Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России) в составе:
проведено внеплановое контрольное мероприятие в отношении заказчика - Тобольский район водных путей и судоходства - Филиал ФБУ "Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей" на предмет соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) при проведении электронного аукциона на поставку продуктов питания (реестровый номер закупки 0367100019321000046).
Основание проведения внеплановой проверки: в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, абзацем 1 подпункта "а" пункта 19 раздела V Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, поручением ФАС России (исх. N ПИ/74558/21 от 03.09.2021).
Заседание Комиссии Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводилось с использованием системы видеоконференции "True Conf".
Место проведения внепланового контрольного мероприятия: г. Тюмень, ул. Холодильная д. 58а, 4 этаж, кабинет 401.
Уведомлением Тюменского УФАС России (исх.N ИВ/6097 от 21.09.2021) определена дата и время проведения внеплановой проверки: 27.09.2021, 10 часов 00 минут.
Комиссия Тюменского УФАС России в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 4, пунктом 5, подпунктом "д" пункта 12, пунктом 34, пунктом 35 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений",
УСТАНОВИЛА:
Из материалов проверки усматривается, что Тобольский район водных путей и судоходства - Филиал ФБУ "Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей" являясь заказчиком, выступил организатором проведения электронного аукциона на поставку продуктов питания, с начальной (максимальной) ценой контракта 90 545,44 рублей.
Информация об электронном аукционе была размещена 14.04.2021 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0367100019321000046.
Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" определенной для проведения электронного аукциона http://www.sberbank-ast.ru.
Дата начала срока подачи заявок: 14.04.2021
Дата и время окончания срока подачи заявок: 23.04.2021, 10:00.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с частью 4 статьи 59 Закона о контрактной системе для проведения электронного аукциона заказчик разрабатывает и утверждает документацию об электронном аукционе.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 11 статьи 34 Закона о контрактной системе для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством РФ.
Согласно пункту 6 Постановления Правительства РФ от 02.07.2014 N 606 "О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения" типовые контракты, типовые условия контрактов содержат обязательные условия, предусмотренные законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 7 Постановления Правительства РФ от 02.07.2014 N 606 разрабатываемые проекты типовых контрактов, типовых условий контрактов состоят из следующих частей:
а) постоянная часть, не подлежащая изменению при их применении в конкретной закупке;
б) переменная часть, предусматривающая возможность выбора одного или нескольких вариантов условий (данных) из предлагаемого исчерпывающего перечня таких вариантов условий (данных), определенных ответственным органом в типовом контракте, типовых условиях контрактов, а также возможность внесения информации об условиях (данных) конкретной закупки, содержании таких условий (данных) и порядке определения такого содержания.
В соответствии с пунктом 16 Постановления Правительства РФ от 02.07.2014 N 606 условием применения типовых контрактов, типовых условий контрактов является одновременное соответствие показателей для применения типового контракта, типовых условий контракта, указанных в информационной карте, данным, характеризующим конкретную закупку по следующим показателям:
а) коды закупаемых товаров, работ, услуг по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2), а также по каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
б) размер начальной (максимальной) цены контракта или цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
в) иные показатели для применения типового контракта, типовых условий контракта (при наличии иных показателей в информационной карте).
Согласно письму Министерства финансов РФ от 08.04.2020 N 24-05-06/28316 "О применении типового контракта, типовых условий контракта и о внесении в них изменений" заказчик обязан применять типовой контракт, типовые условия контракта, которые размещены в библиотеке типовых контрактов, типовых условий контрактов, и при этом не вправе самостоятельно вносить изменения в типовой контракт, типовые условия контракта, за исключением их переменных частей.
Пунктом 1 приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 19.03.2020 N 140 "Об утверждении типового контракта на поставку продуктов питания" утвержден типовой контракт на поставку продуктов питания согласно приложению N 1 к настоящему приказу, применяемый с учетом показателей, определенных информационной картой типового контракта на поставку продуктов питания, содержащейся в приложении N 2 к настоящему приказу.
