Комиссия Московского областного УФАС России в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "ТЕХНОМОНТАЖ" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Центральная Россия" Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения АО "ТЭК-ТОРГ" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по обслуживанию систем сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности (Лот 82) (извещение N 0348100042421000071 на официальном сайте Единой информационной системы - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика в части установления Конкурсной документации ненадлежащим образом.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено - 26.08.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 7 769 998,00 руб.;
2) дата окончания подачи заявок - 17.09.2021;
3) на участие в Конкурсе подана 1 заявка от участника закупки;
4) к участию в Конкурсе допущена 1 заявка от участника закупки, признанная соответствующей требованиям Конкурсной документации.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки по показателям нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Квалификация).
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Пунктом 27 Правил установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 27(1):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
1) Заказчиком в рамках Критерия "Квалификация" по показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" установлено, в том числе следующее:
"Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема". Для оценки заявки (предложения) участников закупки применяется показатель "Общее количество исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ, оказание услуг сопоставимого характера и объема".
При определении лучшего предложения (заявки) по данному показателю лучшим будет считаться предложение, содержащее информацию о 13 (тринадцати) и более Контрактах (договорах), удовлетворяющих требованиям настоящей главы конкурсной документации, подтвержденных требуемыми Документами.
K пред ‡ 13.
Непредставление данных о наличии участника закупки сведений по данному показателю не влечет отклонение заявки участника и не влияет на допуск участника к конкурсу.
Количество баллов, присуждаемых участникам закупки по критерию оценки (показателю) (НЦБi), определяется по формуле:
(Формула 2)
а) в случае если Кmax K пред:
НЦБi = КЗ*100*(Кi /Кпред),
При этом НБЦ max ‡КЗ -100
(Формула 3)
б) в случае если Кmax< K пред:
НЦБi = КЗ*100*(Кi / Кmax),
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя (0,75).
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
Кпред - предельно необходимое заказчику значение (13 Контрактов (договоров)).
НБЦmax - количество баллов по критерию оценки (показателю), присуждаемых участникам закупки, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное Заказчиком".
Комиссия приходит к выводу, что установление предельного необходимого значения контрактов (договоров) не ограничивает количество участников закупки и не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Кроме того, условие о применении показателя "Общее количество исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ, оказание услуг сопоставимого характера и объема" для оценки заявок участников закупки не противоречит Правилам и нормам Закона о контрактной системе.
С учетом изложенного, действия Заказчика нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
2) Заказчиком в рамках критерия "Квалификация" по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" установлено, в том числе следующее:
"Заказчик для оценки заявок (предложений) по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" предусматривает оценку сведений о наличии в штате участника закупки и (или) на основе договоров гражданско-правового характера специалистов определенного уровня квалификации, привлекаемых для выполнения работ/оказания услуг, которые представляются участником закупки по форме Ф-3 "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" гл. XV конкурсной документации "Образцы форм и документов для заполнения участниками конкурса".
По показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" будет оцениваться наличие у участника закупки специалистов (группы специалистов), имеющих соответствующие специальность и квалификацию, а именно группы в составе не менее 7 (семи) специалистов (далее - группа специалистов):
1) Специалист по проектированию, монтажу, наладке и обслуживанию системы видеонаблюдения на базе Macroscop или аналог - не менее 1-го специалиста.
2) Специалист по проектированию, монтажу, наладке и обслуживанию оборудования охранно-пожарной сигнализации на базе интегрированной системы "Орион" или аналог - не менее 1-го специалиста.
3) Специалист по монтажу, ремонту, техническому обслуживанию систем обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений - не менее 1-го специалиста.
4) Специалист с квалификацией промышленный альпинист - не менее 1-го специалиста.
5) Специалист с допуском III группы по безопасности работ на высоте - не менее 1-го специалиста.
6) Специалист с допуском не ниже IV группы электробезопасности - не менее 2-ух специалистов.
Подтверждением сведений о наличии у участника закупки группы специалистов, имеющих соответствующие специальность и квалификацию является заполненная форма
Ф-3 "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" гл. XV конкурсной документации "Образцы форм и документов для заполнения участниками конкурса" и заверенные копии подтверждающих документов по каждому специалисту: документов подтверждающих квалификацию специалистов (аттестатов, дипломов, свидетельств, сертификатов), трудовых книжек и (или) договоров гражданско-правового характера, штатно-должностного расписания, а так же удостоверений, разрешения на право выполнения работ, допуски на право выполнения работ, действующие на момент подачи заявок по данной закупке.
