Резолютивная часть решения объявлена 27.09.2021 г.
Решение в полном объеме изготовлено 30.09.2021 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председательствующий Комиссии: "_" - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Члены Комиссии:
"_" - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"_" - специалист I разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
при участии в рассмотрении обращения путем использования сеанса видеоконференцсвязи "TrueConf":
от Общества с ограниченной ответственностью "РБ КАФЕ" (далее - ООО "РБ КАФЕ"):
- "_" действующая на основании доверенности от 23.09.2021 года б/н;
- "_" действующая на основании доверенности от 23.09.2021 года б/н,
при участии в рассмотрении обращения в здании антимонопольного органа:
от заказчика - Федерального казенного учреждения здравоохранения "Тувинская противочумная станция" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - ФКУЗ "Тувинская ПЧС" Роспотребнадзора):
- "_" действующая на основании доверенности от 23.09.2021 года б/н;
рассмотрев обращение (вх. N 4487 от 21.09.2021 года) ФКУЗ "Тувинская ПЧС" Роспотребнадзора о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведения в отношении - Общества с ограниченной ответственностью "САТУРН" (620102, Свердловская обл, г Екатеринбург, улица Белореченская, 28А, ОФИС 21, ИНН: 6671096460, ОГРН: 1196658040700, КПП: 665801001), "РБ КАФЕ" (153025, Ивановская область, г. Иваново, ул. Войкова, д. 29/13, кв. 12, ИНН: 3702125983, КПП: 370201001, ОГРН: 1153702028336, дата регистрации 16.12.2015), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта N Ф.2021.021 от 28.05.2021 года, заключенного по итогам электронного аукциона N 0312100005421000021 "Покрывало гобеленовые, комплекты постельного белья" Комиссия Тывинского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
Обращение подготовлено в соответствии с требованиями статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", в связи с чем принято к рассмотрению.
Кроме того, на основании приказа Тывинского УФАС России от 22.09.2021 года N 322 и в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе назначено проведение внеплановой документарной проверки электронного аукциона N 0312100005421000021.
В рассмотрении обращения объявлялся перерыв до 27.09.2021 года 17:00 часов, в связи с отсутствием технической возможности проведения заседания Комиссии путем использования сеанса видеоконференцсвязи "TrueConf".
На заседании Комиссии Тывинского УФАС России представитель заказчика поддержала доводы, изложенные в обращении.
Представители ООО "РБ КАФЕ" не согласились с доводами обращения и пояснили, что в настоящий момент подано исковое заявление в Арбитражный суд Республики Тыва о признании принятого заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта недействительным. Данное дело зарегистрировано Арбитражным судом РТ под номером А69-2520/2021 и дело назначено к рассмотрению на 05.10.2021 года.
Рассмотрев обращение и иные материалы дела N 017/06/104-44/2021, а также выслушав пояснение лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Заказчиком - ФКУЗ "Тувинская ПЧС" Роспотребнадзора в Единой информационной системе в сфере закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 13.04.2021 года размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0312100005421000021 "Покрывало гобеленовые, комплекты постельного белья", начальная (максимальная) цена контракта - 86 824,95 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0312100005421000021 от 22.04.2021 года на момент окончания срока подачи заявок было подано 5 заявок, которые аукционной комиссией были допущены к участию в электронном аукционе.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона N 0312100005421000021 от 23.04.2021 года:
- от участника закупки с идентификационным номером заявки 109668432 поступило ценовое предложение в размере 50 358,03 рублей;
- от участника закупки с идентификационным номером заявки 109683054 поступило ценовое предложение в размере 50 358,03 рублей;
- от участника закупки с идентификационным номером заявки 109663197 поступило ценовое предложение в размере 55 000,00 рублей;
- от участника закупки с идентификационным номером заявки 109677661 поступило ценовое предложение в размере 85 000,00 рублей;
- участника закупки с идентификационным номером заявки 109662048 право на участие на торгах не реализовано.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона N 0312100005421000021 от 26.04.2021 года все заявки участников закупки признаны аукционной комиссией, соответствующими требованиям, установленным документацией об аукционе и законодательства о контрактной системе.
28.05.2021 года между ФКУЗ "Тувинская ПЧС" Роспотребнадзора и ООО "РБ КАФЕ" заключен государственный контракт N Ф.2021.021 на поставку покрывала гобеленовые, комплекты постельного белья, одеяла.
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В пункте 9.3 контракта N Ф.2021.021 от 28.05.2021 года предусмотрено, что контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Порядок расторжения контракта предусмотрен статьей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Следовательно, у подрядчика в течение десяти дней с даты надлежащего уведомления о принятом решении есть возможность устранить нарушения условий по контракту и предпринять действия по его исполнению.
