Резолютивная часть решения оглашена 04.10.2021.
Решение в полном объеме изготовлено 07.10.2021.
На основании ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", приказа Липецкого УФАС России от 10.09.2021 N 564 (в редакции приказа N 587 от 23.09.2021) Комиссией Липецкого УФАС России,
проведена проверка в отношении муниципального казенного учреждения "Управление строительства города Липецка" (далее - заказчик) на предмет соблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при осуществлении закупки на выполнение работ по организации строительства, строительно-монтажных и пусконаладочных работ на объекте "Реконструкция проспекта Победы с благоустройством прилегающей территории от пл. Победы до монумента "Танк" в г. Липецке" (реестровый номер 0346300111319000005) (далее - электронный аукцион).
Проверка начата 10.09.2021, окончена 04.10.2021.
Место проведения проверки: г. Липецк, пл. Плеханова, д.1.
Проверкой установлено, что на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru (далее-ЕИС) заказчиком размещены документация об электронном аукционе и извещение о его проведении.
Начальная (максимальная) цена контракта - 952 711 579,00 рублей.
Дата и время начала срока подачи заявок - 26.02.2019 в 10:00 час.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 08.04.2019 в 09:00 час.
Дата проведения аукциона - 15.04.2019.
Статьей 65 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику. В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть. Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 63 настоящего Федерального закона, не менее чем семь дней.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, заказчиком неоднократно вносились изменения в документацию об электронном аукционе.
Все изменения вносились заказчиком по собственной инициативе, а не с запросами участников.
1. Первые изменения в документацию размещены в ЕИС 26.02.2019, через несколько часов после размещения закупки.
Так, заказчик изменил проект муниципального контракта и его приложения.
Данные изменения не являются существенными и не связаны с заполнением участниками своих заявок.
Изменение объекта закупки при этом не допущено.
Срок для внесения изменений соблюден.
Данные изменения привели к изменению срока окончания подачи заявок и соответствуют требованиям ст. 65 Закона о контрактной системе.
2. Вторые изменения в документацию размещены в ЕИС 12.03.2019.
Так, заказчик изменил пункт 3 раздела 1 документации, конкретизировав, что требования к техническим характеристикам материалов, которые используются при выполнении работ указаны в разделе 3.
Данные изменения не являются существенными и не связаны с заполнением участниками своих заявок.
Срок для внесения изменений соблюден.
Изменения привели к изменению срока окончания подачи заявок и соответствуют требованиям ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Третьи изменения в документацию размещены в ЕИС 21.03.2019.
Заказчиком изменены:
- пункты 4.20 - 4.22, 4.36 проекта контракта,
- приложение N2 к проекту муниципального контракта "График выполнения и оплаты строительно-монтажных работ и пусконаладочных работ",
- требования к техническим характеристикам материалов, которые используются при выполнении работ, установленные в разделе N3 "Техническая часть",
- инструкция по заполнению заявки.
Так, требования к техническим характеристикам материалов, которые используются при выполнении работ, изложены заказчиком в новой редакции. При этом вместо 19 позиций товаров, заказчик установил требования к 41 товару, то есть заказчик увеличил перечень товаров, используемых при выполнении работ.
Измененная инструкция по заполнению заявки содержит правила описания товаров при заполнении первой части заявки.
Данные изменения являются существенными и связаны с заполнением участниками своих заявок.
Изменения внесены заказчиком в срок, предусмотренный Законом о контрактной системе. Заказчиком продлен срок подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, позволяющий подготовить заявку на участие в электронном аукционе в сроки, предусмотренные законом.
Срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе - 08.04.2019.
Кроме того, заказчик в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе разместил в единой информационной системе файл с указанными изменениями, позволяющими определить, какие именно изменения были внесены заказчиком в аукционную документацию.
Необоснованных отказов в допуске к участию в электронном аукционе участникам не усмотрено.
