Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу АО "КСП" "Охта" (далее - Заявитель) на действия АО "АГЗРП" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении ГБДОУ детский сад N 36 Красногвардейского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик), конкурсной комиссией ГБДОУ детский сад N 36 Красногвардейского района Санкт-Петербурга (далее - Конкурсная комиссия), Администрацией Красногврадейского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган), Оператором электронной площадки Открытого конкурса с ограниченным участием в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по организации питания для Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 36 Красногвардейского района Санкт-Петербурга, для нужд Санкт-Петербурга в 2022-2023 гг. (номер извещения единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - (0172200000721000167) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Конкурсной комиссией, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, неправомерно возвратившего заявку Заявителя на участие в Конкурсе.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Оператор электронной площадки действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 31.08.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 28 409 915,68 руб;
4) источник финансирования - внебюджетные средства;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 22.09.2021;
6) на участие в Конкурсе подана 1 заявка от участников закупки;
7) к участию в Конкурсе допущен 1 участник закупки;
8) дата рассмотрения и оценки первых частей заявок - 27.09.2021;
9) дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок - 28.09.2021;
10) в соответствии с частью 16 статьи 54.4 Закона о контрактной системе Конкурс признан несостоявшимся, поскольку по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка, признанная соответствующей конкурсной документации и Закону о контрактной системе;
11) победителем Конкурса признано ООО "Северная Столица" с минимальным предложением о цене контракта в размере 28 409 915,68 руб.
Согласно жалобе Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, неправомерно возвратившего заявку Заявителя на участие в Конкурсе.
В соответствии с частью 2 статьи 44 Закона о контрактной системе, обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе осуществляется участником закупки.
В соответствии с частью 18 статьи 44 Закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе возможно путем блокирования денежных средств при наличии на специальном счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере, предусмотренном документацией о закупке, либо путем предоставления банковской гарантии в порядке, определенном в соответствии с частью 29 статьи 44, информация о которой включена в реестры банковских гарантий, предусмотренные статьей 45 Закона о контрактной системе
Согласно части 20 статьи 44 Закона о контрактной системе в течение одного часа с даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе оператор электронной площадки направляет в банк информацию об участнике закупки и размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки, за исключением случая наличия в реестрах банковских гарантий, предусмотренных статьей 45 Закона о контрактной системе, информации о банковской гарантии, выданной участнику закупки для обеспечения такой заявки. Банк в течение одного часа с момента получения указанной информации от оператора электронной площадки обязан осуществить блокирование денежных средств на специальном счете участника закупки в размере обеспечения соответствующей заявки. При этом в случае отсутствия на специальном счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере обеспечения данной заявки, информация о котором направлена оператором электронной площадки, блокирование не осуществляется, о чем банк направляет информацию оператору электронной площадки в течение одного часа с момента получения информации об участнике закупки и о размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки. Оператор электронной площадки обязан вернуть заявку подавшему ее участнику в течение одного часа с момента получения от банка указанной информации при совокупности следующих условий:
1) на специальном счете участника закупки отсутствуют незаблокированные денежные средства в размере обеспечения заявки либо блокирование денежных средств на специальном счете не может быть осуществлено в связи с приостановлением операций по такому счету в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) в реестрах банковских гарантий, предусмотренных статьей 45 Закона о контрактной системе, отсутствует информация о банковской гарантии, выданной участнику закупки банком.
В соответствии с частью 8 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия, используемая для целей Закона о контрактной системе, информация о ней и документы, предусмотренные частью 9 статьи 45 Закона о контрактной системе, должны быть включены в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе, за исключением банковских гарантий, указанных в части 8.1 статьи 45 Закона о контрактной системе. Такие информация и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка. В течение одного рабочего дня после включения таких информации и документов в реестр банковских гарантий банк направляет принципалу выписку из реестра банковских гарантий.
Пунктом 5 правил ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра банковских гарантий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей федерального закона контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) установлено, что в целях ведения реестра банк не позднее рабочего дня, следующего за днем выдачи банковской гарантии или днем внесения изменений в условия банковской гарантии, формирует и включает указанные в пункте 4 Правил информацию и документы в реестр.
Согласно части 12 статьи 66 Закона о контрактной системе одновременно с возвратом заявки на участие в Конкурсе в соответствии с частью 20 статьи 44 Закона о контрактной системе, частью 11 статьи 66 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки обязан уведомить в форме электронного документа участника такого Конкурса, подавшего данную заявку, об основаниях ее возврата с указанием положений Закона о контрактной системе, которые были нарушены. Возврат заявок на участие в таком Конкурсе оператором электронной площадки по иным основаниям не допускается.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса срок окончания подачи заявки на участие в Конкурсе - 22.09.2021 в 08:00.
Согласно извещению о проведении Конкурса размер обеспечения заявки на участие в Конкурсе составляет 1 420 495,78 рублей.
На заседании Комиссии установлено, что Заявителем 20.09.2021 оформлена банковская гарантия N 02L2780604226321015802, выданная банком ПАО "Сбербанк" (далее - Банковская гарантия), в размере 1 420 495, 78 рублей.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии сообщил, что на момент окончания срока подачи заявки на участие в Конкурсе в реестре банковских гарантий отсутствовала информация о выданной Заявителю Банковской гарантии.
При этом представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии представил сведения, согласно которым программно-аппаратный комплекс электронной площадки работал в штатном режиме, без сбоев, участниками закупок успешно поданы заявки на участие в закупках.
На заседании Комиссии установлено, что Банковская гарантия, размещена 20.09.2021 в реестре банковских гарантий в размере 1 420 459, 78 руб.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии предоставил письмо Банка, согласно которому Банком при внесении записи о Банковской гарантии в реестр банковских гарантий допущена техническая ошибка в указании размера обеспечения заявки на участие в Конкурсе. При этом сумма, указанная при внесении в реестр банковских гарантий, скорректирована на сумму, указанную в Банковской гарантии 23.09.2021, то есть после окончания срока подачи заявок.
Вместе с тем учитывая, что в связи с технической ошибкой банка Банковская гарантия Заявителя размещена в составе реестра в ЕИС после даты окончания срока подачи заявок, Комиссия приходит к выводу, что Заявителю не обеспечена возможность принять участие в Конкурсе, что не соответствует части 18 статьи 44 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "КСП" "Охта" необоснованной.
2. Признать нарушение части 18 статьи 44 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 30 сентября 2021 г. N 28/06/106-809/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.10.2021