На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 23.06.2021 N 629/21 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение
Густовой С.А. (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Министерства просвещения Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку серверного оборудования для нужд Министерства просвещения Российской Федерации (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0195400000420000061) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, приказом ФАС России от 23.06.2021 N 629/21,
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком неправомерно в описании объекта закупки установлены функциональные, технические характеристики товаров, не предусмотренные позициями каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Каталог, Правила);
2. Заказчиком ненадлежащем образом установлено обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (далее - Обоснование) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878);
3. Заказчиком в документации об Аукционе в отношении поставляемого товара установлен ненадлежащий код общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД2) в результате чего не установлен запрет на допуск отдельных видов товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2019 N 1746 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров, происходящих из иностранных государств, и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1746).
В ходе проведения внеплановой проверки 22.09.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 24.09.2021.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводом обращения Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 24.11.2020;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 145 446 400,44 рублей;
4) источник финансирования - средства федерального бюджета;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 02.12.2020;
6) на участие в Аукционе поданы 2 заявки от участников закупки;
7) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в Аукционе - 03.12.2020;
8) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
9) дата проведения Аукциона - 04.12.2020;
10) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участник закупки, признанные соответствующими требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе;
11) победителем Аукциона признано ООО "Галард" (далее - Победитель) с предложением о цене контракта в размере 143 264 704,41 рублей;
12) Заказчиком с Победителем заключен государственный контракт от 15.12.2020 N 04.S19.11.0024 (номер реестровой записи 1770741808120000084) по цене в размере 121 774 998,75 рублей.
1. Заказчиком неправомерно в описании объекта закупки установлены функциональные, технические характеристики товаров, не предусмотренные позициями Каталога.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 4 Правил, заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции наименование товара, работы, услуги, единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии), описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно положениям документации об Аукционе объектом закупки является поставка серверного оборудования для нужд Министерства просвещения Российской Федерации.
В соответствии с разделом II информационной карты ИУЗ документации об Аукционе подробное описание объекта закупки указано в разделе IV "Описание объекта закупки" документации об Аукционе.
На основании указанного раздела IV документации об Аукционе объектом закупки является товар с кодом ОКПД2 26.20.14.00 "Машины вычислительные электронные цифровые, поставляемые в виде систем для автоматической обработки данных".
Комиссией установлено, что на момент осуществления закупки код ОКПД2 26.20.14.00 включен в перечень товаров радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливается ограничения в соответствии с Постановлением N 878 (в редакции от 25.07.2020).
При этом подпунктом "а" пунктом 5 Правил установлено, что Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случая осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением N 878, при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (в редакции от 24.11.2020).
Вместе с тем Комиссией установлено, что разделом 4 документации об Аукционе установлены следующие характеристики при описании товара "Возможность управления RAID-контроллером без необходимости перезагрузки вычислительного узла", "Должна быть обеспечена возможность генерации NMI", "Должна быть обеспечена возможность записи конфигурации модуля управления на выделенный энергонезависимый накопитель", "Поддержка работы с файловыми системами ext2/3/4, fat, ntfs, iso9660", "Поддержка сетевых протоколов SMB, NFS, FTP, NTP, HTTP(S)", "Должен быть в наличии защищенный графический сервер X.Org 7.7", а также ряд иных требований к функциональным, техническим характеристикам, не предусмотренным позициями Каталога, к товару с кодом ОКПД2 26.20.14.00.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего характеристики товаров, не предусмотренных позициями Каталога, не соответствуют пункту 5 Правил и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Заказчиком ненадлежащем образом установлено Обоснование в соответствии с Постановлением N 878.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Пунктом 2 Постановления N 878 установлен перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 4 Постановления N 878 ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
Пунктом 5 Постановления N 878 установлено, что подтверждением случая, установленного пунктом 4 Постановления N 878, является обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, подготовленное Заказчиком в соответствии с порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Порядок), утвержденным Постановлением N 878, и размещенное заказчиком в ЕИС одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.
Пунктом 2 Порядка установлен исчерпывающий перечень оснований случаев, когда Заказчиком подготавливается обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
В пункте 3 Порядка установлено, что Обоснование должно содержать указание в том числе на функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым радиоэлектронная продукция, сведения о которой включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, по каждому наименованию радиоэлектронной продукции (с указанием названия радиоэлектронной продукции), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 Порядка).
Согласно сведениям ЕИС Заказчиком 24.11.2020 в составе документации об Аукционе размещено Обоснование.
Комиссия, изучив материалы и сведения, представленные представителями Заказчика, установила, что Обоснование сформировано на основании подпункта "г" пункта 3 Порядка.
В соответствии с документацией об Аукционе в рамках исполнения государственного контракта предусмотрена поставка товаров с кодом ОКПД2 26.20.14.000 "Машины вычислительные электронные цифровые, поставляемые в виде систем для автоматической обработки данных", отнесенных к перечню товаров радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливается ограничения в соответствии с Постановлением N 878 и в отношении которой в Каталоге сформированы соответствующие позиции.
При этом Обоснование основывается на неправомерно установленных Заказчиком дополнительных требованиях к функциональным, техническим характеристикам поставляемого товара.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, не соответствует требованиям Порядка, утвержденного Постановлением N 878 и нарушают часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе в отношении объекта закупки установлен ненадлежащий код ОКПД2 в результате чего не установлен запрет на допуск отдельных видов товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Постановлением N 1746.
Согласно пункту 1 Постановления N 1746 установлен запрет на допуск программно-аппаратных комплексов систем хранения данных, относящихся к коду по ОКПД2 ОК 034-2014 (КПЕС 2008) 26.20.2 "Устройства запоминающие и прочие устройства хранения данных", происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На заседании Комиссии установлено, что объектом закупки в том числе является "система хранения данных тип 1" с кодом ОКПД2 26.20.14.000 "Машины вычислительные электронные цифровые, поставляемые в виде систем для автоматической обработки данных".
При этом указанный код ОКПД2 закупаемого товара не включен в перечень товаров с кодом ОКПД2, в отношении которого установлен запрет в соответствии с Постановлением N 1746, в связи с чем положения Постановления N 1746 не применяются при проведении Аукциона.
На основании изложенного, а также учитывая, что Заявителем не представлено доказательств, однозначно подтверждающих обоснованность довода, Комиссия приходит к выводу, что довод обращения Заявителя не нашел своего подтверждения.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
4. В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236) установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в реестре отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Постановления N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением случая, если в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке.
В случае невозможности применения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранного государства, Постановлением N 1236 определен Порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 3 Порядка размещение обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств осуществляется заказчиком одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.
Вместе с тем в пункте 4 раздела 4 документации об Аукционе установлено, что объектом закупки является поставка оборудования, включающего в себя предустановленное программное обеспечение, в том числе "Программное обеспечение, включенное в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных согласно Постановлению N 1236", "Операционная система сертифицированной конфигурации".
При этом согласно извещению, а также документации об Аукционе, запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, в соответствии Постановлением N 1236 в документации об Аукционе не установлен, а также не размещено в ЕИС обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 частью 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, приказом ФАС России от 23.06.2021 N 629/21, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение части 3 статьи 14, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, поскольку заключен государственный контракт.
3. Передать материалы от 24.09.2021 по делу N П-131/21 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 24 сентября 2021 г. N П-131/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.10.2021