Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба ООО "Медоснащение-Юг" (вх. 16060) от 21.09.2021 года на действия заказчика в лице Государственного казенного учреждения Управление материально-технического обеспечения Министерства здравоохранения Республики Башкортостан при осуществлении закупки N 0801500001121000941 "Лабораторное оборудование - анализаторы для медицинских организаций, подведомственных Министерству Здравоохранения Республики Башкортостан, осуществляющих диагностику инфекционных болезней".
По мнению Заявителя, нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно документация о закупке составлена с нарушениями требований Закона о контрактной системе.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалоб по существу и запросом необходимой информации, заказчиком представлена информация по электронному аукциону N 0801500001121000941.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела и проведя внеплановую проверку в соответствии с п.1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, установила следующее.
В жалобе Заявителя отражено следующее: "08.09.2021 года в единой информационной системе в сфере закупок по адресу http://zakupki.gov.ru Государственным казенным учреждением Республики Башкортостан "Республиканский центр торгов" (далее - Уполномоченное учреждение) для нужд Государственного казенного учреждения Управление материально-технического обеспечения Министерства здравоохранения Республики Башкортостан (далее - Заказчик) было размешено извещение N 0801500001121000941 о проведении электронного аукциона на поставку лабораторного оборудования - анализаторы для медицинских организаций, подведомственных Министерству Здравоохранения Республики Башкортостан, осуществляющих диагностику инфекционных болезней (далее - Аукцион).
Изучив документацию об электронном аукционе на поставку лабораторного оборудования анализаторы для медицинских организаций, подведомственных Министерству Здравоохранения Республики Башкортостан, осуществляющих диагностику инфекционных болезней (далее - документация об электронном аукционе) Заявитель считает, что настоящий Аукцион проводится с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
I. В соответствии с требованиями документации об электронном аукционе предметом Аукциона является поставка трех типов медицинский изделий, а именно:
1. Анализатор культуры крови ИВД, автоматический - КТРУ 26.60.12.119-00000188;
2. Анализатор бактериологический для идентификации и определения антимикробной чувствительности ИВД, полуавтоматический - КТРУ 26 60.12.119-00000161;
3. Анализатор бактериологический для идентификации и определения антимикробной чувствительности ИВД, автоматический - КТРУ 26.60.12.119-00000160.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5.3. проекта контракта, размешенного в составе документации об электронном аукционе, при поставке Оборудования Поставщик представляет копию регистрационного удостоверения на Оборудование, выданного Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения.
В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан) на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Согласно части 10 статьи 38 Закона об основах охраны здоровья граждан Правительством Российской Федерации установлен порядок, в соответствии с которым уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти осуществляет ведение государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий (далее - государственный реестр), и размещает его на своем официальном сайте в сети "Интернет" (указанный реестр расположен в сети интернет по адресу http:/7vv\v\v roszdravnadzor.ru).
1) В соответствии с кодом КТРУ 26.60.12.119-00000188 Анализатор культуры крови ИВД, автоматический, относится к колу номенклатурной классификации по видам медицинских изделий 144210.
2) В соответствии с кодом КТРУ 26.60.12.119-00000161 Анализатор бактериологический для идентификации и определения антимикробной чувствительности ИВД, полуавтоматический относится к коду номенклатурной классификации по видам медицинских изделий 245270.
3) В соответствии с кодом КТРУ 26.60.12.119-00000160 Анализатор бактериологический для идентификации и определения антимикробной чувствительности ИВД. автоматический относится к коду номенклатурной классификации по видам медицинских изделий 245260."
Исходя из устных и письменных пояснений Заказчика: "Заявитель представил перечень производителей медицинских изделий с кодом номенклатурой классификации по видам медицинских изделий, которые на реновации данных государственного реестра зарегистрировали на территории Российской Федерации свои торговые наименования, при этом заявитель необоснованно полагает, что принять участие в данной закупке и поставить весь перечень требуемых товаров сможет лишь единственная организация, которая является держателем регистрационных удостоверений по всем требуемым товарам, а именно ООО "Био Мсрье Рус", либо лица, у которых заключены определенные договоры и соглашения с ООО "БиоМерьсРус", что приведет к ограничению круга потенциальных участников закупки.
Данный довод считаем необоснованным, так как в соответствии со ст. 6 Закона о контрактной системе N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок, помимо прочих, основывается на принципах профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Согласно ч.1 ст.12 Закона о контрактной системе N 44-ФЗ Заказчик при планировании и осуществлении закупок должен исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Учитывая, что объект закупки поставляется в медицинские учреждения, в первую очередь заказчик обращает внимание на качество оборудования и законность его оборота на территории РФ.
