Резолютивная часть решения объявлена 23.09.2021 г.
Решение в полном объеме изготовлено 28.09.2021 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: "_" - руководитель Тывинского УФАС России;
Члены Комиссии:
"_" - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"_" - специалист I разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти.
При участии в рассмотрении обращения:
от заказчика - Государственного учреждения - центр установления пенсий и социальных выплат пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Тыва:
- "_" действующий на основании доверенности от 11.02.2021 года;
в отсутствии надлежащим образом извещенного Индивидуального предпринимателя "_" (далее - "_") (телефонограмма от 21.09.2021 года N 5-81т, отчет о доставке электронного письма от 23.09.2021 года),
рассмотрев обращение (вх. N 4424 от 16.09.2021 года) Государственного учреждения - центр установления пенсий и социальных выплат пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Тыва о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении - индивидуального предпринимателя "_" (668551, Республика Тыва, Тоджинский район, с. Адыр-Кежиг, ул. Торлуг, д. 25, ИНН 170300649700, ОГРНИП: 309172016200018, дата регистрации: 11.06.2009 года), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта N 30 от 09.04.2021 года, заключенного по итогам электронного аукциона N 0212100000921000001 на поставку дров с учетом транспортировки, Комиссия Тывинского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
Обращение подготовлено в соответствии с требованиями статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", в связи с чем принято к рассмотрению.
Кроме того, на основании приказа Тывинского УФАС России от 17.09.2021 года N 319 в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе назначено проведение внеплановой документарной проверки электронного аукциона N 0212100000921000001.
22.09.2021 года в ходе рассмотрения обращения Государственного учреждения - центр установления пенсий и социальных выплат пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Тыва был объявлен перерыв до 23.09.2021 года 15 часов 00 минут.
В ходе заседании Комиссии Тывинского УФАС России 23.09.2021 года представитель заказчика поддержал доводы, изложенные в обращении.
ИП "_" до заседания Комиссии направил в адрес Тывинского УФАС России письменное пояснение (вх. N 4505 от 22.09.2021 года) согласно которому, в рамках исполнения контракта 04.04.2021 года поставил заказчику первую партию дров, что подтверждается журналом вывоза мусора и поставки дров, при этом готов был поставить сразу весь объем, однако заказчик отказался в связи с отсутствием необходимой территории. Не выполнение контракта в установленный срок произошло из-за болезни, после выписки продолжил исполнять контракт.
Рассмотрев обращение и иные материалы дела N 017/06/104-43/2021, а также выслушав пояснение лица, участвующего в рассмотрении дела, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Заказчиком - Государственным учреждением - центр установления пенсий и социальных выплат пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Тыва в Единой информационной системе в сфере закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru (далее ЕИС) 16.03.2021 года размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0212100000921000001 поставка дров с учетом транспортировки, начальная (максимальная) цена контракта - 128 000,00 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0212100000921000001 от 25.03.2021 года на момент окончания срока подачи заявок было подано 3 заявки, которые аукционной комиссией были допущены к участию в электронном аукционе.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона N 0212100000921000001 от 26.03.2021 года:
- от участника с идентификационным номером заявки 109453824 поступило ценовое предложение в размере 127 360,00 рублей;
- от участника с идентификационным номером заявки 109433655 поступило ценовое предложение в размере 127 360,00 рублей;
- участник с идентификационным номером заявки 109430812 право на участие торгах не реализовал.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона N 0212100000921000001 от 29.03.2020 года заявки участников закупки N 109453824, N 109433655 признаны аукционной комиссией, соответствующими требованиям, установленным документацией об аукционе и законодательства о контрактной системе, победителем признан участник закупки N 109453824 (ИП "_").
09.04.2021 года между Государственным учреждением - центр установления пенсий и социальных выплат пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Тыва и ИП "_" заключен государственный контракт N 30 на поставку дров с учетом транспортировки.
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В пункте 10.3 государственного контракта N 30 от 09.04.2021 года предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 9-23 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Следовательно, у исполнителя в течение десяти дней с даты надлежащего уведомления о принятом решении есть возможность устранить нарушения условий по контракту и предпринять действия по его исполнению.
05.08.2021 года заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 30 от 09.04.2021 года и в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе размещено в Единой информационной системе в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 05.08.2021 года.
Кроме того, решение от 05.08.2021 года об одностороннем отказе от исполнения контракта было направлено по средствам услуг почтовой связи, заказным письмом с уведомлением (номер почтового отправления 80084963475965) в адрес ИП "_"
Согласно отслеживанию почтового отправления N 80084963475965, данное письмо не вручено адресату, перенаправлено обратно отправителю.
