Резолютивная часть решения объявлена 28.09.2021 года
Решение в полном объеме изготовлено 30.09.2021 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председательствующий Комиссии: "..." - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
Члены Комиссии:
"..." - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"..." - специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти.
При участии в рассмотрении жалобы:
от уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок:
- "...", действующая на основании доверенности от 20.05.2021 года N 10,
от заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва "Городская поликлиника" г. Кызыла (далее - ГБУЗ РТ "Городская поликлиника" г. Кызыла):
- "..."., действующая на основании доверенности от 27.09.2021 года б/н,
от подателя жалобы - индивидуального предпринимателя "..." (далее - ИП "..."):
- "...", действующий на основании доверенности от 21.09.2021 года N 1,
рассмотрев жалобу (вх. N 4503 от 22.09.2021 года) ИП "..." на действия заказчика при заключении контракта по итогам проведения электронного аукциона N 0112200000821004032 "Оказание услуг по сбору, транспортировке, обезвреживанию и утилизации медицинских отходов класса "Б", "В", и в результате осуществления внеплановой документарной проверки электронного аукциона N 0112200000821004032 на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес уполномоченного органа, заказчика, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Согласно письменным доводам жалобы ИП "...", его права и законные интересы нарушены действиями заказчика, неправомерно принявшего решение об отказе от заключения контракта по итогам электронного аукциона N 0112200000821004032 по основаниям, указанным в протоколе отказа от заключения контракта от 20.09.2021 года.
В ходе рассмотрения жалобы представитель подателя жалобы ИП "..." поддержал письменные доводы жалобы в полном объеме.
До рассмотрения жалобы в адрес Тывинского УФАС России (вх. N 4564 от 27.09.2021 года) поступило возражение ГБУЗ РТ "Городская поликлиника" г. Кызыла, согласно которому победитель электронного аукциона N 0112200000821004032 предоставил недостоверную информацию о соответствии его требованиям, установленным аукционной документацией, а именно о своей принадлежности к субъектам малого предпринимательства. В связи с чем, заказчиком принято решение об отказе заключения контракта с победителем закупки.
На заседании Комиссии представитель заказчика не согласилась с доводами жалобы и поддержала доводы, изложенные в возражении на жалобу.
Представитель уполномоченного органа не согласилась с доводами жалобы и поддержала доводы заказчика.
Рассмотрев жалобу, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, и проведя внеплановую документарную проверку электронного аукциона N 0112200000821004032 "Оказание услуг по сбору, транспортировке, обезвреживанию и утилизации медицинских отходов класса "Б", "В", Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
27.08.2021 года уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона 0112200000821004032 "Оказание услуг по сбору, транспортировке, обезвреживанию и утилизации медицинских отходов класса "Б", "В", начальная (максимальная) цена контракта: 217 920,00 рублей.
Документация электронного аукциона N 0112200000821004032 "Оказание услуг по сбору, транспортировке, обезвреживанию и утилизации медицинских отходов класса "Б", "В" утверждена приказом Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок от 27.08.2021 года N 4643.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0112200000821004032 от 06.09.2021 года на момент окончания срока подачи заявок поступило 2 заявки, которые аукционной комиссией были допущены к участию в аукционе.
В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона N 0112200000821004032 от 08.09.2021 года от участника закупки N 110465248 поступило наименьшее ценовое предложение в размере 213 561,60 рублей, от участника закупки N 110469666 поступило ценовое предложение в размере 214 651,20 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 0112200000821004032 от 09.09.2021 года аукционная комиссия, руководствуясь статьей 69 Закона о контрактной системе, рассмотрела вторые части заявок и документы участников аукциона на предмет их соответствия требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, и приняла решение о соответствии заявок участников закупки N 110465248 (ИП "...") и N 110469666 (ООО "ЭКОсервис").
По результатам проведения электронного аукциона N 0112200000821004032 победителем признан участник закупки N 110465248 (ИП "..."), предложивший наименьшее ценовое предложение и признанный соответствующим требованиям аукционной документации.
Вместе с тем, 20.09.2021 года заказчик, в лице главного врача ГБУЗ РТ "Городская поликлиника" г. Кызыла, принял решение отказаться от заключения контракта с победителем - ИП "...", поскольку ИП "..." исключен из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Таким образом, в статье 30 Закона о контрактной системе установлено, что документом, подтверждающим право участника электронного аукциона на получение преимуществ, является декларация.
