Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Медикал Сервис" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Военной прокуратуры Ракетных войск стратегического назначения (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения АО "Сбербанк - АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на поставку офисной мебели (извещение N 0148400000321000022 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию об Аукционе в противоречие положениям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте - 09.09.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 873 237,60 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 17.09.2021.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к содержанию и составу первой части заявки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг должна содержать наименование страны происхождения товара, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно извещению о проведении Аукциона объектом закупки является поставка офисной мебели.
В пункте 3.2.2 раздела 3 "ИНСТРУКЦИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В АУКЦИОНЕ" документации об Аукционе Заказчиком установлено требование к составу и содержанию первой части заявки на участие в Аукционе, в том числе:
"3.2.2. Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств специализированной электронной площадки);
2) наименование страны происхождения товара;
3) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим пунктом, включается в заявку на участие в аукционе в случае отсутствия в документации об аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об аукционе".
При этом, учитывая, что предметом закупки является поставка офисной мебели, действия Заказчика в части установления требований к составу и содержанию первой части заявки не противоречат нормам Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Техническом задании документации о Аукционе установлены неправомерные требования к поставляемым товарам, ограничивающие количество участников закупки.
Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к товарам: "Столешница, боковые панели и передняя панель должны быть выполнены из шлифованного ДСП с обычной поверхностью типа Р1\Р2, I или II сорта. Покрытие ДСП должно быть высококачественное, должно быть ламинированное. Покрытие должно быть устойчиво к горячему, механическим повреждениям и кратковременному воздействию агрессивных сред - спиртовых растворов. Топ, дно, боковые панели, задняя стенка и фасады ящиков должны быть выполнены из шлифованного ДСП с обычной поверхностью типа Р1\Р2, I или II сорта. Покрытие ДСП должно быть высококачественное, должно быть ламинированное. Покрытие должно быть устойчиво к горячему, механическим повреждениям и кратковременному воздействию агрессивных сред - спиртовых растворов. Петли должны быть металлические, должны быть 4-х шарнирные, количество петель должно быть 4 шт. 2 верхние двери, из тонированного стекла - толщиной
5 мм должны закрывать верхнюю часть шкафа с двумя полками; Петли должны быть металлические, должны быть 4-х шарнирные, количество петель должно быть
4 шт." и т.п.
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления указанных требований к товарам не ограничивают количество участников закупки и не противоречат нормам Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в техническом задании документации об Аукционе установлены неправомерные требования к техническим характеристикам товаров.
Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе установлены требования к характеристикам товаров, например, такие показатели как: "Остаточная деформация жесткости крепления дверей должна быть согласно ГОСТ 16371-2014: 2,5 мм. Предел прочности при изгибе должен быть
14,0 Мпа. Удельное сопротивление выдергиванию шурупов из пласти
50 H/мм. Удельное сопротивление выдергиванию из кромки
40 H/мм. Влажность должна быть <15 %. Углубления (выступы), царапины на пласти не допускаются. Плотность ДСП должна быть
650 кг/м3. Концентрация формальдегида согласно ГОСТ 16371-2014 должна быть <0,01 мг/м. Упаковка должна быть из пятислойного картона на основе целлюлозного сырья марки (П-32) с бурым поверхностным слоем. Устойчивость многоместных изделий для сидения в направлениях вперед и назад согласно ГОСТ 19917-2014:
15 даН, остаточная деформация изделий с эластичным или гибким основаниями, <10 %. Каркас должен иметь
4 опор диаметром
8 см и <12 см и высотой >8 см и
12 см, которые должны быть изготовлены из массива дерева (бук), и должны быть покрыты тонированным лаком. Соединения деталей каркаса должны быть выполнены с применением мебельных скоб. Для достижения ортопедического эффекта должны использоваться резиновые ремни. Для изготовления мягких элементов должен использоваться эластичный пенополиуретан толщиной
180 мм, который должен быть сформирован из пенополиуретана толщиной
100 мм и пенополиуретана толщиной
80 мм, плотность
25 кг/м3. Верх мебели должен упаковываться в полиэтилен, низ - в гофрокартон- на основе целлюлозного сырья марки (П-32) с бурым поверхностным слоем".