Корректировка заказчиком требований к используемым при выполнении работ товарам, в том числе увеличение таких товаров, является правом заказчика и не свидетельствует о нарушении им требований ст. 65 Закона о контрактной системе.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, заказчику поступило 4 запроса участников о разъяснении положений документации об электронном аукционе:
1. Первые разъяснения положений документации об электронном аукционе размещены в ЕИС 07.03.2019 в 11:27 час.
Во исполнение требований ст. 65 Закона о контрактной системе, в указанных разъяснениях заказчиком приведен текст запроса участника, суть которого о пояснении неточностей аукционной документации - участник указал на наличие противоречий в отдельных стоимостях работ в приложениях к проекту контракта N 1 "Ведомость цены контракта" и N2 "График выполнения и оплаты строительно-монтажных работ и пусконаладочных работ на объекте".
Данный запрос участника не требовал разъяснения положений документации относительно заполнения заявки.
Заказчиком даны ответы на все поставленные участником вопросы с указанием соответствующих положений документации об электронном аукционе.
2. Вторые разъяснения положений документации об электронном аукционе размещены в ЕИС 07.03.2019 в 11:28 час.
Во исполнение требований ст. 65 Закона о контрактной системе, в указанных разъяснениях заказчиком приведен текст запроса участника, суть которого о разъяснении порядка определения улучшенных характеристик товаров, используемых при выполнении работ:
"В пункте 16 информационной карты указано, что по согласованию заказчика с поставщиком допускается поставка товара, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которого являются улучшенными по сравнению с таким качеством и такими характеристиками товара, указанными в контракте. В законодательстве отсутствует понимание улучшенные характеристики. Чем будет руководствоваться Заказчик при определении улучшенных характеристик здравым смыслом или иным нормативным документом. К примеру, направляющий профиль который Подрядчику необходимо использовать при выполнении работ по предмету контракта согласно проектно-сметной документации должен быть изготовлен из жести, подрядчиком будет предложен стальной профиль. Сталь прочнее и долговечнее жести, следовательно лучше. Заказчик согласует применение стального направляющего профиля?".
Данный запрос участника не требовал разъяснения положений документации относительно заполнения заявки, а связан с разъяснениями порядка исполнения контракта.
Заказчиком даны ответы на все поставленные участником вопросы и при этом указаны подлежащие применению нормативные акты.
Вместе с тем, необходимо отметить, что условие, содержащее в п. 16 информационной карты, о разъяснении которого просил участник, установлено заказчиком на основании ч. 7 ст. 95 Закона о контрактной системе.
3. Третьи разъяснения положений документации об электронном аукционе размещены в ЕИС 07.03.2019 в 11:29 час.
Во исполнение требований ст. 65 Закона о контрактной системе, в указанных разъяснениях заказчиком приведен текст запроса участника, суть которых о разъяснении порядка заполнения заявки на участие в электронном аукционе.
Так, участник просил заказчика внести изменения в документацию путем включения в информационную карту сведений о том, что в каком пункте аукционной документации присутствуют требования установленные Заказчиком к товарам, которые необходимо участникам включать в первую часть заявки.
Заказчик в своих разъяснениях указал, что требования к техническим характеристикам материалов, которые используются при выполнении работ находятся в разделе 3 "Техническая часть". Необходимости вносить изменения в аукционную документацию нет.
При этом установлено, что в документации об электронном аукционе имеется раздел 3 "Техническая часть", который в табличной форме содержит требования к техническим характеристикам материалов, которые используются при выполнении работ, в виде максимальных и (или) минимальных значениях показателей, а также значений показателей, которые не могут изменяться.
Также участником задан вопрос о разъяснении правил предоставления выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства - если снижение будет очень большим и цена контракта будет снижена до 3 000 000 рублей, членство СРО не требуется?
Заказчик дал ответ на заданный вопрос в соответствии с требованиями градостроительного законодательства.
Заказчиком даны ответы на все поставленные участником вопросы.
