Инспекция Ленинградского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
от Заказчика - Государственного казенного учреждениго здравоохранения Ленинградской области "Зеленохолмская туберкулезная больница":
по информации, поступившей в Ленинградское УФАС России, на основании приказа руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области N 327 от 13.07.2021 (далее - Приказ) и в соответствии с пп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" в целях контроля над соблюдением требований Закона о контрактной системе, проведя внеплановую камеральную проверку действий Заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по проведению медицинского осмотра работников, занятых на работах с вредными и/или опасными производственными факторами,
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 01.09.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 411 690,70 рублей.
Инспекция установила, что в соответствии с извещением об осуществлении открытого конкурса в электронной форме дата проведения аукциона в электронной форме - 21.06.2021.
Объектом закупки является оказание услуг по проведению медицинского осмотра работников, занятых на работах с вредными и/или опасными производственными факторами.
В соответствии с п. 9.2 аукционной документации вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие документы и сведения:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника электронного аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника электронного аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника электронного аукциона;
2) декларация о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 11.1.2 - 11.1.10 документации (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки);
3) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
4) копия действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности, в соответствии м Федеральным Законом от 04.05.2011 г. N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
5) документы (копии), подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ (п. 11.1.1 аукционной документации, п.3 ч.5 ст.66 и п.1 ч.1 ст.31 ФЗ N44-ФЗ): копия Регистрационного удостоверения на передвижной медицинский комплекс, выданного Росздравнадзором, а также паспорт/сертификат транспортного средства с указанием, что данное транспортное средство является передвижным медицинским комплексом.
Пунктом 11.1.1 аукционной документации установлены следующие единые требования к участникам электронного аукциона:
"Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, являющихся объектом закупки (п.1 ч.1 ст.31 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ):
-наличие действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), содержащих перечень работ (услуг) составляющих следующие виды медицинской деятельности: гигиеническому воспитанию, бактериологии, лабораторной диагностики, клинической лабораторной диагностике, функциональной диагностике, акушерству и гинекологии, терапии, психиатрии, психиатрии-наркологии, дерматовенерологии, инфекционным заболеваниям, неврологии, оториноларингологии, стоматологии терапевтической, паразитологии, профпатологии, хирургии, офтальмологии, кардиологии, ультразвуковой диагностике, рентгенологии, медицинским осмотрам (предварительным, периодическим); экспертизе профессиональной пригодности, экспертиза качества медицинской помощи, согласно требованиям Федерального закона N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 г., Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и требованиям Приказа Министерства Здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н.
- наличие передвижного медицинского комплекса, оснащенного медицинским оборудованием, и зарегистрированного как медицинское изделие (ч.4 ст.38 ФЗ N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 г, п.3 ч.5 ст.66 и п.1 ч.1 ст.31 ФЗ-44 "О контрактной системе")".
Также в соответствии с техническим заданием аукционной документации "исполнитель обязан:
- иметь действующую лицензию на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), содержащих перечень работ (услуг) составляющих следующие виды медицинской деятельности: гигиеническому воспитанию, бактериологии, лабораторной диагностики, клинической лабораторной диагностике, функциональной диагностике, акушерству и гинекологии, терапии, психиатрии, психиатрии-наркологии, дерматовенерологии, инфекционным заболеваниям, неврологии, оториноларингологии, стоматологии терапевтической, паразитологии, профпатологии, хирургии, офтальмологии, кардиологии, ультразвуковой диагностике, рентгенологии, медицинским осмотрам (предварительным, периодическим); экспертизе профессиональной пригодности, экспертиза качества медицинской помощи, согласно требованиям Федерального закона N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 г., Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и требованиям Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 29н.
- оказывать медицинские услуги, соблюдая утвержденные стандарты оказания лечебно-профилактической помощи, технику безопасности, санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.
- иметь в наличии передвижной медицинский комплекс, оснащенный медицинским оборудованием, позволяющий автономно выполнять медицинское обследование (электрокардиографию, осмотр фельдшером (акушеркой), включая взятие мазка (соскоба) с поверхности шейки матки и цервикального канала на цитологическое исследование, измерение внутриглазного давления), зарегистрированный как медицинское изделие".
Техническим заданием аукционной документации предъявляются следующие требования к объему услуг:
N п/п |
Наименование услуги |
Ед. изм. |
Кол-во |
1 |
Бактериологическое (на флору) исследование мазка |
Человек |
76 |
2 |
Цитологическое (на атипичные клетки) исследование мазка |
Человек |
76 |
3 |
Измерение внутриглазного давления |
Человек |
73 |
4 |
ЭКГ с расшифровкой |
Человек |
86 |
5 |
Маммография молочных желез (женщинам с 40 лет) |
Человек |
76 |
6 |
Осмотр гинеколога (исследования флора, цитология) |
Человек |
76 |
7 |
Осмотр врачом терапевтом |
Человек |
86 |
8 |
Осмотр врачом оториноларингологом |
Человек |
86 |
9 |
Осмотр врачом наркологом |
Человек |
86 |
10 |
Невролог |
Человек |
86 |
11 |
Осмотр врачом дерматовенерологом |
Человек |
86 |
12 |
Осмотр врачом психиатром |
Человек |
86 |
13 |
Осмотр врачом стоматологом |
Человек |
86 |
14 |
Заключение врача-профпатолога |
Человека |
86 |
15 |
Оформление паспорта здоровья |
Человек |
86 |
16 |
Анализ крови ВИЧ |
Человек |
72 |
17 |
УЗИ органов малого таза |
человек |
76 |
18 |
УЗИ брюшной полости |
Человек |
73 |
19 |
Офтальмолог |
Человек |
86 |
20 |
Анализ крови на HBs-Ag, анти-HBc-Ig (суммарные), анти-HCV-Ig (суммарные), |
Человек |
72 |
21 |
Хирург |
Человек |
48 |
22 |
Санитарный минимум |
Человек |
10 |
23 |
Санитарная книжка |
Человек |
10 |
Инспекция установила, что в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 "51-ФЗ в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
В силу п. 46 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Приказом Минздрава России от 28.01.2021 N 29н утвержден порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (далее - Порядок).
