Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Поволжская промышленно-торговая группа" (далее - Заявитель) на действия Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Заказчик), ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Саратовской области" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "АГЗ РТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на Поставка насосного и гидравлического оборудования на объект: "Реконструкция Комсомольской оросительной системы, Марксовский район, Саратовская область" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0360100011821000026) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа, при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Аукционной комиссии, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1) Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно в один предмет закупки объединена поставка товаров, включенных в перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень), установленный постановлением Правительства от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 617), и не включенных в него.
2) в документации об Аукционе установлена ненадлежащая инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе.
Представители Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 29.09.2021 в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 30.09.2021.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 17.09.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 51 123 836,35 рублей;
3) источник финансирования - бюджетные инвестиции в форме капитальных вложений в объекты капитального строительства; КБК - 082040525УT200200414;
4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 28.09.2021.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно в один предмет закупки объединена поставка товаров, включенных в Перечень, установленный Постановлением N 617, и не включенных в него.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Пунктом 1 Постановления N 617 устанавливается, что для целей осуществления закупок отдельных видов промышленных товаров, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза) (далее - заявки), при условии, что на участие в закупке подано не менее 2 заявок, удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, которые одновременно:
а) содержат предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
б) не содержат предложений о поставке одного и того же вида промышленного товара одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении заявок (окончательных предложений) (далее - Перечень).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Пунктом 10 информационной карты документации об Аукционе установлены ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением N 617.
Согласно документации об Аукционе и сведениям, размещенным в ЕИС, объектом закупки является поставка насосного и гидравлического оборудования, а именно:
- 28.13.14.110 "Насосы центробежные подачи жидкостей прочие";
- 28.14.13.110 "Клапаны запорные";
- 28.14.13.142 "Арматура запорная";
- 28.14.13.132 "Затворы дисковые".
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что техническим заданием документации об Аукционе предусмотрена поставка товара "Агрегат насосный вакуумный водокольцевой с электродвигателем ВВН1-1,5 (ПНС1, ПНС5)", соответствующий коду ОКПД 28.13.21 "Насосы вакуумные", который не входит в Перечень, установленный Постановлением N 617.
При этом согласно пункту 5 Постановления Правительства N 617 предметом одного контракта (одного лота) не могут быть промышленные товары, включенные в Перечень, и промышленные товары, не включенные в него.
Таким образом, Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно объединена в один лот поставка товаров, включенных в Перечень и не включенных в него.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлена ненадлежащая Инструкция, которая не позволяет участникам закупки заполнить заявку на участие в Аукционе надлежащим образом.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 13.2.2 документации об Аукционе установлено, что первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).
Техническим заданием документации об Аукционе установлены следующие требования к поставляемым в рамках исполнения контракта товарам:
- по позиции N 1 "Насос центробежный консольный (ГНС)": "Агрегат электронасосный для перекачивания воды производственно-технического назначения должен состоять из насоса и двигателя, смонтированных на общей раме";
- по позиции N 2 "Насос с линейной колонной (ГНС)": "вертикальный насос с линейной колонной, представляющий собой сборный агрегат. Должен состоять из: гидравлической части насоса (одноступенчатой), линейной колонны (комплекты валов и подъемных труб), приводных механизмов";
- по позиции N 3 "Насос центробежный консольный (ГНС)": "агрегат электронасосный для перекачивания воды производственно-технического назначения должен состоять из насоса и двигателя, смонтированных на общей фундаментной раме".
Согласно Инструкции "предоставляемые Участником закупки сведения не должны сопровождаться словами "эквивалент", "аналог", "должен быть", "должна быть", "должны быть", "должен", "не должен", "должна", "не должна", "должны", "должны быть", "не должны", "не должен быть", "не должна быть", "не должно быть".
Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что исходя из положений Инструкции не представляется возможным определить порядок указания в составе заявки характеристик с использованием слов "должен состоять", "должен иметь", "должен осуществляться".
Представители Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что показатели товара, указанные с использованием слов "должен состоять", "должен иметь", "должен осуществляться" предоставляются в составе заявки на участие в Аукционе без использования указанных слов.
Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанное положение Инструкции позволяет однозначным образом определить порядок указания характеристик товара с использованием слов "должен состоять", "должен иметь", "должен осуществляться".
Кроме того, представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлена ненадлежащая Инструкция, поскольку согласно Инструкции в отношении показателя "производительность" необходимо указывать диапазон значений, что вводит участников закупки в заблуждение.
Техническим заданием документации об Аукционе установлено следующее требование к товару "Насос центробежный консольный (ГНС)": "Производительность - не менее 135 м3/ч и не более 136 м3/ч".
В соответствии с Инструкцией "в Техническом задании может быть установлено значение показателя как верхний или нижний предел, сопровождаясь при этом соответственно словами "не менее", "не более", "менее", "более". Участником закупки в предложении устанавливается конкретное значение, например, установлен показатель, значение которого сопровождается словами "не менее", Участником закупки должен быть предложен товар с точно таким же значением либо значением, "превышающем" заданный в Техническом задании показатель, но без сопровождения словами "не менее". Данное правило не применяется если требуется указать диапазонное значение со словами "не менее ... и не более...", такое словосочетание означает диапазон значений и включает крайние значения, например, участник закупки должен будет указать в заявке "Производительность - не менее 135 м3/ч и не более 136 м3/ч".
Вместе с тем показатель "производительность" является конкретным показателем и не имеет диапазонного значения, в связи с чем участником закупки в составе заявки может быть представлена указанная характеристика товара содержащая диапазон значений, и при этом не соответствовать государственным стандартам.
При этом представителями Уполномоченного органа на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, свидетельствующих, что показатель "производительность" не может являться конкретным.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, Уполномоченного органа установивших ненадлежащую Инструкцию, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с решением Комиссии ФАС России от 30.09.2021 по делу N 28/06/105-776/2021 (далее - Решение) в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлены следующие нарушения:
- пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении противоречивых сведений в отношении порядка предоставления денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе, объединении в один лот поставки товаров, включенных в Перечень и не включенных в него, а также установлении ненадлежащим образом описания объекта закупки;
- пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении ненадлежащей Инструкции, а также установлении ненадлежащим образом требования к составу первой части заявки на участие в Аукционе.
На основании Решения Заказчику, Аукционной комиссии, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки выдано предписание об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в документацию об Аукционе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Поволжская промышленно-торговая группа" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 30.09.2021 по делу N 28/06/105-776/2021, предписание по данному делу не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 30.09.2021 по делу N 28/06/105-776/2021, соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 30 сентября 2021 г. N 28/06/105-796/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.10.2021