С учетом изложенного, в силу требований части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе, датой надлежащего уведомления ИП "_" о принятом Заказчиком решении является 06.09.2021 года, то есть дата, следующая за датой истечения тридцати дневного срока с даты размещения решения заказчика от 05.08.2021 года об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС. Следовательно, датой вступления в силу указанного решения от 05.08.2021 года об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 30 от 09.04.2021 года в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, при отсутствии со стороны исполнителя действия по устранению нарушений условий контракта, является 17.09.2021 года.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Таким образом, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение, влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в закупках), то есть, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является, фактически, мерой юридической ответственности, влекущей за собой негативные последствия - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (исполнителе, подрядчике), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие подрыв деловой репутации.
Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
В свою очередь, ни Закон о контрактной системе, ни Правила, не содержат безусловной обязанности федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о контрактной системе, а обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику.
При этом, следует различать неисполнение контракта, как нарушение гражданско-правовых обязательств в результате обычной хозяйственной деятельности, от нарушений гражданско-правовых обязательств в результате недобросовестного поведения поставщика (подрядчика, исполнителя), злоупотребления им правами.
Кроме того, в силу пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Как установлено Комиссией Тывинского УФАС России основанием для принятия заказчиком решения от 05.08.2021 года об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 30 от 09.04.2021 года является не выполнение исполнителем своих обязательств по данному контракту в установленный срок.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно п.1.1. государственного контракта N 30 от 09.04.2021 года, поставщик обязуется поставить дрова с учетом транспортировки, а заказчик обязуется принять и оплатить товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
В соответствии с пунктом 3.1 государственного контракта N 30 от 09.04.2021 года срок поставки товара: с даты заключения государственного контракта и не позднее 31 мая 2021 года.
Из материалов дела следует, что до одностороннего расторжения контракта заказчиком ввелась претензионная работа, а именно 28.05.2021 года исх. N АМ-0401-2613, 10.06.2021 года исх. N АД-0401-3002, 28.06.2021 года исх. N АД-041/3447 Государственным учреждением - центр установления пенсий и социальных выплат пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Тыва в адрес ИП "_" направлялись письма о необходимости выполнения обязательств по исполнению контракта на которые со стороны ИП "_" направлялся ответ от 01.06.2021 года о невозможности исполнения обязательств в связи с введением режима чрезвычайной ситуации на территории Тоджинского района с приложением постановления Администрации Тоджинского кожууна N 165 от 20.05.2021 года.
В ходе рассмотрения обращения, Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что постановлением Администрации Тоджинского кожууна Республики Тыва от 20.05.2021 года N 165 введен режим чрезвычайной ситуации на территории муниципального района "Тоджинский кожуун" Республики Тыва.
Постановлением Администрации Тоджинского кожууна Республики Тыва от 18.05.2021 года N 212 режим функционирования чрезвычайной ситуации муниципального характера на территории Тоджинского кожууна отменен.
Кроме того, ИП "_" с 29.07.2021 года по 12.08.2021 года находился на больничном листе, что подтверждается выпиской из медицинской карты N 2375-М (материалы дела Тывинского УФАС России N 017/06/104-34/2021).
Более того, ИП "_" 09.09.2021 года, 19.09.2021 года, 20.09.2021 года в адрес заказчика поставил дрова в объеме 28 куб. метров, что подтверждается записями в журнале Управления Пенсионного фонда России в Тоджинском районе Республики Тыва.
С учетом изложенного, с момента заключения контракта и до выступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от его исполнения, ИП "_" не терял интереса к его исполнению, принимал меры по его исполнению, но в силу, в том числе объективных причин, не смог его исполнить в установленный срок.
При таких обстоятельствах, с учетом имеющихся в материалах дела документов, действий сторон контракта, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что несвоевременное исполнения обязательств по контракту в рассматриваемом случае не является безусловным основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков, также материалами дела не подтверждается факт совершения поставщиком недобросовестных действий по умышленному уклонению от исполнения обязательств по государственному контракту как то понимается в статье 10 Гражданского кодекса РФ, и которая запрещает осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), поскольку материалы дела не содержат доказательств, что ИП "_" осуществлял свои гражданские права связанные с исполнением контракта исключительно с намерением причинить вред Заказчику, либо действовал в обход закона с противоправной целью, либо заведомо недобросовестно осуществлял гражданские права (злоупотребление правом).
На основании вышеизложенного, Комиссия Тывинского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Государственным учреждением - центр установления пенсий и социальных выплат пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Тыва в отношении индивидуального предпринимателя "_" (668551, Республика Тыва, Тоджинский район, с. Адыр-Кежиг, ул. Торлуг, д. 25, ИНН 170300649700, ОГРНИП: 309172016200018, дата регистрации: 11.06.2009 года), в связи с односторонним отказом от исполнения государственного контракта N 30 от 09.04.2021 года, заключенного по итогам электронного аукциона N 0212100000921000001 на поставку дров с учетом транспортировки, в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
"_"
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 28 сентября 2021 г. N 017/06/104-43/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.09.2021