4. Четвертые разъяснения положений документации об электронном аукционе размещены в ЕИС 27.03.2019 в 10:18 час.
Во исполнение требований ст. 65 Закона о контрактной системе, в указанных разъяснениях заказчиком приведен текст запроса участника, суть которых о несогласии с рядом установленных заказчиком требований к материалам, используемым при выполнении работ.
Данный запрос касается порядка заполнения первой части заявки на участие в электронном аукционе.
В своих разъяснениях положений документации заказчик ответил на все замечания участника и при этом сослался на установление ряда характеристик в соответствии с требованиями ГОСТов.
Предоставленные разъяснения не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
При этом по запрошенным к разъяснениям характеристикам товаров ни одному участнику не было отказано в допуске к участию в электронном аукционе.
5. Пятые разъяснения положений документации об электронном аукционе размещены в ЕИС 05.04.2019 в 14:34 час.
Во исполнение требований ст. 65 Закона о контрактной системе, в указанных разъяснениях заказчиком приведен текст запроса участника, суть которых о несогласии с размещенными заказчиком разъяснениями 27.03.2019 10:18 по ранее направленному этим участником запросу, а также об отсутствии в документации конкретного ГОСТа по каждому материалу, используемому при выполнении работ.
Заказчик повторно разъяснил установленные им требования к запрошенным участником материалам с указанием конкретных ГОСТов в случае их наличия.
Установлено, что утверждение участника о том, что в документации отсутствует указание на то, какой материал какому ГОСТ должен соответствовать, не соответствует действительности.
Так, в актуальной редакции документации об электронном аукционе, по которой требовались разъяснения, - в разделе 3 "техническая часть" в таблице "Требования к техническим характеристикам материалов, которые используются при выполнении работ" имеется столбец "Нормативная документация", содержащий ГОСТы в отношении описываемых товаров.
Предоставленные разъяснения не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
При этом по запрошенным к разъяснениям характеристикам товаров ни одному участнику не было отказано в допуске к участию в электронном аукционе.
В Липецкое УФАС России на действия заказчика при проведении рассматриваемого электронного аукциона поступили следующие жалобы участников:
13.03.2019 поступила жалоба ООО "МОНОЛИТСТРОЙМОНТАЖ" на положения документации об электронном аукционе. В жалобе заявитель указывал, что заказчиком при проведении электронного аукциона допущены нарушения требований Закона о контрактной системе, а именно:
1) в плане-графике и извещении о проведении электронного аукциона отсутствуют дополнительные требования к участникам;
2) допущено нарушение требований Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных";
3) в проекте контракта, являющимся приложением к документации об электронном аукционе, нет информации о проведении экспертизы;
4) в проекте контракта, являющимся приложением к документации об электронном аукционе, установлен ненадлежащий состав графика выполнения строительно-монтажных работ, а также отсутствует график оплаты выполненных работ по контракту.
Указанная жалоба 19.03.2019 рассмотрена Комиссией Липецкого УФАС России. По результатам рассмотрения жалобы принято решение N 048/06/105-117/2019, согласно которому жалоба признана необоснованной.
Вместе с тем, в соответствии с требованиями ст. 99 Закона о контрактной системе при рассмотрении жалобы Комиссией проведена внеплановая проверка и было установлено, что в проекте муниципального контракта не содержится условия о проведении заказчиком экспертизы выполненной работы, что является нарушением п.1 ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе.
Кроме того, Комиссией было установлено, что в графике выполнения и оплаты строительно-монтажных работ и пусконаладочных работ на объекте: "Реконструкция проспекта Победы с благоустройством прилегающей территории от пл. Победы до монумента "Танк" в г. Липецке" отсутствует графа "сроки оплаты за выполненный этап выполнения контракта и (или) комплекс работ и (или) вид работ и (или) часть работ отдельного вида работ", а также в указанном приложении не содержится условий, указанных в п.3.9 Методики составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 5 июня 2018 г. N 336/пр (пункты 3.2.6, 3.9 Методики).
