Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба ООО "РУСАГРОРЕСУРС" (вх. 16066) от 21.09.2021 года на действия заказчика в лице Муниципального бюджетного учреждения "Служба по благоустройству Орджоникидзевского района" городского округа город Уфа Республики Башкортостан при осуществлении закупки N 0301300247621000873 "Поставка горюче-смазочных материалов (дизельного топлива) по топливным картам через АЗС".
По мнению Заявителя, нарушен Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно Заказчик отказался от заключения контракта в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалоб по существу и запросом необходимой информации, заказчиком представлена информация по электронному аукциону N 0301300247621000873.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела и проведя внеплановую проверку в соответствии с п.1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, установила следующее.
В жалобе Заявителя отражено следующее: "Закупочной документацией не установлено требование о том. что Поставщик должен являться собственником АЗС. посредством которых осуществляется отпуск Товара по контракту (пункт 12, 17 Раздела N I Документации об электронном аукционе).
Более того, победитель аукциона определялся решением аукционной комиссии и в Протоколе подведения итогов электронного аукциона N 0301300247621000873-3 от
06.09.2021 г. установлено, что участники аукциона и их заявки соответствуют требованиям, установленным документацией об аукционе.
Заявка ООО "РУСАГРОРЕСУРС" допущена к участию в аукционе.
Утверждение Заказчика о том. что АЗС не принадлежат поставщик}, расцениваем как нарушение антимонопольного законодательства:
Статья 17. ФЗ от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции'' Антимонопольные требования к торгам, запросу котировок иен на товары, запросу предложений
1. При проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целыо либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации:
2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок. запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
2. Наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, opi'aHU исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоупрааления. государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
ООО "РУСАГРОРЕСУРС" считает поданную им заявку полностью соответствующей законодательству и техническому заданию.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в сфере акупок документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должна содержать показатели позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуг установленным заказчиком требованиям.
В соответствии с указанной нормой заказчика, определяя требования к объекту закупки, руководствуется потребностями учреждения в данном сорте топлива.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания иа товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование."
Комиссией Башкортостанского УФАС установлены следующие обстоятельства в ходе рассмотрения поступившей жалобы ООО "РУСАГРОРЕСУРС".
Согласно ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами Закона о контрактной системе именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать инструкцию по заполнению заявки.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
При этом заказчикам надлежит учитывать нормы, установленные ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе, согласно которым документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
По общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Заказчик при описании объекта закупки в документации о закупке должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе)
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны, таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Исходя из устных и письменных пояснений Заказчика: "В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона 0301300247621000873-3 от 06.09.2021 г., решением аукционной комиссии победителем признан участник закупки ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "РУСАГРОРЕСУРС ", идентификационный номер заявки 43.
06.09.2021 г. Заказчик, проявляя должную осмотрительность, направил в адрес ООО "РУСАГРОРЕСУРС" заказное письмо (исх. N01-04-449 от 06.09.2021) с уведомлением через Управление специальной связи по Республике Башкортостан, продублировав его на адрес электронной почты, указанный в заявке участника закупки, с просьбой сообщить адреса автозаправочных станций, расположенных на территории Орджоникидзевского и Калининского районов городского округа город Уфа Республики Башкортостан, также указать топливные карты, по которым планируется осуществление отпуска дизельного топлива.
06.09.2021 г. в 15:05 на электронный адрес заказчика orgusb@mail.ru, пришел официальный ответ ООО "РУСАГРОРЕСУРС" (на фирменном бланке с подписью руководителя, скрепленный печатью), в котором был список АЗС, расположенных в Орджоникидзевском и Калининском районе города Уфа, а также с указанием топливных карт "Вездеход-Online", по которым будет осуществляться заправка.
Указанные в письме АЗС, расположенные на территории Орджоникидзевского и Калининского районов городского округа город Уфа Республики Башкортостан, принадлежат ООО "Лукойл-Уралнефтепродукт" топливные карты "Вездеход-Online", по которым ООО "РУСАГРОРЕСУРС" планировало производить заправку, Обществу с ограниченной ответственностью "Передовые платежные решения" (ООО "ПИР).
Заказчиком было направлено письмо ООО "ППР" (исх. N01-04-45 от 06.09.2021) с просьбой подтвердить наличие договорных отношений с "РУСАГРОРЕСУРС" и о намерениях отпуска дизельного топлива в период с 01.10.2021 г. по 31.12.2021 г. этой организации, а также передачи топливных карт третьим лицам (перепродажи Заказчику). От ООО "ППР" был получен официальный ответ от 16.09.2021 г. о том, что, между ООО "ППР" и ООО "РУСАГРОРЕСУРС" (ИНН 2635234904) не заключен договор на период с 01 10.2021 г. по 31.12.2021 г., и возможность передачи топливных карт третьим лицам в рамках договорных отношений отсутствует.
Заказчиком изучена информация в сети "Интернет", АЗС на территории Орджоникидзевского и Калининского районов городского округа город Уфа Республики Башкортостан, принадлежащих ООО "РУСАГРОРЕСУРС", отсутствуют.
Согласно пункта 1.3 Контракта "Топливные карты - карты с электронным (чиповым) носителем информации, являющиеся средством учета отпуска товара по средством терминалов, установленных на АЗС. Карты, выданные Поставщиком во исполнение настоящего Контракта Заказчику, являются собственностью Поставщика". Во исполнении условии Контракта наличие собственных карт, а также АЗС, принадлежащих Поставщику (ООО "РУСАГРОРЕСУРС"), не подтверждено.
Таким образом, победителем ООО "РУСАГРОРЕСУРС" на этапе заключения контракта была предоставлена противоречивая и недостоверная информация, вводящая Заказчика в заблуждение."
Пунктом 1.3 проекта Контракта установлено следующее:
1.3. Топливные карты - карты с электронным (чиповым) носителем информации, являющиеся средством учета отпуска товара посредством терминалов, установленных на АЗС. Карты, выданные Поставщиком во исполнение настоящего Контракта Заказчику, являются собственностью Поставщика. Карты подлежат возврату Поставщику в течение 10 (десяти) дней после исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Порядок выдачи карт, порядок работы с топливными картами оговариваются сторонами в Порядке получения карт. Блокировка карт (Приложение N2 к Контракту).
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявитель не представил достаточных доказательств обоснованности довода.
Таким образом, изучив представленные материалы, а также пояснения сторон, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу о том, что действия Заказчика, уполномоченного учреждения противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил документов и сведений, свидетельствующих об обратном, в связи с чем довод не нашел своего подтверждения.
Довод признается необоснованным.
Жалоба признается необоснованной.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "РУСАГРОРЕСУРС" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 28 сентября 2021 г. N ТО002/06/105-1951/2021 (ключевые темы: участники закупок - запрос котировок - запрос предложений - топливные карты - городской округ с внутригородским делением)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.10.2021