Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 21.09.2021 N 666 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "ЮАМЕТ" (далее - Комиссия), при участии представителей заказчика/уполномоченного органа - администрации муниципального района "Красненский район", представителя заявителя - ООО "ЮАМЕТ", рассмотрев материалы дела N 031/06/67-655/2021 по жалобе ООО "ЮАМЕТ" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку детских игровых комплексов в села Красное, Большое, Горки, Готовье, Сетище Красненского района Белгородской области (N закупки 0126300040621000014) (далее - Электронный аукцион), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "ЮАМЕТ" (далее - заявитель) на действия аукционной комиссии при проведении Электронного аукциона.
В жалобе указано, что заявителю неправомерно отказано аукционной комиссией в допуске к участию в Электронном аукционе по причине не указания в заявке на участие в Электронном аукционе количества поставляемых детских игровых комплексов.
Заказчик/уполномоченный орган - администрация муниципального района "Красненский район" представил возражения на жалобу ООО "ЮАМЕТ", с доводами, изложенными в жалобе, не согласен, просит признать жалобу необоснованной.
На заседании Комиссии представитель заявителя поддержал доводы жалобы, считает ее обоснованной.
Представитель заказчика/уполномоченного органа поддержал позицию, изложенную в представленных возражениях на жалобу, считает жалобу заявителя необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "ЮАМЕТ", проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 09.09.2021 размещены извещение и документация об Электронном аукционе.
Объект закупки - поставка детских игровых комплексов в села Красное, Большое, Горки, Готовье, Сетище Красненского района Белгородской области.
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 650 000,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ООО "ЮАМЕТ" контракт по результатам проведения Электронного аукциона не заключен.
1.Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Из пункта 2 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе следует, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Вместе с тем, Законом о контрактной системе, не предусмотрена обязанность заказчика по объяснению возникших потребностей в показателях, позволяющих определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Из смысла указанных выше норм следует, что заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки.
При рассмотрении дела Комиссией установлено, что характеристики требуемого к поставке товара, указанные в Техническом задании не согласуются с ГОСТ Р 52169-2012 "Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования"
Например: согласно позиции 2 Технического задания тоннельная составная горка должна иметь внутренний диаметр горки не менее 740 мм не более 765 мм.
В то же время, согласно пункту 5.5.3.3. "Тоннельная горка" ГОСТ Р 52169-2012 "Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования" внутренний диметр тоннельного участка горки должен быть не менее 750 мм.
Вместе с тем, если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Документация об Электронном аукционе не содержит обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии, отличных от ГОСТ.
Такие действия заказчика нарушают требования пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно подпункту 7 пункта 15 раздела II "Информационная карта электронного аукциона" документации об Электронном аукционе, пункту 4.2. раздела I "Общие положения" документации об Электронном аукционе к участникам закупки установлено, в том числе следующее единое требование - отсутствие в предусмотренном Федеральным законом N 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
Вместе с тем, согласно части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 настоящего Федерального закона.
При этом из части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что в реестр недобросовестных поставщиков включается, в том числе следующая информация об участниках закупок, поставщиках (подрядчиках, исполнителях), указанных в части 2 настоящей статьи:
2) фамилии, имена, отчества (при наличии), идентификационные номера налогоплательщика (аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства для иностранного лица) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа. Если полномочия единоличного исполнительного органа переданы в соответствии с законодательством Российской Федерации другому лицу (управляющему, управляющей организации), в реестр недобросовестных поставщиков также включаются фамилия, имя, отчество (при наличии) управляющего, наименование управляющей организации и идентификационный номер налогоплательщика (аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства для иностранного лица);
3) наименования, фамилии, имена, отчества (при наличии), идентификационные номера налогоплательщика (аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства для иностранного лица), за исключением наименования и идентификационного номера налогоплательщика публично-правового образования:
а) участников (членов) корпоративного юридического лица, способных оказывать влияние на деятельность этого юридического лица - участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), указанных в части 2 настоящей статьи. Под такими участниками (членами) для целей настоящего Федерального закона понимаются лица, которые самостоятельно или совместно со своим аффилированным лицом (лицами) владеют более чем двадцатью пятью процентами акций (долей, паев) корпоративного юридического лица. Лицо признается аффилированным в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства Российской Федерации;
б) учредителей унитарного юридического лица.
Таким образом, заказчик в документации об Электронном аукционе установил требования к участникам закупки в нарушение требований части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу пункта 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе, среди прочего должна содержать наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.
Вместе с тем, согласно подпункту 1 подпункта 2 пункта 16 раздела II "Информационная карта электронного аукциона" документации об Электронном аукционе вторая часть заявки должна содержать следующие документы и информацию: наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого Аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого Аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого Аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого Аукциона.
