рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "СтройТраст" (далее - Заявитель) на действия МУ Копейского городского округа "Управление строительства" (далее - Заказчик), Администрации Копейского городского округа Челябинской области (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, МУ Копейского городского округа "Управление строительства" (далее - Единая комиссия), Уполномоченным органом, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) запроса предложений в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение комплекса мероприятий по строительству объекта: "Благоустройство "Парка Победы", входная группа 1 этап" Челябинская область, город Копейск, пр. Победы" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0369300372021000009) (далее - Запрос предложений), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Единой комиссией, Оператором электронной площадки Запроса предложений.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, ненадлежащим образом установивших порядок оценки заявок участников закупки по показателю: "Опыт участника запроса предложений в электронной форме по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема (далее - Показатель) критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий).
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Запроса предложений Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 20.09.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 130 817 496 рублей;
3) источник финансирования - средства федерального бюджета; КБК - 07307090250790019244;
4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Запрос предложений;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Запросе предложений - 28.09.2021;
6) в соответствии с частью 8 статьи 83.1 Закона о контрактной системе закупка признана несостоявшейся, поскольку по окончанию срока подачи заявок на участие в Запросе предложений не подано ни одной заявки.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в документации о Запросе предложений ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по Показателю Критерия.
В соответствии с пунктом 7 части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе одновременно с размещением извещения о проведении запроса предложений в электронной форме заказчик размещает в единой информационной системе утвержденную заказчиком документацию о проведении такого запроса, которая должна содержать критерии оценки заявок на участие в запросе предложений в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки.
Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
При этом пунктами 27(2) и 27(3) Правил установлен исчерпывающий перечень нестоимостных критериев, используемых для оценки заявок участников закупки в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта капитального строительства.
Согласно документации о Запросе предложений установлен следующий порядок оценки заявок на участие в Запросе предложений:
1) Цена государственного контракта - значимость критерия 60 %;
2) Критерий - значимость критерия 40 %.
В соответствии с документацией о Запросе предложений Критерий содержит Показатель в рамках которого оценивается "опыт участника запроса предложений в электронной форме по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема за период не ранее 3 (трех) лет, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в запросе предложений в электронной форме.
Подтверждающими документами являются копии исполненных договоров (контрактов) на выполнение работ по строительству объектов капитального строительства с приложением актов сдачи-приемки работ, разрешения на ввод в эксплуатацию построенного объекта - в составе заявки на участие в запросе предложений.
Под успешно выполненной работой сопоставимого характера и объема считается работа по выполнению работ по строительству объектов капитального строительства. При этом такие работы должны быть исполнены не ранее, чем за три года до даты подачи заявки на участие в настоящем открытом конкурсе в электронной форме, стоимость каждого ранее исполненного договора (контракта) по выполнению работ должна составлять не менее 80 % начальной (максимальной) цены контракта настоящего открытого конкурса в электронной форме, т.е. не менее 104 653 996, 80 рублей".
Вместе с тем Комиссия приходит к выводу, что требование порядка оценки документации о Запросе предложений по Показателю Критерия, предъявляемое к минимальной стоимости контрактов (договоров), а также о предоставлении контрактов (договоров), заключенных не ранее 3 лет до даты окончания подачи заявок, является ненадлежащим, поскольку не соответствует пункту 27(3) Правил и не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, а также приводит к ограничению количества участников в Запросе предложений, имеющих исполненные контракты (договоры) ранее указанного срока (например, за 5 лет до даты окончания подачи заявок на участие в Запросе предложений) и иной стоимостью.
Кроме того, порядком оценки заявок участников закупки документации о Запросе предложений по Показателю Критерия установлен следующий порядок присвоения баллов: "Участником Закупки не представлены подтверждающие документы - 0 баллов; Представлена копия 1 контракта (договора) - 10 баллов; Представлены копии 2 контрактов (договоров) - 25 баллов".
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком ненадлежащим образом установлен вышеуказанный порядок присвоения баллов, поскольку в порядке оценки документации о Запросе предложений документации отсутствует пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и сведениями, представленными в составе заявки, что не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что наименование Показателя Критерия оценки заявок участников закупки не соответствует требованиям пункта 27(3) Правил.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации о Запросе предложений ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Запросе предложений по Показателю Критерия нарушают пункт 7 части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации (далее - СРО) в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
Частью 12 статьи 55.16 ГрК РФ установлены минимальные размеры взносов в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации.
Пунктом 16 информационной карты документации о Запросе предложений установлено следующее требование к участникам закупки: "участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации (СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Соответствие требованиям подтверждается действующей выпиской из реестра членов саморегулируемой организации по форме утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 4 марта 2019 г. N 86 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации".
