Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Яфизова А.А. - заместителя руководителя, |
Членов Комиссии: |
Тимофеева М.А. - ведущего специалиста-эксперта, Яновой А.Д. - специалиста 1 разряда, |
в присутствии представителя Уполномоченного органа ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ БУИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН - Рахматова Б.Р. (доверенность N13 от 18.08.2021 г.), в отсутствие представителей Заказчиков (по списку), в отсутствие Заявителя ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЭНЕРГО ЛИНИИ" (вх. N 12799/ж от 21.09.2021 г.) на действия Уполномоченного органа - ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ БУИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН и Заказчиков (по списку) при проведении закупки N0111300095521000056 на предмет: Выполнение работ по организации освещения территории в сельских поселениях Буинского муниципального района Республики Татарстан,
У С Т А Н О В И Л А:
Извещение о проведении закупки N0111300095521000056 размещено на официальном сайте Российской Федерации http://etp.zakazrf.ru 14.09.2021 г.
Уполномоченный орган - ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ БУИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Заказчики - по списку
Начальная (максимальная) цена контракта закупки N0111300095521000056- 18 701 670,00 руб.
По мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства.
Заказчик с доводом, изложенным в жалобе согласился, представил устные и письменные пояснения, а также документы по закупке, которые приобщены к материалам дела.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителей на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации закупки приходит к следующим выводам.
1) Относительно довода Заявителя о том, что из текста Технического задания не представляется возможным понять, конкретные показатели каких материалов и с какими значениями требуются Заказчику.
Согласно подпункту 1,2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно подпункту 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Подпункт б пункта а части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе регламентирует, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать, в том числе:
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Во исполнение вышеуказанной нормы, раздел 1.4 аукционной документации Уполномоченного органа и Заказчиков содержит, в том числе, следующее требование к содержанию первой части заявок участников:
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Так, например, ведомость объемов работ, включенная в техническое задание по организации освещения территории в с. Нижний Наратбаш Нижненаратбашского сельского поселения Буинского муниципального района РТ включает в себя следующие товары, необходимые при осуществлении работ:
N пп |
Наименование |
Ед. изм. |
Кол. |
1 |
2 |
3 |
4 |
Раздел 1. | |||
1 |
Установка железобетонных опор ВЛ 0,38; не менее 6 не более 10 кВ с траверсами без приставок: одностоечных |
шт |
12 |
2 |
Стойка опоры СВ 95-1-а, бетон B25, объем не менее 0,30 м3, расход арматуры не менее 31,3 кг |
шт |
12 |
3 |
Подвеска самонесущих изолированных проводов (СИП-2А) напряжением не менее 0,4 кВ не более 1 кВ (со снятием напряжения) при количестве не менее 29 опор: с использованием автогидроподъемника |
1000 м |
0,477823 |
4 |
Провода самонесущие изолированные для воздушных линий электропередачи с алюминиевыми жилами марки: СИП-4 2х16-0,6/1,0 |
1000 м |
0,4874 |
5 |
Кронштейны специальные на опорах для светильников сварные металлические, количество рожков: 1 |
шт |
25 |
6 |
Лента крепления шириной не менее 20 мм, толщиной не менее 0,7 мм, длиной не менее 50 м из нержавеющей стали (в пластмасовой коробке с кабельной бухтой) F207 (СИП) |
шт |
1 |
7 |
Скрепа размером не менее 20 мм NC20 (СИП) |
100 шт |
0,5 |
8 |
Кронштейн для консольных и подвесных светильников, серия 1 (Стандарт), марка: 1.К1-1,5-1,0-О3-ц (ТАНС.41.131.000) |
шт |
25 |
9 |
Светильник, устанавливаемый вне зданий с лампами: люминесцентными |
шт |
25 |
10 |
Светильник уличный светодиодный KVS-L-50 не менее 50 Вт |
шт |
25 |
11 |
Затягивание провода в проложенные трубы и металлические рукава первого одножильного или многожильного в общей оплетке, суммарное сечение: не более 2,5 мм2 |
100 м |
0,375 |
12 |
Кабель силовой с медными жилами с изоляцией и оболочкой из ПВХ, не распространяющий горение, с низким дымо- и газовыделением, напряжением 1,0 кВ (ГОСТ Р 53769-2010), марки: ВВГнг(A)-LS 3х2,5ок |
1000 м |
0,0375 |
13 |
Зажим ответвительный с прокалыванием изоляции (СИП): Р2-95 |
100 шт |
0,5 |
По мнению Заявителя, в Техническом задании отсутствуют требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товаров, используемых при выполнении работ.