При этом, Заказчик при формировании документации учел способность потенциальных участников поставить указанный товар и принять участие в аукционе, запросив коммерческие предложения нескольких поставщиков требуемого оборудования, соответственно параметры оборудования в техническом задании были указаны усредненные.
Не являясь специалистом в данной области, Заказчик при формировании технического задания и описании каждого оборудования руководствовался именно характеристиками, указанными в таких коммерческих предложениях, соблюдая при этом правила описания объекта закупки согласно ст. 33 Закона о контрактной системе.
Документация по вышеуказанному электронному аукциону разработана в полном соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе. Характеристики товара, указанные в документации об аукционе, были сформированы па основании потребностей Заказчика в соответствующих товарах. Данные товары может приобрести любой участник закупки и приня ть участие в аукционе.
В документации об аукционе отсутствуют какие-либо требования к товару, влекущие ограничение количества участников закупки, так как нет указания на знаки обслуживания, товарные знаки, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя.
При этом заказчик самостоятельно принимает решение при формировании лотов, в том числе в отношении предмета закупки, начальной (максимальной) цены контракта, сроков и иных условий поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг с учетом установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок требований. Заказчик не обязан ограничивать свои объективные потребности в зависимости от количества производителей, выпускающих товар (согласно решениям УФАС: Решение Костромского УФАС России от 05.03.2015 по делу N 12-10- 24/223, Решение Архангельского УФАС России от 30.06.2021 N 029/06/64-679/2021, Письму Минэкономразвития России от 16.12.2016 N Д28и-3517).
Следовательно, при формировании технического задания заказчику в силу статьи 33 Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, удовлетворяющих его потребностям, которые отражают специфику его деятельности и обеспечивают эффективное расходование бюджетных средств.
Вместе с тем, Заказчик при осуществлении закупки не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки, а действующее законодательство не накладывает на него обязанность учитывать интересы каждого участника рынка, осуществляющего реализацию товаров данной группы, и устанавливать требования, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, и комплектации товара, имеющимся у потенциальных участников закупки.
Отмечаем, что аукцион проводится не среди производителей, а среди неограниченного круга участников. Требования, установленные документацией, распространяются на всех участников закупки и соответствуют законодательству РФ.
Федеральный закон 44-ФЗ не содержит нормы права, позволяющие участникам процедуры закупки требовать установления определенных параметров. Заказчик формирует техническое задание в соответствии с собственными потребностями, учитывая требования Федерального закона 44-ФЗ, а также Федерального закона N135 "О защите конкуренции".
Следует отметить, что Заявитель жалобы подтверждает тот факт, что товару, с необходимыми заказчику характеристиками соответствует более одного производителя, следовательно товар указанных производителей может предлагаться к поставке различными поставщиками.
На основании вышеизложенного, полагаем, что положения документации об электронном аукционе не содержат признаки ограничения конкуренции."
Согласно ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами Закона о контрактной системе именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика.
По общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Заказчик при описании объекта закупки в документации о закупке должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе)
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны, таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 19 апреля 2021 г. N 620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд":
В соответствии с пунктом 2 части 29 статьи 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Установить, что при осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, при условии, что значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) превышает:
600 тыс. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил менее 50 млн. рублей;
1 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
1,5 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил более 100 млн. рублей.
2. Установить, что указанное в пункте 1 настоящего постановления требование не распространяется на закупки медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) по контрактам жизненного цикла, заключаемым в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также на закупки медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) с расходными материалами, которые предусмотрены производителем (изготовителем) для использования данных медицинских изделий.
Перечисленные в закупке анализаторы относятся к виду 5. Медицинские изделия для in vitro диагностики (ИВД) 5.01. Анализаторы ИВД.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявитель не представил достаточных доказательств обоснованности довода.
Таким образом, изучив представленные материалы, а также пояснения сторон, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу о том, что документация об аукционе противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии не присутствовал, не представлено документов и сведений, свидетельствующих об обратном, в связи с чем довод не нашел своего подтверждения.
Довод признается необоснованным.
Жалоба признается необоснованной.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Медоснащение-Юг" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 22 сентября 2021 г. N ТО002/06/105-1881/2021 (ключевые темы: изделия медицинского назначения - участники закупок - государственные и муниципальные нужды - министерство здравоохранения - документация об электронном аукционе)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.09.2021