Для оценки заявок (предложений) по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" используются представленные участником закупки копии подтверждающих документов по каждому специалисту, удовлетворяющие требованиям порядка оценки настоящего показателя.
Порядок оценки заявок по показателю определяется по шкале:
1. участнику закупки присваивается 100 баллов при наличии у участника закупки необходимого количества специалистов (группа специалистов) определенного уровня квалификации, отвечающих требованиям законодательства, в соответствующих областях, удовлетворяющих требованиям настоящей главы конкурсной документации;
2. участнику закупки присваивается 0 баллов в следующих случаях:
а) в случае непредставления комплекта документов, подтверждающих наличие у участника закупки необходимого количества специалистов (группы специалистов) определенного уровня квалификации, отвечающих требованиям законодательства, в соответствующих областях, удовлетворяющих требованиям настоящей главы конкурсной документации по данному показателю;
б) в случае несоответствия представленного комплекта документов, подтверждающих наличие у участника закупки необходимого количества специалистов (группы специалистов) определенного уровня квалификации, отвечающих требованиям законодательства, в соответствующих областях, требованиям порядка оценки настоящего показателя;
в) в случае отсутствия в заявке комплекта документов и сведений, определенных порядком оценки настоящего показателя.
Рейтинг, присужденный i-й заявке по показателю определяется по формуле:
НЦБi = КЗ * S
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя. КЗ = 0,25;
S - количество баллов, присвоенных комиссией, за наличие в составе заявки необходимого количества специалистов (группа специалистов) определенного уровня квалификации, отвечающих требованиям законодательства, в соответствующих областях.
Оцениваются предложения участников закупки, которые подтверждены документально.
Непредставление данных о наличии участника закупки сведений по данному показателю не влечет отклонение заявки участника и не влияет на допуск участника к конкурсу".
При этом, Комиссия приходит к выводу, что порядок оценки по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта, в связи с отсутствием максимального значения относительно каждого специалиста, а также исчерпывающего перечня документов и сведений, подтверждающих наличие соответствующего специалиста, предлагаемого для выполнения работ.
Кроме того, условие о том, что участнику закупки присваивается 100 баллов при наличии у участника закупки необходимого количества специалистов (группа специалистов), не позволяет однозначно определить понятие "необходимое количество", в связи с чем указанный порядок оценки может быть применен Конкурсной комиссией по своему усмотрению и не в равной степени ко всем участникам закупки.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
С учетом изложенного, действия Заказчика нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом, в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В пункте 15 информационной карты Конкурсной документации установлены единые требования к участникам закупки, в том числе:
"- наличие лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и в соответствии с Перечнем работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств пожарной безопасности зданий и сооружений, указанным в Положении "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 г. N1225):
2. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ".
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. В случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы, для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в Аукционе копии такой лицензии приводит к ограничению количества участников закупки.
Согласно извещению и Конкурсной документации предметом закупки является выполнение работ по обслуживанию систем сигнализации, видеонаблюдения, инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности.
При этом, в соответствии с техническим заданием Конкурсной документации в рамках исполнения контракта будут выполнены следующие работы:
8. Виды работ: |
Проведение работ восстановлению работоспособности существующих систем видеонаблюдения и инженерно-технических средств (систем) обеспечения транспортной безопасности, установленных на ОТИ: 8.1 системы телевизионного наблюдения; 8.2 системы контроля и управления доступом 8.3 охранно-пожарной сигнализации; 8.4 системы связи и оповещения; 8.5 системы электрического освещения и силового электрооборудования; 8.6 системы инженерных сооружений. 8.7 системы сбора, обработки и передачи информации. Проведение настройки сетевых конфигураций и настройки сетевых компонентов систем как вновь установленных, так и существующих. |
С учетом вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно установлено требование о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, поскольку в рамках исполнения контракта также предусмотрены работы, не требующие наличие соответствующей лицензии.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации излишнее требование о наличии указанной лицензии, не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТЕХНОМОНТАЖ" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 31, пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 21.09.2021 N 050/06/36718эп/2021 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 21 сентября 2021 г. N 050/06/36718эп/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.09.2021