При этом, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, а контракт признается расторгнутым только через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе), под которой понимается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте, либо дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе, в случае невозможности получения указанных подтверждения либо информации (часть 12 статьи 95 Закона о контрактной системе).
09.08.2021 года заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N Ф.2021.021 и в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе размещено в Единой информационной системе в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 09.08.2021 года.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 09.08.2021 года было направлено в адрес ООО "РБ КАФЕ" 12.08.2021 года письмом АО "Почта России" и получено 25.08.2021 года Обществом, о чем отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 66701062003850.
С учетом изложенного, в силу требований части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе, датой надлежащего уведомления общества является 25.08.2021 года. Следовательно, датой вступления в силу указанного решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N Ф.2021.021 от 28.05.2021 года в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе является 05.09.2021 года.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Таким образом, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение, влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в закупках), то есть, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является, фактически, мерой юридической ответственности, влекущей за собой негативные последствия - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (исполнителе, подрядчике), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие подрыв деловой репутации.
Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
В свою очередь, ни Закон о контрактной системе, ни Правила, не содержат безусловной обязанности федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о контрактной системе, а обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику.
При этом, следует различать неисполнение контракта, как нарушение гражданско-правовых обязательств в результате обычной хозяйственной деятельности, от нарушений гражданско-правовых обязательств в результате недобросовестного поведения поставщика (подрядчика, исполнителя), злоупотребления им правами.
Как установлено Комиссией Тывинского УФАС России основанием для принятия заказчиком решения от 09.08.2021 года N 200/01-04 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N Ф.2021.021 от 28.05.2021 года является поставка товара несоответствующего техническому заданию, а именно одеяла в количестве 15 штук.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Как установлено Комиссией Тывинского УФАС России, товар был поставлен поставщиком, который впоследствии заказчиком не был принят в виду его несоответствия техническому заданию контракта.
При этом, в настоящее время, арбитражным судом рассматривается гражданско-правовой спор между заказчиком и поставщиком, возникший по поводу исполнения и расторжения государственного контракта N Ф.2021.021 от 28.05.2021 года (номер дела суда А69-2520/2021).
В силу пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Поскольку в рассматриваемом случае, разрешение арбитражным судом спора между заказчиком и поставщиком, возникшего по поводу исполнения и расторжения государственного контракта N Ф.2021.021 от 28.05.2021 года, непосредственно будет затрагивать поведение поставщика (в частности, товар был поставлен поставщиком и одним из требований поставщика является принятие судом решения о возложении на заказчика обязанности принять поставленный товар), Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что до разрешения судом указанного спора факт существенного нарушения поставщиком условий контракта не может быть подтвержден.
Кроме того, Комиссия Тывинского УФАС России в силу своей компетенции не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда.
По результатам проведенной внеплановой документарной проверки электронного аукциона N 0312100005421000021 "Покрывало гобеленовые, комплекты постельного белья" Комиссией Тывинского УФАС России установлено следующее:
В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
Как было указано выше, государственным заказчиком - ФКУЗ "Тувинская ПЧС" Роспотребнадзора 09.08.2021 год года заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N Ф.2021.021 и в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе размещено в Единой информационной системе в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 09.08.2021 года.
Датой вступления в силу указанного решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N Ф.2021.021 от 28.05.2021 года в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе является 05.09.2021 года.
В свою очередь, обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО "РБ КАФЕ" в адрес Тывинского УФАС России поступило 21.09.2021 года, то есть с нарушением установленного срока на 12 рабочих дней, что является нарушением части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Указанные выше действия государственного заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
На основании вышеизложенного, Комиссия Тывинского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Федеральным казенным учреждением здравоохранения "Тувинская противочумная станция" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "РБ КАФЕ" (153025, Ивановская область, г. Иваново, ул. Войкова, д. 29/13, кв. 12, ИНН: 3702125983, КПП: 370201001, ОГРН: 1153702028336, дата регистрации 16.12.2015), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта N Ф.2021.021 от 28.05.2021 года, заключенного по итогам электронного аукциона N 0312100005421000021 "Покрывало гобеленовые, комплекты постельного белья", в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. По результатам проведенной внеплановой документарной проверки установить в действиях заказчика - Федерального казенного учреждения здравоохранения "Тувинская противочумная станция" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека нарушение части 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере товара, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части нарушения срока направления обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков в антимонопольный орган.
3. Передать материалы дела N 017/06/104-44/2021 уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновного должностного лица.
Председательствующий Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
"_"
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 30 сентября 2021 г. N 017/06/104-44/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.09.2021