Вместе с тем, данные нарушения Закона о контрактной системе возможно было устранить при направлении проекта контракта победителю электронного аукциона, о чем было выдано соответствующее предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
05.04.2019 поступила жалоба ООО "ЛИТЭК" на положения документации об электронном аукционе. В жалобе заявитель указал, что заказчиком допущены нарушения требований Закона о контрактной системе, поскольку разместил в ЕИС изменения в аукционную документацию и документацию, содержание которой изложено без учета данных изменений, что вводит в заблуждение участников закупки. Кроме того, заявитель указал, что техническая часть аукционной документации содержит ссылки на недействующие ГОСТы. Также, по позициям 16 "Грунтовка", 30 "Камни бортовые" технического задания аукционной документации заказчиком ненадлежащим образом установлены требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам данных товаров.
В соответствии с требованиями ст. 105 Закона о контрактной системе Статьей 105 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник закупки имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Заявитель, надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения жалобы, на рассмотрение жалобы не явился, своих представителей не направил.
ООО "ЛИТЭК" неоднократно обжаловало исключительно положения документаций разных заказчиков, не обеспечивая явку представителей. Вместе с тем, исходя из сведений ЕИС, его участие в закупках не установлено.
В составе жалобы, а также на заседание Комиссии Липецкого УФАС России заявителем не представлено доказательств, подтверждающих факты совершения действий (бездействий) заказчика, которые нарушают его права и законные интересы.
Следовательно подача данным участником жалобы не направлена на защиту его прав и интересов как участника закупки.
Указанная жалоба 12.04.2019 рассмотрена Комиссией Липецкого УФАС России. По результатам рассмотрения жалобы принято решение N 048/06/105-183/2019, согласно которому жалоба признана необоснованной.
При проведении внеплановой проверки Комиссией установлено нарушение требования п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, поскольку заказчиком в техническом задании аукционной документации по позиции 1 "Песок" в значение показателя "Модуль крупности песка должен быть до 2,5", использовано не в соответствии с требованиями ГОСТа. Кроме того, указание данной характеристики с таким значением "Модуль крупности песка" в совокупности с положениями инструкции по заполнению заявки, не позволяет участникам закупки указать в своей заявке значение показателя модуля крупности песка, соответствующее требованиям, установленным аукционной документацией, и, одновременно, ГОСТу.
Комиссией Липецкого УФАС выдано предписание аукционной комиссии при рассмотрении первых частей заявок, поступивших на участие в электронном аукционе, не учитывать показатель и значение- "Модуль крупности песка должен быть до 2,5" по позиции N5 "Песок" требований к техническим характеристикам материалов, которые используются при выполнении работ, установленных в разделе 3 "Техническая часть" аукционной документации.
В соответствии с данным предписанием также заказчику надлежало при направлении проекта муниципального контракта победителю электронного аукциона, по позиции N5 "Песок" требований к техническим характеристикам материалов, которые используются при выполнении работ (приложение N4 к муниципальному контракту), не включать показатель "Модуль крупности песка".
05.04.2019 поступила жалоба ООО "Стройотдел" на действия заказчика. В жалобе заявитель указал на то, что он направлял заказчику запросы о разъяснении положений аукционной документации, на которые заказчик не предоставил разъяснения по существу запросов, а также не внес изменения в аукционную документацию.
Указанная жалобы была назначена к рассмотрению на 12.04.2019.
Вместе с тем, 10.04.2019, жалоба ООО "Стройотдел" была отозвана заявителем до ее рассмотрения по существу.
При проведении проверки установлено, что ООО "Стройотдел" подавало заявку на участие в электронном аукционе - идентификационный номер заявки 189.