Указанный типовой контракт размещен в ЕИС в сфере закупок (реестровый номер записи в ЕИС 1400700000520005) и подлежит обязательному применению в случаях, если закупаемые продуктов питания (коды ОКПД2/КТРУ) соотносятся с кодами (ОКПД2/КТРУ) из информационной карты типового контракта.
Согласно разделу "информация об объекте закупки" размещенному по реестровому номеру извещения 0367100019321000046, заказчик закупает следующие продукты питания:
- дрожжи хлебопекарные прессованные (10.89.13.111-00000003);
- кислота уксусная (10.84.11.000-00000004);
- яйца куриные в скорлупе свежие (01.47.21.000-00000014);
- рис (10.61.10.000-00000003);
- колбасы (колбаски) вареные мясосодержащие (10.13.14.121);
- овощи (кроме картофеля), консервированные без уксуса или уксусной кислоты, прочие (кроме готовых овощных блюд), не включенные в другие группировки (10.39.17.190);
- сахар-сырец в твердом состоянии (10.81.11.000-00000003);
- паста томатная (10.39.17.112);
- мясо кур, в том числе цыплят (включая цыплят-бройлеров) замороженное (10.12.20.110);
- майонезы (10.84.12.130);
- крупа гречневая (10.61.32.113-00000004);
- масло подсолнечное (рафинированное) (10.41.54.000-00000003);
- колбаса (колбаска) полукопченая мясная (10.13.14.411-00000001);
- мясо сельскохозяйственной птицы замороженное, в том числе для детского питания (10.12.20.000-00000007).
Таким образом, закупаемые выше заказчиком продукты питания (коды ОКПД2/КТРУ) соотносятся с кодами (ОКПД2/КТРУ) из информационной карты типового контракта утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 19.03.2020 N 140.
В этой связи, заказчик обязан применить типовой контракт, утвержденный приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 19.03.2020 N 140.
Исходя из анализа проекта контракта размещенного с составе документации о закупке, установлено, что он полностью не соответствует требованиям приказа Министерства сельского хозяйства РФ от 19.03.2020 N 140
Таким образом, заказчиком в нарушение требований части 11 статьи 34, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе, не применен типовой контракт, утвержденный приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 19.03.2020 N 140, что в свою очередь указывает на признаки состава административного правонарушения предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства РФ в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать специализированной организации, заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством РФ, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с подпунктом "д" пункта 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 при проведении плановых (внеплановых) проверок должностные лица контрольного органа, уполномоченные на осуществление контроля, имеют право выдавать предписания.
Согласно пункта 35 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 в случае если при проведении внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства о контрактной системе, комиссия (инспекция) по проведению внеплановой проверки выдает предписание на основании принятого комиссией (инспекцией) решения по результатам проведения внеплановой проверки. При этом комиссия (инспекция) по проведению внеплановой проверки не выдает предписание в случае:
а) выявления нарушений законодательства о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
б) выявления нарушений законодательства о контрактной системе, которые были допущены субъектами контроля при определении ими поставщика (подрядчика, исполнителя), если контракт заключен.
Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что выявленное контрольным органом в сфере закупок нарушение требований законодательства о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика, кроме того, на момент проведения внеплановой проверки контракт заключен с победителем закупки ООО "Геркулес", в этой связи Комиссия решила обязательное для исполнения предписание в адрес заказчика не выдавать.
В связи с изложенным, руководствуясь подпунктом "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", подпунктом "е" пункта 30, пунктом 33, пунктом 34, пунктом 35 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. По результатам проведения внеплановой проверки соблюдения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на поставку продуктов питания (реестровый номер закупки 0367100019321000046) в действиях заказчика - Тобольский район водных путей и судоходства - Филиал ФБУ "Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей" установлено нарушение части 11 статьи 34, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в адрес заказчика не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ответственного должностного лица заказчика утвердившего документацию о закупке.
Настоящее решение и предписание могут быть обжалованы в арбитражном суде, в течение трех месяцев в установленном действующим законодательством порядке.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 27 сентября 2021 г. N 10-ВП/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.09.2021