрольного органа в сфере закупок.
Аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе (часть 1 статьи 69 Закона о контрактной системе).
Согласно части 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
Пунктом 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае не соответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с протоколом подведения итогов заявки участников 110512513 (ООО "Спецмедпроект-Регион"), 110507845 (ООО "Фармкомплект") признаны несоответствующими требованиям аукционной документации на основании пункта 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе. При этом представитель заказчика на заседании Комиссии пояснил, что в первой части заявок участников на закупку дезинфицирующих средств, участники аукциона (заявка N 110512513, 110507845) предоставили информацию, не соответствующую требованиям, установленным документацией об аукционе.
Так, например, ООО "Спецмедпроект-Регион" и ООО "Фармкомплект" по позициям 2 и 3 описания объекта закупки предложили товар, не соответствующий требованиям документации об аукционе по показателям: время экспозиции при проведении генеральных уборок, время экспозиции при дезинфекции поверхностей по режиму туберкулеза, также участником ООО "Спецмедпроект-Регион" предложен режим дезинфекции отходов исключающий туберкулез, когда максимальные и/или минимальные значения показателей устанавливает дезинфекцию отходов включая туберкулез.
В протоколе подведения итогов аукционная комиссия в качестве обоснования отклонения заявок участников закупки ссылается на несоответствие участников аукциона требованиям, установленным в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе. При этом в указанном протоколе отсутствует информация каким именно установленным требованиям к участникам закупки не соответствуют представленные заявки на участие в аукционе.
То есть, участникам отказано в допуске к участию в аукционе не этапе рассмотрения вторых частей заявок на основании указанной в первой части заявки информации о конкретных показателях товара.
Закон о контрактной системе определяет процедуру проведения закупок для государственных и муниципальных нужд с целью соблюдения принципов законодательства о контрактной системе. Данная процедура ограничена правами и обязанностями субъектов на каждом этапе проведения закупки. В рамках рассмотрения первых частей заявок аукционная комиссия оценивает товар и его характеристики (показатели) на предмет их соответствия требованиям и потребности заказчика.
Довод представителя заказчика, согласно которому аукционная комиссия в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, в том числе в первой части заявки, на любом этапе вправе отстранить участника является вольным толкованием Закона о контрактной системе и не соответствует действительности.
Так, законодательством о контрактной системе, а именно статьями 67, 69 Закона о контрактной системе прямо предусмотрен перечень документов и сведений, которые рассматриваются аукционной комиссией в процессе рассмотрения первой и второй частей заявок участников закупки. При этом только в части 6.1 статьи 66, пункте 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе содержится ссылка на возможность рассмотрения и первой и второй части заявки участника закупки одновременно на предмет предоставления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3, 5, 8.2 статьи 66 Закона о контрактной системе. В случае наличия недостоверных сведений аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.
В соответствии с пунктом 4.2.3 аукционной документации, пунктом 18 информационной карты сведения о конкретных показателях товара предоставляются участником в составе первой части заявки. Следовательно, аукционная комиссия обязана рассмотреть и оценить первые части заявок участников закупки на предмет соответствия информации о конкретных показателях, предложенного товара, требованиям документации об аукционе на этапе рассмотрения первых частей заявок, то есть до проведения аукциона.
Вместе с тем, аукционной комиссией в нарушение предусмотренного законодательством о контрактной системе порядка рассмотрения заявок участников закупки принято решение о несоответствии предложенного товара на этапе рассмотрения вторых частей заявок.
Таким образом, аукционной комиссией допущены нарушение пункта 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
По результатам проведения внеплановой проверки выявлены следующие нарушения.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о закупке должно содержать краткое изложение условий контракта, в том числе наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, и т.д.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе в части описания объекта закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила N 145) следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
При этом, заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
- наименование товара, работы, услуги;
- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно пункту 5 Правил N 145 заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 145 в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 данных Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Исходя из содержания пункта 2.1 Приказа Минздрава РФ от 10.11.2002 N 344 "О государственной регистрации дезинфицирующих, дезинсекционных и дератизационных средств для применения в быту, в лечебно-профилактических учреждениях и на других объектах для обеспечения безопасности и здоровья людей", с 1 января 2003 года организовано проведение государственной регистрации дезинфицирующих, дезинсекционных и дератизационных средств для применения в быту, в лечебно-профилактических учреждениях и на других объектах для обеспечения безопасности и здоровья людей.
Таким образом, все дезинфицирующие средства, прошедшие государственную регистрацию, отвечают нормативно установленным требованиям к качеству и безопасности.
Согласно пункту 3.6.3 СП 3.5.1378-03 выбор дезинфицирующего средства, а также способа его применения определяются особенностями обеззараживаемого объекта, биологическими свойствами микроорганизма, что в совокупности должно обеспечить достижение дезинфекции.