Данному участнику отказано в допуске к участию в электронном аукционе по причине: предоставление не достоверной информации: пункт 15 "Бетон тяжелый" - в заявке указано, что бетонные смеси изготовлены без добавок и указана марка бетона F1 200, что противоречит ГОСТ 26633-2015 Бетоны тяжелые и мелкозернистые, в пункте 4.4.3 указано - Бетонные смеси для бетонов марки по морозостойкости F1 200 (F2 100) и выше следует изготовлять с применением воздухововлекающих (газообразующих) добавок - информация не достоверна пункт 36 "Травосмесь" - в заявке сумма долей содержания семян и примесей 100,05% - информация не достоверна, сумма долей должна быть 100%.
Вместе с тем, позиции 15 и 36 технических характеристик ООО "Стройотдел" не обжаловались, в размещенных запросах о разъяснении положений аукционной документации отсутствовали данные позиции.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие от 12.04.2019 до участия в электронном аукционе допущены участники, подавшие заявку с идентификационным номером 12 (ООО "ДОРОЖНИК"), заявку с идентификационным номером 119 (ООО ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ "РУСЛАН-1").
Отказано в допуске к участию в электронном аукционе следующим участникам:
- идентификационный номер заявки 122 (ООО "РУС-СТРОЙ") по причине: конкретные показатели указанные в заявке не соответствуют требованиям раздела 3 "техническая часть" документации: пункт 4 "Щебень из природного камня" - в заявке указана марка по морозостойкости F250, что не соответствует ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ, где марка по морозостойкости может быть F 15, F 25, F 50, F 100, F 150, F 200 и F 300.);
- идентификационный номер заявки 189 (ООО "Стройотдел") по причине: предоставление не достоверной информации: пункт 15 "Бетон тяжелый" - в заявке указано, что бетонные смеси изготовлены без добавок и указана марка бетона F1 200, что противоречит ГОСТ 26633-2015 Бетоны тяжелые и мелкозернистые, в пункте 4.4.3 указано - Бетонные смеси для бетонов марки по морозостойкости F1 200 (F2 100) и выше следует изготовлять с применением воздухововлекающих (газообразующих) добавок - информация не достоверна пункт 36 "Травосмесь" - в заявке сумма долей содержания семян и примесей 100,05% - информация не достоверна, сумма долей должна быть 100%.
Нарушений при допуске и отказе в допуске к участию в электронном аукционе не усмотрено.
Необходимо отметить, что обжалуемые участниками положения документации, а именно установленные заказчиком требования к используемым при выполнении работ товарам, не являлись основаниями для отказа участникам в допуске к участию в электронном аукционе.
15.04.2019 оператором электронной площадки проведен электронный аукцион.
18.04.2019 аукционной комиссией заказчика принят протокол подведения итогов электронного аукциона.
Аукционной комиссией рассматривались вторые части заявок участников - ООО "ДОРОЖНИК" и ООО ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ "РУСЛАН-1".
Заявки данных участников признаны соответствующими требованиям документации.
10.06.2021 Комиссией Липецкого УФАС России принято решение N048/06/99-785/2021, согласно которому в действиях аукционной комиссии установлены нарушения ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе.
Так, данным решением установлено, что ООО "ДОРОЖНИК" не представил документы, подтверждающие его опыт по дополнительным требованиям.
ООО "ДОРОЖНИК в подтверждение своего соответствия дополнительному требованию во второй части заявки представил копии:
- договора субподряда N 2104 от 21.04.2017 на выполнение подрядных работ по строительству и реконструкции автомобильной дороги (наименование объекта реконструкции "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-6 "Каспий - из Москвы (от Каширы) через Тамбов, Волгоград до Астрахани. Реконструкция автомобильной дороги Р-22 "Каспий" автомобильная дорога М-4 "Дон"-Тамбов-Волгоград-Астрахань на км 423+000-км 431+000, Тамбовская область"), заключенного между ООО "ДОРОЖНИК" и АО "ЕВРОДОРСТРОЙ", на сумму 214 005 736, 00 рублей,
-актов по форме NКС-2 приемки выполненных работ и справок по форме NКС-3 о стоимости выполненных работ,
- разрешений на ввод объекта в эксплуатацию, выданных ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва-Волгоград Федерального дорожного агентства".
