Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе: Горячевой Н.В. - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии; Парнищевой М.М. - начальника отдела контроля закупок; Стрелковой Е.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок; Левченко И.И. - специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
в присутствии представителей от заказчика - Вацковской С.В., действующей по доверенности от 30.09.2021 N 23, Сухаревой И.С., действующей по доверенности от 04.03.2021 N 6, Щёкиной В.В., действующей на основании прав по должности ректора
(лицам, присутствующим на заседании комиссии, разъяснены права, порядок рассмотрения дела, сообщено о ведении аудио- и видеозаписи заседания Комиссии Амурского УФАС России),
в отсутствие представителей заявителей жалоб, лица уведомлены о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом,
в связи с угрозой распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также в целях обеспечения соблюдения положений Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 января 2020 г. N 2 "О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV", от 2 марта 2020 г. N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" заседание Комиссии Амурского УФАС России осуществлено в дистанционном режиме, без очного участия представителей заинтересованных сторон, посредством плагина "TrueConf" в режиме видеоконференцсвязи,
рассмотрела поступившие в Амурское УФАС России жалобы общества с ограниченной ответственностью "МОНОЛИТ", индивидуального предпринимателя Меньшикова Р.А. на действия государственного заказчика - Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Благовещенский государственный педагогический университет" (далее - ФГБОУ ВО "БГПУ") при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту помещений (336, санузел 3 этаж, коридор 3 этаж, лестничная клетка, холл 1 этаж) центрального корпуса для создания межфакультетского технопарка универсальных педагогических компетенций на базе образовательной организации ФГБОУ ВО "БГПУ", объявленной извещением от 17.09.2021 N 0323100014221000013 на электронной площадке РТС-тендер http://www.rts-tender.ru, выразившиеся, по мнению заявителей, в нарушении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Федеральный закон).
Из жалоб заявителей следует, что аукционная документация не соответствует требованиям законодательства.
Представители заказчика поддержали доводы, изложенные в письменных пояснениях, просят признать жалобы необоснованными.
Комиссия Амурского УФАС России, рассмотрев жалобы, исследовав материалы дела, проведя в соответствии с частями 3, 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
17.09.2021 государственным заказчиком - ФГБОУ ВО "БГПУ" на электронной площадке ООО "РТС-тендер" www.rts-tender.ru опубликовано извещение N 0323100014221000013 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту помещений (336, санузел 3 этаж, коридор 3 этаж, лестничная клетка, холл 1 этаж) центрального корпуса для создания межфакультетского технопарка универсальных педагогических компетенций на базе образовательной организации ФГБОУ ВО "БГПУ".
Соответствующая информация размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 10 376 654,00 рублей.
Дата и время начала подачи заявок - 17.09.2021 с 12:35, дата и время окончания подачи заявок - 27.09.2021 в 10:00, дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе - 29.09.2021, дата проведения аукциона в электронной форме - 30.09.2021.
Комиссия Амурского УФАС России, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает к участникам закупки соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
В соответствии с пунктом 4.1 части 4 Приказа Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312 "Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" (далее - Приказ N 312) текущий ремонт должен проводиться с периодичностью, обеспечивающей эффективную эксплуатацию здания или объекта с момента завершения его строительства (капитального ремонта) до момента постановки на очередной капитальный ремонт (реконструкцию). При этом должны учитываться природно-климатические условия, конструктивные решения, техническое состояние и режим эксплуатации здания или объекта. Продолжительность их эффективной эксплуатации до проведения очередного текущего ремонта приведена в рекомендуемом прил. 3, а состав основных работ по текущему ремонту - в рекомендуемом прил. 7.
В приложении N 7 Приказа N 312 установлен перечень основных работ по текущему ремонту зданий и объектов согласно которому в центральное отопление входит:
1. Смена отдельных участков трубопроводов, секций отопительных приборов, запорной и регулирующей арматуры.
2. Установка (при необходимости) воздушных кранов.
3. Утепление труб, приборов, расширительных баков, вантузов.
4. Перекладка обмуровки котлов, дутьевых каналов, боровов дымовых труб (в котельной).
5. Смена отдельных секций у чугунных котлов, арматуры, контрольно-измерительных приборов, колосников.
6. Замена отдельных электромоторов или насосов малой мощности.
7. Восстановление разрушенной тепловой изоляции.
8. Гидравлическое испытание и промывка системы.