Следовательно, согласно санитарным правилам, определяющими характеристиками для дезинфицирующего средства в совокупности являются область его применения.
Все без исключения дезинфицирующие средства на территории Российской Федерации проходят исследования, предрегистрационные испытания, регистрируются, сертифицируются на основе требований Руководства 4.2.2643-10.3.5 "Дезинфектология".
В связи с этим на территории Российской Федерации действует единая установленная классификация дезинфицирующих средств, указанная в пунктах 4.1., 4.2. Руководства, в соответствии с которой и проводятся соответствующие исследования, испытания и регистрация.
При регистрации дезинфицирующих средств в инструкциях по их применению прописывается индивидуальный рецептурный состав средства, на основе которого уже были произведены все необходимые исследования и испытания.
В связи с этим в инструкциях прописываются и утверждаются только конкретные режимы применения средств, эффективность рабочих растворов, функциональные и технические характеристики, такие как: назначение средства и основные режимы его применения; срок годности средства и рабочего раствора; активность средства в отношении различных инфекций и микроорганизмов; время обработки объектов обеззараживания; утвержденные концентрации применения рабочих растворов; упаковка, температура хранения, класс опасности и меры предосторожности.
С учетом изложенного, описание объекта закупки на основании инструкции применения конкретного дезинфицирующего средства даже с учетом указания характеристик с использованием слов "не более", "не менее" не является надлежащим исполнением требований статьи 33 Закона о контрактной системе. Поскольку по смыслу данной нормы описание объекта закупки должно быть продиктовано истинными (а не мнимыми и недоказанными) потребностями заказчика, а также исключать возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки путем установления в документации о закупке таких требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц.
Следовательно, указание в техническом задании аукционной документации конкретных характеристик дезсредства (конкретные значения концентрации действующих веществ; срок годности рабочих растворов; указание конкретных режимов дезинфекции; требования к упаковке и т.д.) носит излишний характер, не соответствует положениям статьи 33 Закона о контрактной системе.
Все официально представленные на рынке России дезинфицирующие средства, которых насчитывается более 200 наименований, апробированы и сертифицированы в качестве соответствующих дезинфицирующих веществ. Это означает, что эти средства в ходе сертификации прошли все необходимые испытания и отвечают своему назначению (уничтожать те или иные микробы, бактерии). При наличии указания области применения отсутствует необходимость указания конкретного рецепта дезинфицирующего средства. Рецептуру конкретных дезинфицирующих средств определяет производитель, для которого наличие и процентное содержание того или иного вещества в составе дезинфицирующего средства во многом является маркетинговым ходом, позволяющим выделить свою продукцию среди подобных средств иных производителей.
Таким образом, включение в аукционную документацию описания рецептуры дезинфицирующего средства, в том числе указание процентного содержания действующих веществ, указание конкретных режимов дезинфекции, носит избыточный характер и формирует узконаправленных поставщиков, что в свою очередь, приводит к ограничению количества участников закупки.
Заказчиком не представлено доказательств невозможности использования дезсредств, отличающихся по составу, режимам дезинфекции, сроку годности рабочих растворов от требований к данным характеристикам, указанным в техническом задании аукционной документации; не следует наличие объективных оснований для исключения возможности использования дезсредств, например, с иными режимами дезинфекции.
По мнению антимонопольного органа, содержащиеся в техническом задании требования к выходу рабочего раствора из одного литра/ килограмма относятся к условиям применения дезинфицирующего средства, а не к функциональным характеристикам товара. Каких-либо пояснений заказчиком в данной части не представлено.
На основании изложенного, при отсутствии нормативно закрепленных требований, в том числе: к количественному и качественному составу дезинфицирующих средств, исключающих возможность использования дезсредств, содержащих в составе действующие вещества, при отсутствии доказательств, подтверждающих наличие потребности заказчика в необходимости установления требований к составу дезинфицирующего средства; требований к выходу рабочего раствора; требований к сроку годности рабочего раствора; требований к фасовке - описание объекта закупки носит избыточный, необъективный характер, включает в себя излишние требования к характеристикам дезинфицирующего средства и не соответствует пунктам 1, 2 части 1, части 2 статьи 33, пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В связи с допущенными нарушениями в действиях должностных лиц усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Спецмедпроект-Регион" на действия аукционной комиссия при проведении электронного аукциона на средства дезинфекционные (извещение N 0369200035121000101) обоснованной в части неправомерного признания второй части заявки участника закупки, несоответствующей требованиям документации об аукционе.
2. Признать в действиях аукционной комиссии нарушения пункта 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела должностному лицу для принятия решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Д.А. Воронкова
Е.Н. Сарсенбаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 28 сентября 2021 г. N 074/06/105-2521/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.09.2021