Согласно копии представленного договора и копиям актов о приемке выполненных работ ООО "ДОРОЖНИК" по условиям договора при его исполнении являлось субподрядчиком, а АО "ЕВРОДОРСТРОЙ" подрядчиком.
Исходя из анализа закупок, размещенных в единой информационной системе в сфере закупок, а также сведений договора субподряда N 2104 от 21.04.2017, установлено, что строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-6 "Каспий" - из Москвы (от Каширы) через Тамбов, Волгоград до Астрахани. Реконструкция автомобильной дороги Р-22 "Каспий" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань на км 423+000 - км 431+ 000, Тамбовская область - являлось предметом открытого аукциона в электронной форме с реестровым номером 0364100001813000100 (начальная (максимальная цена контракта 2 606 256 260,00 руб.) (заказчик - ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва-Волгоград Федерального дорожного агентства"). По итогам закупки контракт заключен между заказчиком - ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва-Волгоград Федерального дорожного агентства" и АО "ЕВРОДОРСТРОЙ".
Договор, представленный ООО "ДОРОЖНИК" в качестве подтверждения опыта по дополнительным требованиям, заключен 31.01.2014 в рамках исполнения обязательств по контракту с реестровым номером 0364100001814000021 (реестровый номер закупки 0364100001813000100) между ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва-Волгоград Федерального дорожного агентства" и АО "ЕВРОДОРСТРОЙ" на строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-6 "Каспий" - из Москвы (от Каширы) через Тамбов, Волгоград до Астрахани. Реконструкция автомобильной дороги Р-22 "Каспий" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань на км 423+000 - км 431+ 000, Тамбовская область на сумму 2 546 169 306,00 руб.
Кроме того, в составе второй части заявки участника ООО "ДОРОЖНИК" содержатся копии актов приемочной комиссии ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва-Волгоград Федерального дорожного агентства" о готовности к приемке в эксплуатацию выполненных строительством (возведением), реконструкцией автомобильной дороги и дорожных сооружений, в которых установлено, что строительство (реконструкция) осуществлены подрядчиком АО "ЕВРОДОРСТРОЙ" выполнившими собственными силами подготовительные работы, земляные работы, малые искусственные сооружения, дорожную одежду, пересечения и примыкания, обустройство и обстановку дороги и силами субподрядных организаций, в числе которых, ООО "ДОРОЖНИК".
Стоит отметить, что представленный во второй части заявки с идентификационным номером 12 договор субподряда заключен с подрядчиком АО "ЕВРОДОРСТРОЙ" 21.04.2017. При этом, контракт с реестровым номером 0364100001814000021 действует с 31.01.2014. Согласно календарному графику производства работ по контракту с реестровым номером 0364100001814000021 в 2017 году должны быть выполнены работы на общую сумму 963 540 487, 70 руб. В то время, как представленный в заявке ООО "ДОРОЖНИК" договор субподряда заключен на сумму 214 005 736, 00 рублей.
В связи с чем, поскольку в составе представленных во второй части участника закупки с идентификационным номером заявки 12 документов отсутствует указания на то, какие именно виды работ были выполнены ООО "ДОРОЖНИК" в рамках представленного договора и на каких именно участках автомобильной дороги, не представляется возможным оценить договор субподряда N 2104 от 21.04.2017 как подтверждающий опыт участника закупки.
Согласно абзацу 11 пункта 2 письма ФАС России от 19.06.2019 N МЕ/51304/19 "О рассмотрении обращения": "На основании изложенного, по мнению ФАС России, при осуществлении закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства контрактом (договором), подтверждающим соответствие участника закупки дополнительному требованию, предусмотренному пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению N 99, может являться исключительно контракт (договор) на выполнение соответствующих работ, а именно по строительству, или реконструкции, или капитальному ремонту, или сносу объектов капитального строительства, где стороной выступает участник закупки (генеральный подряд)".