При этом, Закон о контрактной системе не устанавливает каких-либо требований к форме и способу предоставления декларации о соответствии участника аукциона требованиям статье 30 данного закона, то есть участник вправе определить их самостоятельно, в том числе непосредственно в содержании второй части заявки.
Извещением о проведении электронного аукциона для закупки N 0112200000821004032 установлено ограничение в отношении участников электронного аукциона, которыми могут быть субъекты малого предпринимательства или социально ориентированные некоммерческие организации.
Аналогичные требования установлены в пункте 43 раздела I Информационной карты документации об электронном аукционе N 0112200000821004032.
Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Проанализировав вторую часть заявки участника закупки N 110465248 (ИП "..."), Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что ИП "..." предоставил в составе заявки декларацию о своей принадлежности к субъектам малого предпринимательства.
В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
На основании части 4 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом с 10 июля по 10 декабря текущего календарного года в порядке, установленном частью 5 настоящей статьи, на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году, а также сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с частями 5 - 6.4 и 7.1 настоящей статьи.
Непосредственный порядок внесения сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующий реестр определен частью 5 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ.
Положения пункта 1 части 5 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ предусматривают присвоение статуса и категории субъекта малого и среднего предпринимательства юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, соответствующим условиям, установленным частью 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ, на основании сведений, имеющихся у уполномоченного органа по состоянию на 1-е число месяца внесения сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, категория субъекта малого и среднего предпринимательства устанавливается уполномоченным на то органом государственной власти, на основании имеющихся в его распоряжении документов в отношении юридического лица и индивидуального предпринимателя, а также исходя из сведений, представленных названными лицами в отношении своей среднесписочной численности и полученном доходе за предыдущий календарный год.
Сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого предпринимательства, установленным статьей 4 Закона N 209-ФЗ, вносятся в единый реестр, размещаемый в сети Интернет на официальном сайте Федеральной налоговой службы России (далее - ФНС России) https://rmsp.nalog.ru/ (части 1, 2 и 9 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ, пункт 1 положения о ФНС России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506). Единый реестр формируется автоматически на основе тех сведений, которые поступают в ФНС России в рамках представления налоговой отчетности, без введения административных процедур, связанных с представлением дополнительных документов.
В силу части 2 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах. В качестве такого органа выступает ФНС России.
В соответствии с частью 4 статьи 4 Закона N 209-ФЗ категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2, 2.1 и 3 части 1.1 настоящей статьи, в течение трех календарных лет, следующих один за другим, при условии, что иное не установлено данной статьей.
При этом положения указанных пунктов 2 и 3, касающиеся условий отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства по среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и доходу, полученному от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, вступили в силу с 01.01.2016 (часть 2 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2015 N 408-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Таким образом, категория субъекта малого или среднего предпринимательства может быть изменена при формировании единого реестра в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ, в течение трех календарных лет, следующих один за другим.
При этом потребность в дополнении и изменении сведений у субъектов малого и среднего предпринимательства может возникнуть в случае, когда они обнаружили недостоверность информации о себе или ее полное отсутствие, в отношении информации, которую они предоставляют самостоятельно (пункты 9 - 11 части 3 статья 4.1 Закона N 209-ФЗ).
Приказом ФНС России от 19.08.2016 N СА-7-6/442@ утвержден Регламент использования программного обеспечения, реализующего возможность обработки обращений по вопросам ведения Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства и принудительного включения юридического лица или индивидуального предпринимателя в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Регламент).
В письме от 08.08.2017 N ГД-4-14/15554 "О Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства" ФНС России сообщило, что начиная с 10.08.2017 принудительное включение юридического лица (индивидуального предпринимателя) в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, исключение из него и изменение категории субъекту малого и среднего предпринимательства (в случае неверного отражения в указанном реестре) будет осуществляться только по согласованию с ФНС России с использованием соответствующего программного обеспечения. В настоящее время проводится работа по внесению соответствующих изменений в Регламент использования программного обеспечения, реализующего возможность обработки обращений по вопросам ведения Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства и принудительного включения юридического лица или индивидуального предпринимателя в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденный приказом ФНС России от 19.08.2016 N СА-7-6/442@.
Между тем, до настоящего времени изменения в Регламент, утвержденный приказом ФНС России от 19.08.2016 N СА-7-6/442@, не внесены.