Пунктом 4 Порядка установлено, что периодический осмотр работников может проводиться мобильными медицинскими бригадами врачей-специалистов медицинской организации. Работники перед проведением периодических осмотров мобильными медицинскими бригадами врачей-специалистов проходят в медицинских организациях диагностические исследования.
Согласно п. 29 Порядка: Для прохождения периодического медицинского осмотра работник обязан прибыть в медицинскую организацию в день, установленный календарным планом, и предъявить в медицинской организации документы, указанные в пункте 11 настоящего Порядка.
Согласно Порядку Заказчик может проводить периодический осмотр работников с помощью мобильных медицинских бригад, в п. 40 установлено, что в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в случае отсутствия центра профпатологии в населенном пункте, в котором расположен объект производства работ, периодический осмотр работников, имеющих общий трудовой стаж работы 5 лет и более, может проводиться мобильными медицинскими бригадами врачей-специалистов центров профпатологии. Работники перед проведением периодических осмотров мобильными медицинскими бригадами врачей-специалистов центров профпатологии проходят в медицинских организациях диагностические исследования. Периодические осмотры работников мобильными медицинскими бригадами врачей-специалистов центров профпатологии могут проводиться в том числе с использованием мобильных медицинских комплексов.
Согласно п. 5 Порядка для проведения предварительного или периодического осмотра медицинской организацией формируется постоянно действующая врачебная комиссия.
Объектом закупки является оказание услуг по проведению медицинского осмотра работников, занятых на работах с вредными и/или опасными производственными факторами. Обследования врачей-специалистов, а также медицинские услуги по лабораторной диагностике, клинической лабораторной диагностике, ультразвуковой диагностике, гигиеническому воспитанию и другим видам деятельности, поименованным в техническом задании аукционной документации, входят в состав обследований, проводимых при проведении медицинских осмотров в соответствии с Порядком и не являются самостоятельным предметом закупки.
Следовательно, требование Заказчика о наличии у участника электронного аукциона действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности, содержащей перечень работ (услуг), составляющих следующие виды медицинской деятельности: гигиеническому воспитанию, бактериологии, лабораторной диагностики, клинической лабораторной диагностике, функциональной диагностике, акушерству и гинекологии, терапии, психиатрии, психиатрии-наркологии, дерматовенерологии, инфекционным заболеваниям, неврологии, оториноларингологии, стоматологии терапевтической, паразитологии, профпатологии, хирургии, офтальмологии, кардиологии, ультразвуковой диагностике, рентгенологии, экспертизе качества медицинской помощи, являются чрезмерными и не соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе.
Также Инспекция установила, что установленное Заказчиком требование о представлении участниками электронного аукциона копии Регистрационного удостоверения на передвижной медицинский комплекс, выданного Росздравнадзором, а также паспорта/сертификата транспортного средства с указанием, что данное транспортное средство является передвижным медицинским комплексом.
В соответствии с Порядком обязательные периодические медицинские осмотры (обследования) (далее - периодические осмотры) проводятся в целях:
1) динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления заболеваний, начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников, формирования групп риска по развитию профессиональных заболеваний;
2) выявления заболеваний, состояний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов, а также работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний;
3) своевременного проведения профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников;
4) своевременного выявления и предупреждения возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний;
5) предупреждения несчастных случаев на производстве.
Таким образом, объем оказания медицинской помощи, осуществляемой в рамках проведения предварительных и периодических осмотров, составляет медицинскую помощь, осуществляемую каждым специалистом, входящим в комиссию по предварительным и периодическим медицинским осмотрам, что в свою очередь предполагает обязательное выполнение порядков оказания медицинской помощи и соответственно стандартов оснащения, предусмотренных порядками оказания по профилю оказываемой отдельной работы (услуги), которая подлежит лицензированию в соответствии с Приложением к Положению о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "С"), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 по адресу места осуществления.
Стандарты оснащения, предусмотренные порядками оказания медицинской помощи по профилю ее оказания (специалистов, входящих в комиссию по проведению медицинских осмотров (предварительных периодических), не предусматривают необходимость наличия передвижного медицинского комплекса.
Кроме того, согласно пункту 2 Правил организации деятельности мобильной медицинской бригады (приложение N 8 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н), мобильная медицинская бригада организуется в структуре медицинской организации (ее структурного подразделения), оказывающей первичную медико-санитарную помощь, для оказания первичной медико-санитарной помощи населению, в том числе жителей населенных пунктов с преимущественным проживанием лиц старше трудоспособного возраста либо расположенных на значительном удалении от медицинской организации и или имеющих плохую транспортную доступность с учетом климато-географических условий.
Также Инспекцией установлено, что законодательством о контрактной системе не установлено требование о наличии у участников закупки копии регистрационного удостоверения на передвижной медицинский комплекс, выданного Росздравнадзором, а также паспорта/сертификата транспортного средства с указанием, что данное транспортное средство является передвижным медицинским комплексом.
В силу ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
На основании изложенного и, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, Приказом, Инспекция
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику предписание об отмене протоколов, составленных в ходе осуществления закупки, внесении изменений в документацию.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 24 сентября 2021 г. N 047/06/99-2120/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.09.2021