Данная позиция подтверждается судебной практикой (постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.10.2017 NФ05-15295/2017 по делу N А40-7626/17, определение Верховного суда Российской Федерации от 05.12.2018 N 305-КГ18-19792 по делу N А40-223872/2017).
Таким образом, договор субподряда на выполнение отдельных видов строительных работ, представленный участником закупки, не может являться подтверждением наличия опыта в целях применения Постановления Правительства N 99.
Исходя из изложенного, представленный ООО "ДОРОЖНИК" договор является договором субподряда, и не может считаться надлежащим подтверждением опыта участника.
Согласно абзацу 11 пункта 2 письма ФАС России от 19.06.2019 N МЕ/51304/19 "О рассмотрении обращения": "На основании изложенного, по мнению ФАС России, при осуществлении закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства контрактом (договором), подтверждающим соответствие участника закупки дополнительному требованию, предусмотренному пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению N 99, может являться исключительно контракт (договор) на выполнение соответствующих работ, а именно по строительству, или реконструкции, или капитальному ремонту, или сносу объектов капитального строительства, где стороной выступает участник закупки (генеральный подряд)".
Данная позиция подтверждается судебной практикой (постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.10.2017 NФ05-15295/2017 по делу N А40-7626/17, определение Верховного суда Российской Федерации от 05.12.2018 N 305-КГ18-19792 по делу N А40-223872/2017).
Таким образом, договор субподряда на выполнение отдельных видов строительных работ, представленный участником закупки, не может являться подтверждением наличия опыта в целях применения Постановления Правительства N 99.
Исходя из изложенного, представленный ООО "ДОРОЖНИК" договор является договором субподряда, и не может считаться надлежащим подтверждением опыта участника.
Иных нарушений порядка рассмотрения заявок участников не усмотрено.
Относительно вопросов о наличии нарушений Закона о защите конкуренции, Комиссия Липецкого УФАС России полагает необходимым отметить следующее.
Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе, с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Таким образом, организационные и правовые основы защиты конкуренции регулируются названным выше Законом.
В случае поступления в антимонопольный орган заявлений и материалов, свидетельствующих о признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях каких-либо субъектов, антимонопольный орган может признать нарушения обозначенного законодательства исключительно на основании решения, принятого комиссией по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Порядок рассмотрения заявлений, поданных в антимонопольный орган о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, а также порядок возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства установлен главой 9 Закона о защите конкуренции.
Следовательно, в рамках проведения настоящей внеплановой проверки Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области, осуществляющая свои полномочия в рамках норм Закона о контрактной системе, не вправе давать оценку указанным действиям заказчика на предмет наличия нарушений Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь ст. 99 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. По итогам проведенной внеплановой проверки нарушений в действиях муниципального казенного учреждения "Управление строительства города Липецка" при осуществлении закупки на выполнение работ по организации строительства, строительно-монтажных и пусконаладочных работ на объекте "Реконструкция проспекта Победы с благоустройством прилегающей территории от пл. Победы до монумента "Танк" в г. Липецке" (реестровый номер 0346300111319000005) не установлено.
2. Результаты проведенной внеплановой проверки в отношении муниципального казенного учреждения "Управление строительства города Липецка" при осуществлении закупки на выполнение работ по организации строительства, строительно-монтажных и пусконаладочных работ на объекте "Реконструкция проспекта Победы с благоустройством прилегающей территории от пл. Победы до монумента "Танк" в г. Липецке" (реестровый номер 0346300111319000005), устанавливающие нарушения ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе, отражены в решении Комиссии Липецкого УФАС России от 10.06.2021 N N048/06/99-785/2021.
3. В рамках проведения внеплановой проверки вопросы о нарушении заказчиком требований Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссией Липецкого УФАС России не рассматривались.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 4 октября 2021 г. N 048/06/99-1308/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.10.2021