Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л.- заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также - Управление);
членов комиссии:
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р.- главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии: представителя муниципального заказчика Управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации МО "Город Астрахань" Мишаковой С.С. (доверенность от 24.09.2021 N25), Баишевой З.Р. (доверенность от 16.04.2021 N9), представителей уполномоченного органа Давыдовой А.А. (доверенность от 27.10.2020 N30-09-293), Завьяловой Е.А. (доверенность от 27.10.2020 N30-09-295) и в отсутствие представителей заявителя ООО ИК "ВИД-Энерго", рассмотрев жалобу ООО ИК "ВИД-Энерго" на действия муниципального заказчика Управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации МО "Город Астрахань" при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по актуализации схемы теплоснабжения муниципального образования "Город Астрахань" (реестровый N0325300006421000837), на основании статей 99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 22.09.2021 поступила жалоба ООО ИК "ВИД-Энерго" (далее - Заявитель, Общество) на действия муниципального заказчика Управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации МО "Город Астрахань" при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по актуализации схемы теплоснабжения муниципального образования "Город Астрахань" (реестровый N0325300006421000837) (далее -открытый конкурс).
Согласно доводу Заявителя, конкурсная документация составлена с нарушением Закону о контрактной системе.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
31.08.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении открытого конкурса и документация об этом конкурсе.
По мнению Заявителя Заказчик неправомерно установил требования о том, что "участник закупки должен быть членом СРО в области инженерных изысканий, имеющей компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;
- участник закупки - член СРО должен иметь право выполнять инженерные изыскания в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии);
- совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника закупки по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств;
- указанные требования не применяются в отношении предприятий, учреждений, организаций, юридических лиц, указанных в ч. 2.1 ст. 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне", постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 N 333 "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны":
- наличие действующей лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну со степенью секретности разрешенных к использованию сведений "Совершенно секретно".
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Частью 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно ч. 2 ст. 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 настоящего Федерального закона.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В силу п. 1) ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 54.2 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме наряду с информацией, предусмотренной статьей 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса в электронной форме, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в электронной форме в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в электронной форме в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 27 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" установлено, что допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Наименование объекта закупки: "Оказание услуг по актуализации схемы теплоснабжения муниципального образования "Город Астрахань"
Согласно п.2.1 технического задания аукционной документации Заказчик в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента заключения контракта по запросу Исполнителя передает, по акту приема-передачи схему водоснабжения и водоотведения МО "Город Астрахань".
Использование при проведении работ схемы водоснабжения обусловлено требованиями постановления Правительства РФ N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения" от 22.02.2012 г. по пункту 4 - состав разделов схемы теплоснабжения "Утверждаемая часть" подпункт н) раздел 13 "Синхронизация схемы теплоснабжения со схемой газоснабжения и газификации субъекта РФ и (или) поселения, схемой и программой развития электроэнергетики, а также со схемой водоснабжения и водоотведения поселения, городского округа, города федерального значения".
В соответствии с п. 42 Перечнем Министерства регионального развития (утв. Приказом N 8с от 25.11.2009 г.) сведения, раскрывающие схемы водоснабжения городов (муниципальных образований, населенных пунктов) с населением более 500 тыс. человек и (или) расположение головных сооружений водопровода и водовода, их питающих, а именно данные, изложенные в пояснительных записках к графическим изображениям и сами графические изображения всего комплекса или отдельно взятых головных сооружений водопровода или водовода, их питающих (водоприемные сооружения, насосные станции 1 -го и 2-го подъемов, сооружения очистки питьевой воды и резервуары питьевой воды станций водоподготовки), а также сведения, содержащие совокупность данных о месте положения всего комплекса или отдельных головных сооружений водопровода и водовода, их питающих требуется лицензия ФСБ России на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну (степень секретности - совершенно секретно).
Согласно положений постановления Правительства РФ N 154 от 22.02.2012 г. "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения" при разработке схем используются: документы территориального планирования, опорные и адресные планы, кадастровые карты территорий муниципальных образований, схемы, чертежи, сведения о техническом состоянии объектов централизованных систем теплоснабжения. Электронная модель системы теплоснабжения поселения, городского округа, города федерального значения" содержит: графическое представление объектов системы теплоснабжения с привязкой к топографической основе поселения, городского округа, города федерального значения и с полным топологическим описанием связности объектов. Раздел "Предложения по строительству, реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения" должен содержать карты, схемы существующего размещения объектов систем теплоснабжения.
Документами территориального планирования, используемых для разработки схем являются, согласно п. п. 3 п. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральные планы городских округов. Генеральный план городского округа содержит, согласно п. 3 ст. 23 Градостроительного кодекса положение о территориальном планировании, карту размещения объектов местного значения, параметры функциональных зон, объекты электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведение, а также месторасположение существующих объектов местного значения. В Техническом задании так же указывается на то, что исходными данными для изготовления схемы является генеральный план поселения.
На схеме инженерной инфраструктуры и благоустройства территории генплана показываются существующие головные сооружения и магистральные сети инженерной инфраструктуры - водопровод, канализация и т.д.
Согласно п. 11 Правил разработки схем водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ N 782 от 05.09.2013 "О схемах водоснабжения и водоотведения" (далее Правила), в рамках разработки (актуализации) схемы водоснабжения и водоотведения разрабатывается (актуализируется) электронная модель систем водоснабжения и водоотведения (далее ВиВ) для поселений, городских округов с населением 150 тыс. человек и более. Население МО "Город Астрахань", по состоянию на 01.01.2021, составляет 524 371 чел. На основании части 2 статьи 38 ФЗ N 416 и пункта 5 ПП N 782 схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения.