При этом, Комиссия приходит к выводу, что требования к содержанию заявки, содержащиеся в документации об Аукционе, устанавливают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели компонентного состава, сведения о химическом составе таких товаров, а также необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар для представления подробных сведений о компонентном составе, результате испытаний, а также результатов использования таких товаров. Указанные требования ограничивают количество участников закупки.
Кроме того, в Техническом задании документации об Аукционе установлены, в том числе следующие характеристики для товаров "Стол" и "Тумба": "Образцы цветового покрытия должны быть согласованы с заказчиком".
Комиссия приходит к выводу, что установление подобным образом требований к характеристикам товаров противоречит положениям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, доводы жалобы Заявителя являются обоснованными.
3. Согласно доводам жалобы Заявителя, в составе Закупочной документации размещено две инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе, противоречащие друг другу.
На заседании Комиссии установлено, что в документации об Аукционе установлены два инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе:
- в пункте 3.2.5 раздела 3 "ИНСТРУКЦИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В АУКЦИОНЕ";
- в Техническом задании документации об Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика в части установления в составе документации об Аукционе двух различных инструкций по заполнению заявки вводят участников закупки в заблуждение и противоречат нормам Закона о закупках.
Следовательно, доводы жалобы Заявителя являются обоснованными.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены характеристики для поставляемых товаров, не в соответствии с Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), а также не размещено обоснование применения дополнительных характеристик.
В соответствии с частью 4 статьи 23 Закона о контрактной системе, наименование объекта закупки в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, указывается в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила) утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно пункту 4 Правил заказчик обязан применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 5, 6 Правил установлено, что заказчик вправе указать в документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
При этом, в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога)
На заседании Комиссии установлено, что описание поставляемых товаров установлено без учета характеристик соответствующих позиций КТРУ, а также не содержит обоснование применения дополнительных характеристик, что противоречит нормам Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.
5. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616).
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Постановлением N 616 утвержден Перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
В соответствии с пунктом 1 Постановления N 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню.
Согласно извещению о проведении Аукциона объектом закупки является "Поставка офисной мебели".
В пункте 28 Информационной карты документации об Аукционе установлено в том числе следующее: "Условия, запреты и ограничения допуска товаров в соответствии со ст.14 Федерального закона N 44-ФЗ
Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства".
На заседании Комиссии установлено, что в Техническом задании установлены требования к товарам, относящимся к коду ОКПД 2 31.01.1 "Мебель для офисов и предприятий торговли", включенному в Перечень.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 Постановления N 616 запреты, указанные в пунктах 1 и 2 Постановления N 616 не применяются в случае закупки одной единицы товара, стоимость которой не превышает 100 тыс. рублей, и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 1 - 7, 123, 125 - 127 Перечня).
Учитывая, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 873 237,60 рублей, а стоимость одной единицы товара не превышает 100 тысяч рублей, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления в документации об Аукционе запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Постановлением N 616 противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 2 статьи 67 Закона о контрактной системе срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать три рабочих дня с даты окончания срока подачи указанных заявок, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 63 Закона о контрактной системе, при котором такой срок не может превышать один рабочий день с даты окончания срока подачи указанных заявок.
Частью 6 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок.
Согласно части 7 статьи 67 Закона о контрактной системе указанный протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается на Официальном сайте.
Согласно извещению о проведении Аукциона датой окончания срока рассмотрения заявок на участие в Аукционе является 17.09.2021.
Представитель Заказчика на заседание Комиссии представил Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе "Поставка офисной мебели" от 17.09.2021 (далее - Протокол), согласно которому на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки, допущенные к участию в Аукционе.
Вместе с тем Комиссией установлено, что Заказчиком в регламентированный Законом о контрактной системе срок Протокол на Официальном сайте не размещен.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, не разместившего на Официальном сайте Протокол в регламентированный срок, нарушают часть 7 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "Медикал Сервис" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного учреждения нарушение части 3 статьи 14, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 7 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 21.09.2021 N 50/06/36625эп/21 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 21 сентября 2021 г. N 50/06/36625эп/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.09.2021