В соответствии частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссией Татарстанского УФАС установлено, что исходя из требований, указанных в ведомостях объемов работ для различных поселений Буинского муниципального района РТ, по отдельным позициям не представляется возможным определить, такие значимые характеристики, как, например, необходимый тип кронштейнов, габариты, вид крепления (на опору/на стену), материал уличных светильников, мощность люминесцентных ламп и иное.
Уполномоченным органом и Заказчиками не установлены минимальные, предельные или неизменные значения. Следовательно, в заявке Участники вправе также не указывать характеристики по всем позициям, что влечет риск поставки товара, не соответствующего действующим стандартам Российской Федерации (в том числе, по освещению), а также не удовлетворяющего потребности Заказчиков.
Таким образом, Уполномоченным органом и Заказчиками нарушены требования части 1,2 статьи 33, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Жалоба заявителя признана обоснованной.
Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией Татарстанского УФАС России установлено следующее.
1. Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Так, в техническом задании аукционной документации Заказчика установлено, что выполнение работ по указанной закупке должны выполняться, в том числе, в соответствии с требованиями:
"СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений" (приняты и введены в действие Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 N18-7).
Вместе с тем, Кабель силовой с медными жилами с изоляцией и оболочкой из ПВХ, не распространяющий горение, с низким дымо- и газовыделением, напряжением не менее 1,0 кВ должен соответствовать ГОСТу Р 53769-2010.
СНиП 21-01-97* утратил силу с 01.01.2021 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N1034.
ГОСТ Р 53769-2010 утратил силу с 1 января 2014 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 29.11.2012 N1414-ст. Взамен введен в действие ГОСТ 31996-2012.
Извещение о проведении закупки было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru 14.09.2021 г.
Следовательно, у Уполномоченного органа и Заказчиков имелась возможность проверить актуальность установленных стандартов.
Таким образом, в Техническом задании аукционной документации установлено, в что числе, что выполнение работ по указанной закупке должны выполняться в соответствии с вышеуказанным СНиПом и Межгосударственным стандартом. Комиссия приходит к выводу, что СНиП 21-01-97 и ГОСТ Р 53769-2010 являются не действующими. Следовательно, Уполномоченным органом и Заказчиками нарушены требования, регламентированные пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в части формирования описания объекта закупки в документации.
2. Согласно части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе, для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Приказом Минстроя России от 14.01.2020 N 9/пр "Об утверждении Типовых условий контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства и информационной карты типовых условий контракта"(далее - Приказ Минстроя России от 14.01.2020 N 9/пр) утверждены типовые условия контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства и информационной карты типовых условий контракта.
В Приложении N 2 к Приказу Минстроя России от 14.01.2020 N 9/пр размещена информационная карта типовых условий контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства и информационной карты типовых условий контракт, в которой указан код ОКПД 2: 43.
Вместе с тем, в рассматриваемой закупке установлен код ОКПД 2: 43.21.10.120, однако, разместил проект контракта не по типовой форме, утвержденной Приказом Минстроя России от 14.01.2020 N 9/пр.
Учитывая изложенное, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что Уполномоченным органом и Заказчиками неправомерно размещен нетиповой проект контракта.
Таким образом, Уполномоченным органом и Заказчиками нарушены требования части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе, Приказа Минстроя России от 14.01.2020 N9/пр "Об утверждении Типовых условий контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства и информационной карты типовых условий контракта".
Учитывая, что по итогам проведения электронного аукциона произошла экономия бюджетных средств в размере 5 049 450,9 руб. (цена контракта снижена на 27% от НМЦК), а также, обращая внимание на то, что на участие в закупке было подано 6 заявок, и все были допущены к участию, что способствовало эффективному проведению конкурентной процедуры, Комиссия Татарстанского УФАС России принимает решение не выдавать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу Заявителя ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЭНЕРГО ЛИНИИ" (вх. N 12387/ж от 21.09.2021 г.) на действия Уполномоченного органа - ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ БУИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН и Заказчиков (по списку) при проведении закупки N 0111300095521000056 на предмет: Выполнение работ по организации освещения территории в сельских поселениях Буинского муниципального района Республики Татарстан обоснованной.
2. Признать Уполномоченный орган - ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ БУИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН и Заказчиков (по списку) нарушившими требования части 1,2 статьи 33, части 11 статьи 34, части 1 статьи 64, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Приказа Минстроя России от 14.01.2020 N9/пр "Об утверждении Типовых условий контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства и информационной карты типовых условий контракта".
3. Предписание Уполномоченному органу - ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ БУИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН и Заказчикам (по списку) не выдавать.
4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председателя Комиссии А.А. Яфизов
Члены Комиссии М.А. Тимофеев
А.Д. Янова
Исп.: Янова А.Д. (843)238-24-86
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 27 сентября 2021 г. N 016/06/33-1827/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.09.2021