Приказом Госстроя России от 29.10.2002 N 150 утверждена Инструкция о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации (далее - Инструкция).
Пунктом 13 раздела 3.1.5 Инструкции установлено, что на плане современного использования территории (опорном плане) и генеральном плане (основном чертеже) показываются сооружения и коммуникации транспортной инфраструктуры, магистральные сети и головные сооружения инженерной инфраструктуры.
Головными сооружениями признаются сооружения, являющиеся источником бесперебойного энергообеспечения застройки, которые служат для забора воды из водоемов, подземных источников и стоят в "голове" - начале водопроводной сети.
Согласно технического задания аукционной документации исполнителю необходимо определять мероприятия, направленные на синхронизацию схемы теплоснабжения со схемой газоснабжения и газификации субъекта Российской Федерации и (или) поселения, схемой и программой развития электроэнергетики, а также со схемой водоснабжения и водоотведения
Согласно пункту 14 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" объект централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения - инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения (в том числе центральные тепловые пункты), холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Подпунктом "а" пункта 7 Правил при разработке схем водоснабжения и водоотведения используются помимо всего прочего документы территориального планирования.
Частью 1 статьи 18 Градостроительного кодекса РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются:
1) схемы территориального планирования муниципальных районов;
2) генеральные планы поселений;
3) генеральные планы городских округов.
В соответствии с п. 12 Правил, программное обеспечение (пакет программ) электронной модели систем водоснабжения и (или) водоотведения должно решать задачи сохранности, мониторинга и актуализации в том числе следующей информации: "графическое отображение объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения с привязкой к топографической основе муниципального образования".
Согласно ГОСТ 21667-76, топографическая основа содержит отраслевые, тематические и специальные карты, служащие для нанесения их специального содержания и ориентирования при пользовании картой.
Топографическая основа состоит из ряда планшетов масштаба 1:500, на которую нанесены геодезические отметки объектом и местности, координаты, инженерные коммуникации. Руководствуясь Указом Президента РФ 30 ноября 1995 года N 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" и перечнями профильных министерств, наделенных полномочиями по распоряжению сведениями, составляющими государственную тайну (МЧС России, Минобороны России, Минприроды России, Минстрой России, Минтранс России, Минэкономразвития России), для работы с топографической основой города-курорта Сочи, Исполнитель должен обладать лицензией на работу со сведениями, составляющими государственную тайну, не ниже наивысшей степени секретности документов, используемых в качестве исходных данных (поскольку население МО город-курорт Сочи, по состоянию на 01.01.2020, составляет 530 тыс. чел. - степень секретности "совершенно секретно").
Таким образом, Заказчиком правомерно установлены требования к участникам в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, а также требование о предоставлении во второй части заявки действующей лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну со степенью секретности разрешенных к использованию сведений "Совершенно секретно".
Позиция антимонопольного органа подтверждается Постановлением Восьмого Арбитражного апелляционного суда от 01.06.2021 по делу NА75-20410/2020.
Согласно части 2 статьи 47 и части 4 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций соответственно в области инженерных изысканий и в области архитектурно-строительного проектирования, за исключением случаев, установленных частью 2.1 статьи 47 и частью 4.1 статьи 48 ГрК РФ.
Частью 5.2 статьи 48 ГрК РФ установлено, что договором подряда на подготовку проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае индивидуальный предприниматель или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий.
Из части 1 статьи 55.8 ГрК РФ следует, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
Требование Заказчика о том, что участник закупки должен быть членом СРО в области инженерных изысканий, имеющей компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств определено необходимостью выполнения инженерных изысканий в случае отсутствия исходных данных для актуализации электронной модели систем теплоснабжения МО "Город Астрахань" согласно п. 91 раздела IV приказа Минэнерго России от 5 марта 2019 года N 212 "Об утверждении Методических указаний по разработке схем теплоснабжения".
По мнению Заявителя Заказчик необоснованно включил в оценку опыт оказания услуг/выполнения работ по разработке, актуализации схем водоснабжения и водоотведения.
Для муниципальных образований РФ действующим законодательством определена обязательная разработка (актуализация) двух отраслевых схем ресурсоснабжения: схемы теплоснабжения и схемы водоснабжения и водоотведения. Порядок разработки (актуализации) указанных схем схож и предусматривает: сбор исходных данных, их камеральную обработку и анализ; учет территориального развития муниципального образования; разработку программы мероприятий; выполнение экономических расчетов. В то же время, отчетные материалы имеют идентичные структуру и состав в виде текстового описания (пояснительной записки) и графического материала, а также электронной модели.
На основании изложенного, работы по разработке (актуализации) схем теплоснабжения и по разработке (актуализации) схем водоснабжения и водоотведения являются работами сопоставимого характера - аналогичными работами.
При этом Заявитель явку своего представителя на рассмотрение жалобы не обеспечил и доказательств, опровергающих указанный довод, не представил, в то время как частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе именно на подателя жалобы возлагается такая обязанность.
Основываясь на изложенном, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ИК "ВИД-Энерго" на действия муниципального заказчика Управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации МО "Город Астрахань" при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по актуализации схемы теплоснабжения муниципального образования "Город Астрахань" (реестровый N0325300006421000837) необоснованной.
2. Предписание не выдавать.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии: И.В.Русскина
Р.Р.Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 27 сентября 2021 г. N 030/06/54.3-1233/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.09.2021