9. Промывка отопительных приборов (по стояку) и в целом систем отопления.
10. Регулировка и наладка систем отопления.
В пункте 2 информационной карты аукционной документации установлено, что объектом закупки является выполнение работ по текущему ремонту помещений (336, санузел 3 этаж, коридор 3 этаж, лестничная клетка, холл 1 этаж) центрального корпуса для создания межфакультетского технопарка универсальных педагогических компетенций на базе образовательной организации ФГБОУ ВО "БГПУ".
Из предоставленных заказчиком документов и сведений следует, что проводимые работы, предусмотренные техническим заданием аукционной документации, не относятся к капитальному ремонту, так как не меняются характеристики сетей инженерно-технического обеспечения.
Таким образом, заказчик правомерно не установил к участникам закупки требование о наличии членства в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Пунктом 1(1) Приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99) определено, что в случае закупки на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, при которых не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия, к участникам закупки устанавливаются дополнительные требования о наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия, либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, при которых не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия.
В пункте 6 информационной карты аукционной документации установлены аналогичные требования к участникам закупки.
Вместе с тем, требование к участникам закупки по Постановлению N 99 в извещении отсутствует, что является нарушением части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 11.3 части 11 проекта контракта аукционной документации установлено, что банковская гарантия, предоставленная в качестве обеспечения исполнения Контракта, должна соответствовать требованиям ст. 45, ч. 3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 8 ноября 2013 г. N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия Контракта не менее чем на один месяц.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.
Таким образом, положения пункта 11.3 части 11 проекта договора аукционной документации нарушают требования части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, поскольку заказчик установил срок действия банковской гарантии, предоставляемой участником закупки, превышающий срок действия договора, в то время как в силу действующего законодательства срок действия банковской гарантии устанавливается исходя из срока исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 7 статьи 83.2 Закона о контрактной системе установлено, что в течение трех рабочих дней с даты размещения на электронной площадке проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры, и предоставления таким победителем соответствующего требованиям извещения о проведении закупки, документации о закупке обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика.
В соответствии с частью 8 статьи 83.2 Закона о контрактной системе с момента размещения в единой информационной системе предусмотренного частью 7 настоящей статьи и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным.
Пунктом 15.2 части 15 проекта контракта аукционной документации установлено, что контракт считается заключенным с момента размещения в единой информационной системе в сфере закупок Контракта, подписанного Заказчиком усиленной электронной подписью, в соответствии со статьей 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Таким образом, доводы ООО "МОНОЛИТ" о неверном указании в аукционной документации порядка заключения контракта по результатам электронной процедуры не находит своего подтверждения.
В рамках проведенной внеплановой проверки закупочной процедуры Комиссией Амурского УФАС России установлено следующее.
Частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 2 статьи 67 Закона о контрактной системе срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать три рабочих дня с даты окончания срока подачи указанных заявок, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 63 настоящего Федерального закона, при котором такой срок не может превышать один рабочий день с даты окончания срока подачи указанных заявок.
В соответствии с частью 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок.
Частью 7 статьи 67 Закона о контрактной системе определено, что указанный в части 6 настоящей статьи протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
В нарушение части 2 статьи 67 Закона о контрактной системе первые части заявок, поступивших на участие в рассматриваемой закупке, аукционной комиссией заказчика не рассмотрены в установленный срок, соответственно, в единой информационной системе не размещен протокол рассмотрения первых частей заявок, что повлекло невозможность дальнейшего проведения электронной процедуры торгов.
Рассмотрев жалобы ООО "МОНОЛИТ", индивидуального предпринимателя Меньшикова Р.А., руководствуясь пунктом 1 части 3, части 15 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Амурского УФАС России приняла
Р Е Ш Е Н И Е:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "МОНОЛИТ" обоснованной в части.
2. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Меньшикова Р.А. необоснованной.
3. Признать в действиях государственного заказчика - Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Благовещенский государственный педагогический университет" нарушение части 5 статьи 31, части 3 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Признать в действиях аукционной комиссии государственного заказчика - Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Благовещенский государственный педагогический университет" нарушение требований части 2 статьи 67 Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении срока рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе.
5. Выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
6. Передать материалы дела должностному лицу Амурского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждения административного производства.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Амурской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: Н.В. Горячева
Члены Комиссии: М.М. Парнищева
Е.В. Стрелкова
И.И. Левченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 1 октября 2021 г. N 028/06/105-604/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.10.2021