Из указанного следует обязанность уполномоченного органа определить категорию юридического лица либо индивидуального предпринимателя на основании представленных за предыдущий календарный год документов, однако изменить такую категорию возможно лишь по истечении трех лет со дня ее первоначального установления.
Вместе с тем, в течение указанного периода времени юридическое лицо (либо индивидуальный предприниматель) могут претерпеть существенные изменения в своей хозяйственной деятельности, что обусловит фактическую смену ими такого статуса при его юридической неизменности. Указанное означает, что даже при наличии установленного уполномоченным органом правового статуса "субъект среднего предпринимательства" юридическое лицо может фактически являться субъектом малого предпринимательства с распространением на него соответствующих прав и обязанностей.
При этом, отклонение таких лиц от участия в закупочных процедурах, проводимых среди субъектов малого предпринимательства, со ссылкой на отсутствие о нем сведений в едином реестре или формальное их нахождение в соответствующем реестре с иным статусом, не способствует обеспечению развития конкуренции и эффективности осуществления закупок (статьи 6, 8 Закона о контрактной системе), ведет к необоснованному ограничению количества потенциальных участников закупки и, как следствие, является недопустимым.
Основной признак субъекта малого предпринимательства в контексте части 4 статьи 4.1 Закона N 44-ФЗ заключается не в наличии сведений об этом субъекте в соответствующем реестре, а именно его соответствие предъявляемым указанной нормой права требованиям в отношении среднесписочной численности и полученном доходе за предыдущий календарный год.
Частью 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ установлено, что в целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться следующие условия:
- среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать до ста человек для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек) (подпункт "а" пункта 2);
- доход хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства (пункт 3).
Такие предельные значения установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" и составляют 120 млн. руб. - для микропредприятий; 800 млн. руб. - для малых предприятий; 2 млрд. руб. - для средних предприятий (пункт 1).
Тывинским УФАС России в рамках рассмотрения жалобы заявителя в адрес Управления Федеральной налоговой службы по Республике Тыва направлен запрос от 23.09.2021 года за исх. N 5-4864 о представлении сведений (информации) о причинах исключения ИП "..." из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно представленной Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Тыва информации (вх. N 4592 от 28.09.2021 года), ИП "..." исключен из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства по причине непредставления отчетных дисциплин за налоговый период 2020 год. Кроме того, ИП "..." не имеет наемных работников, соответственно не имеет обязанности в представлении расчета по страховым взносам.
Учитывая приведенные обстоятельства, а также представление ИП "..." декларации, подтверждающей его принадлежность к субъектам малого предпринимательства о соответствии критериям, установленным пунктом 2 части 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ, Комиссия Тывинского УФАС России, приходит к выводу о том, что оснований для принятия решения об отказе от заключения контракта с победителем (ИП "...") по причине предоставления недостоверных сведений, предусмотренных, в том числе пунктом 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, извещением о проведении электронного аукциона N 0112200000821004032 и пунктом 43 раздела I Информационной карты аукционной документации, не имелось.
В соответствии с частью 6.1 статьи 66 Закона о контрактной системе в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3, 5, 8.2 настоящей статьи, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.
В силу части 9 статьи 31 Закона о контрактной системе отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
На основании изложенного, а также учитывая, что заказчиком не представлены доказательства, позволяющие Комиссии Тывинского УФАС России прийти к выводу о том, что ИП "..." в составе заявки представлена недостоверная информация в отношении принадлежности заявителя к субъектам малого предпринимательства, Комиссия приходит к выводу, что действия заказчика нарушают часть 9 статьи 31 и часть 6.1 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод заявителя о неправомерном принятии решения об отказе от заключения контракта по основаниям, указанным в протоколе отказа от заключения контракта от 20.09.2021 года, является обоснованным.
Указанные действия заказчика содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя "..." обоснованной.
2. Установить в действиях заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва "Городская поликлиника" г. Кызыла нарушение части 9 статьи 31 и части 6.1 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части неправомерного отказа от заключения контракта с победителем электронного аукциона N 0112200000821004032 по основаниям, указанным в протоколе от 20.09.2021 года.
3. Выдать заказчику - Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Тыва "Городская поликлиника" г. Кызыла и оператору электронной торговой площадки - ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных должностных лиц.
Председательствующий Комиссии |
"..." |
Члены Комиссии |
"..."
"..." |
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 30 сентября 2021 г. N 017/06/105-262/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.09.2021