При указанных обстоятельствах, заказчик в документации об Электронном аукционе установил требования ко второй части заявки на участие в Электронном аукционе без учета требований пункта 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Подпункт 5 пункта 8.7. раздела I "Общие положения" документации об Электронном аукционе также не отвечает требованиям действующего законодательства о контрактной системе.
Так, из указанного пункта раздела I "Общие положения" следует, что в течение одного часа с момента получения заявки на участие в электронном аукционе оператор электронной площадки возвращает эту заявку подавшему ее участнику такого аукциона, в том числе в случае наличия в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица, при условии установления заказчиком требования, предусмотренного частью 1.1 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ.
Вместе с тем, согласно пункту 5 части 11 статьи 66 Закона о контрактной системе в течение одного часа с момента получения заявки на участие в электронном аукционе оператор электронной площадки возвращает эту заявку подавшему ее участнику такого аукциона, в том числе в случае наличия в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица, при условии установления заказчиком требования, предусмотренного частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Приведенные действия заказчика нарушают требования пункта 5 части 11 статьи 66 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта.
Комиссией установлено, что пункт 2.5. проекта контракта не согласуется с пунктом 30 раздела II "Информационная карта электронного аукциона" документации об Электронном аукционе в части установления возможности снижения цены контракта.
Так, пунктом 30 раздела II "Информационная карта электронного аукциона" документации об Электронном аукционе сведения о возможности изменения условий контракта при его исполнении в случае снижения цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества товара, работы или услуги и иных условий контракта в соответствии с подпунктом а) пункта 1 части 1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ не предусмотрены.
В тоже время, согласно пункту 2.5 проекта контракта цена контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом качества, количества товара, указанного в "Описании объекта закупки" и иных условий исполнения контракта.
Следовательно, заказчиком утверждена документация с нарушениями, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Комиссией установлено, что согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0126300040621000014-1 от 20.09.2021 года аукционная комиссия, рассмотрев в соответствии со статьей 67 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", первые части заявок на участие в электронном аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, приняла решение в отношении заявки участника электронного аукциона идентификационным номером заявки 110538546 об отказе участнику в допуске к участию в аукционе со следующим обоснованием принятого решения непредставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, или представление недостоверной информации (Отказ по п. 1 ч. 4 ст. 67 44-ФЗ). Не указано количество поставляемых детских игровых комплексов.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Аналогичные требования содержатся в пункте 1 части 16 раздела II "Информационная карта электронного аукциона" документации об Электронном аукционе.
В силу части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
В соответствии с частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Из части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе следует, что отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
На заседании Комиссии представители заказчика не представили доказательств тому, что количество является конкретным показателем товара, соответствующим значениям, установленным в документации об электронном аукционе.
Таким образом, действия комиссии, выразившиеся в отказе ООО "ЮАМЕТ" в допуске к участию в Электронном аукционе по причине не указания в заявке на участие в Электронном аукционе количества поставляемых детских игровых комплексов являются не соответствующими требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представитель заказчика/уполномоченного органа пояснил, что согласно позиции 10 Приложения N1 "Описание объекта закупки" к документации об Электронном аукционе потребностью заказчика является декоративная крыша "Солнышко".
Заявка ООО "ЮАМЕТ" содержит предложение о поставке по позиции 10 Технического задания декоративную крышку "Божья коровка", что не соответствует требованиям документации об Электронном аукционе.
При этом основания по недопуску ООО "ЮАМЕТ" к участию в Электронном аукционе, указанные аукционной комиссией в Протоколе рассмотрения первых частей заявок включают в себя предложение о поставке ненадлежащего товара по позиции 10 Технического задания.
Заявителем доказательств, опровергающих выше приведенные доводы заказчика, не представлено.
При указанных обстоятельствах действия аукционной комиссии по недопуску заявителя к участию в Электронном аукционе являются правомерными.
Согласно 3.33 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 по результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки Комиссия принимает единое решение. Решение принимается Комиссией простым большинством голосов членов Комиссии, присутствовавших на заседании Комиссии, на основании документов и сведений, представленных на заседание Комиссии.
С учетом изложенного, Комиссия пришла к выводу о необоснованности доводов жалобы ООО "ЮАМЕТ".
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЮАМЕТ" необоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушение части 1.1 статьи 31, пункта 1 части 1, части 3 статьи 64, пункта 1 части 5, пункта 5 части 11 статьи 66 Закона о контрактной системе
3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Белгородского УФАС России, уполномоченному на составление протоколов об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным в мотивировочной части настоящего решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 30 сентября 2021 г. N 031/06/67-655/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.09.2021