Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "АГН - Консалтинг" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии Девятого арбитражного апелляционного суда (далее - Аукционная комиссия) при проведении Девятым арбитражным апелляционным судом (далее - Заказчик), Аукционной комиссией, АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на поставку канцелярских бумажных товаров (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0373100040821000009) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии по результатам рассмотрения вторых частей заявок неправомерно принявшей решение о признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Аукционная комиссия действовала в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Аукционной комиссии 01.10.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 05.10.2021.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 13.09.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 78 798,72 рублей;
4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 43801059090090019244;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 21.09.2021;
6) на участие в Аукционе подано 7 заявок от участников закупки, которые допущены до участия в Аукционе;
7) дата проведения Аукциона - 22.09.2021;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 7 участников закупки;
9) в соответствии с частью 13 статьи 69 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку по результатам рассмотрения вторых частей заявок Аукционной комиссией принято решение о соответствии только одной только одной второй части заявки на участие в нем;
10) победителем Аукциона признано ООО "ОМ ВПК" с минимальным предложением о цене контракта в размере 40 752,20 рубля.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя Аукционной комиссией по результатам рассмотрения вторых частей заявок неправомерно принято решение о признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
Согласно части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 22.09.2021 N 0373100040821000009-3 (далее - Протокол) заявка участника закупки с порядковым номером "87" (Заявитель) признана не соответствующей требованиям документации об Аукционе, в связи с непредставлением в составе заявки на участие в Аукционе информации о нахождении предлагаемого к поставке товара в реестре российской промышленной продукции, а также предоставлением недостоверной информации в отношении страны происхождения товара.
Пунктом 16.1 информационной карты документации об Аукционе установлено, что первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать наименование страны происхождения товара.
На заседании Комиссии установлено, что Заявителем в составе заявки на участие в Аукционе указана следующая страна происхождения предлагаемого к поставке товара - Российская Федерация.
При этом пунктом 13 информационной карты установлены ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с постановлением Правительства от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 617).
Пунктом 1 Постановления N 617 устанавливается, что для целей осуществления закупок отдельных видов промышленных товаров, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза) (далее - заявки), при условии, что на участие в закупке подано не менее 2 заявок, удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, которые одновременно:
а) содержат предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
б) не содержат предложений о поставке одного и того же вида промышленного товара одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении заявок (окончательных предложений) (далее - Перечень).
Пунктом 7 Постановления N 617 установлено, что для целей реализации Постановления N 617 подтверждением страны происхождения отдельных видов промышленных товаров является одно из следующих условий:
а) наличие сведений об отдельных видах промышленных товаров в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации;
б) наличие сертификата о происхождении отдельного вида промышленного товара, выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза (за исключением Российской Федерации) (далее - Сертификат).
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что поскольку Заявителем в составе второй части заявки на участие в Аукционе не представлены сведения о наличии предлагаемого к поставке товара в реестре промышленной продукции либо Сертификата, Заявителем в составе заявки представлена недостоверная информация в отношении страны происхождения, в связи с чем Аукционной комиссией принято решение о признании заявки не соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии установлено, что в составе заявки единственного участника закупки с порядковым номером "136" представлены сведения о наличии предлагаемого к поставке товара в реестре промышленной продукции, в связи с чем положения Постановления N 617 не применяются.
Вместе с тем отсутствие сведений о товарах в реестре промышленной продукции или отсутствие Сертификата не является подтверждением, что товар не произведен в Российской Федерации, в связи с чем признание заявки Заявителя по данному основанию не соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе неправомерно.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что по аналогичному основанию заявки участников закупки с порядковыми номерами "129", "207", "74", "120", "25" признаны не соответствующими требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Аукционной комиссии неправомерно принявшей решение о не соответствии заявки Заявителя, а также заявок участников закупки с порядковыми номерами "129", "207", "74", "120", "25" требованиям документации об Аукционе, нарушают часть 7 статьи 69 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг должна содержать наименование страны происхождения товара, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Каталог), а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Правил каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
Согласно пункту 4 Правил заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию каталога.
В соответствии с пунктом 5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Пунктом 6 Правил установлено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно сведениям ЕИС объектом закупки является поставка канцелярских бумажных товаров.
Пунктом 5 технического задания документации об Аукционе установлены следующие требования к товару "Бумага для флипчартов": "Количество блоков в упаковке - 5", "количество листов в блоке - ? 20 и < 25", "Универсальная разметка для крепежных отверстий - да", "вид линовки - клетка", "масса бумаги площадью 1м2, г. - ? 80 и < 85", "Длина, мм - ? 970 и < 1000", "ширина, мм ? 675 и < 700".
На заседании Комиссии установлено, что в ЕИС размещена следующая позиция Каталога:
- 17.12.14.121-00000002 "Бумага для флипчарта", дата начала обязательного применения позиции - 15.06.2021.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, извещение о проведении Аукциона размещено 13.09.2021.
Вместе с тем техническое задание документации об Аукционе содержит характеристики, не предусмотренные соответствующей позицией каталога, при этом обоснование применения характеристик, не предусмотренных позициями Каталога, отсутствует в документации об Аукционе.
На основании изложенного, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Согласно документации об Аукционе и сведениям, размещенным в ЕИС, объектом закупки является поставка канцелярских бумажных товаров, а именно:
- 17.23.13.199 - "Принадлежности канцелярские прочие из бумаги или картона, не включенные в другие группировки";
- 17.23.13.199-00000008 - "Обложка для переплета картонная";
- 17.23.13.199-00000003 - "Блоки для записей";
- 17.23.13.191-00000002 - "Блокнот".
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что техническим заданием документации об Аукционе предусмотрена поставка товара "Бумага для флипчарта" соответствующего коду ОКПД 17.12.14.121 "Бумага писчая и тетрадная", который не входит в Перечень, установленный Постановлением N 617.
При этом согласно пункту 5 Постановления Правительства N 617 предметом одного контракта (одного лота) не могут быть промышленные товары, включенные в Перечень, и промышленные товары, не включенные в него.
Таким образом, Заказчиком неправомерно объединена в один лот поставка товаров, включенных в Перечень и не включенных в него.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АГН - Консалтинг" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 5 октября 2021 г. N 28/06/105-829/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.10.2021