Саморегулируемая организация (СРО), в которой состоит участник закупки, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств".
Вместе с тем в соответствии с положениями ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 12 статьи 55.16 ГрК РФ.
При этом на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом в документации о Запросе предложений не установлены требования к компенсационному фонду возмещения вреда в соответствии с требованиями части 12 статьи 55.16 ГрК РФ.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 1 части 1 статьи 31
Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе одновременно с размещением извещения о проведении запроса предложений в электронной форме заказчик размещает в единой информационной системе утвержденную заказчиком документацию о проведении такого запроса, которая должна содержать наименование и описание объекта закупки, условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе, обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующим правилом: документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, при которых предметом контракта является, в том числе, проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 части 8 статьи 33
Закона о контрактной системе.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным Заказчиком, Уполномоченным органом требованиям.
В соответствии с извещением о проведении Запроса предложений, положениями документации о Запросе предложений, объектом закупки является выполнение комплекса мероприятий по строительству объекта: "Благоустройство "Парка Победы", входная группа 1 этап" Челябинская область, город Копейск, пр. Победы".
На заседании Комиссии установлено, что проектная документация размещена не в полном объеме, поскольку в составе документации о Запросе предложений, размещенной в ЕИС, отсутствует раздел 4.2 проектной документации (Конструктивные и объемно-планировочные решения 2 подэтап строительства. Подраздел 1 Фонтан. Подраздел 2 Скамейки бетонные).
Учитывая изложенное, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не разместивших в ЕИС проектную документацию в полном объеме, нарушают пункт 2 части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно пункту 3 части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе одновременно с размещением извещения о проведении запроса предложений в электронной форме заказчик размещает в единой информационной системе утвержденную заказчиком документацию о проведении такого запроса, которая должна содержать требования к содержанию, в том числе составу, форме заявок на участие в запросе предложений в электронной форме и инструкцию по их заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого запроса или доступа к участию в таком запросе.
На заседании Комиссии установлено, что в документации о Запросе предложений отсутствуют, в том числе, требования к участникам закупки, указанные в пункте 1.2 Информационной карты документации о Запросе предложений.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 3 части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства N 570) установлены возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке.
Пунктом 3.1.52 проекта контракта документации о Запросе предложений установлено, что подрядчик обязуется предложить и выполнить самостоятельно, без привлечения других лиц, конкретные виды и объемы работ согласно Приложению N 5 к проекту контракта документации о Запросе предложений, определенные из числа видов и объемов работ, предусмотренных проектной документацией, с указанием их сметной стоимости.
Вместе с тем в документации о Запросе предложений отсутствует перечень возможных видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. В соответствии с частью 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе объем, содержание работ по контрактам, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, определяются проектной документацией объектов капитального строительства,а также иной технической документацией, предусмотренной такими контрактами. При этом выполнение работ по таким контрактам осуществляется в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, являющимся обязательным приложением к таким контрактам.
Пунктом 2.9 приказа Минстроя России от 05.06.2018 N 336/пр "Об утверждении Методики составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ" (далее - Методика) установлено, что в графике выполнения работ дополнительно должны быть отражены даты, не позднее которых должны состоятся следующие события: подписание сторонами акта о соответствии состояния земельного участка (объекта капитального строительства, подлежащего реконструкции) условиям контракта; передача подрядчику копии разрешения на строительство, реконструкцию объекта; копии решения собственника имущества о его сносе (при необходимости); копии разрешения на вырубку зеленых и лесных насаждений; копии технических условий и разрешений на временное присоединение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с проектом организации строительства; передача подрядчику копий документов, подтверждающих согласование производства отдельных работ, если необходимость такого согласования установлена законодательством Российской Федерации; подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями, предусмотренными проектной документацией; подписание акта о соответствии состояния земельного участка условиям контракта при завершении строительства, реконструкции объекта.
На заседании Комиссии установлено, что обязательным приложением к проекту контракта документации о Запросе предложений является "Приложение N 3 - График выполнения строительно-монтажных работ". При этом в графике выполнения строительно-монтажных работ не учтены требования пункта 2.9 Методики, что не позволяет участникам закупки определить порядок выполнения строительно-монтажных работ.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СтройТраст" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, пунктов 2, 3, 7 части 6 статьи 83.1, частей 2, 6 статьи 110.2
Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Единой комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 30.09.2021
N 28/06/105-810/2021 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 30 сентября 2021 г. N 28/06/105-810/2021 (ключевые темы: запрос предложений - участники закупок - проектная документация - объекты капитального строительства - саморегулируемые организации)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.10.2021