Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: Ю.Р. Дедух,
А.А. Михарская,
по итогам проведения внеплановой проверки открытого конкурса в электронной форме на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства, предусматривающих проектную документацию или экономически эффективную проектную документацию повторного использования, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности N 0158300035921000026 "Комплексная застройка юго-восточного микрорайона пос. Целина Целинского района Ростовской области" (далее - конкурс) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), путем использования системы видеоконференц-связи (ВКС) в присутствии: представителя Заказчика - Ворониной Т.Н. (доверенность от 01.10.2021 г. N 12); в отсутствие представителя Привлеченного лица (уведомлен надлежащим образом, ходатайств не поступало),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба ООО "Диарм" на действия Заказчика при проведении конкурса.
ООО "Диарм" в соответствии с ч. 15 ст. 105 Закона отозвана жалоба до рассмотрения ее по существу.
В соответствии со ст. 99 Закона Ростовским УФАС России проведена внеплановая проверка закупки N 0158300035921000026.
Заказчик представил в Комиссию Ростовского УФАС письменные пояснения.
В соответствии с ч. 1, ч. 3 ст. 99 Закона, п. 3.31 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 года N 727/14 (далее - Регламент) в ходе рассмотрения дела установлено следующее:
06.09.2021 г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) опубликовано Извещение о проведении конкурса, и Конкурсная документация.
13.09.2021 г. в Извещение и Документацию внесены изменения, согласно которых: 1) начальная (максимальная) цена контракта - 194 782 200.00 рублей; дата и время окончания подачи заявок - 28.09.2021 10:00.
В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки от 01.10.2021 г. на участие в закупке поступила 1 заявка ООО "Константа", которая признана соответствующей требованиям Закона и Документации о закупке.
Контракт по итогам названной закупки на момент рассмотрения дела не заключен.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Заказчиком неправомерно сокращен установленный Правилами оценки заявок, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 г. N 1085 (далее - Правила оценки заявок) перечень контрактов, подлежащий оценке.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом
Как указано в ч. 8 ст. 32 Закона, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п. п. 1 и 2 ч. 1 данной статьи.
Частью 9 ст. 32 Закона установлено, что не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных ч. 6 данной статьи и в соответствии с ч. 8 данной статьи, за исключением случая, предусмотренного ч. 2 данной статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
При этом, согласно пункту 3 Правил оценки заявок, "оценка" - это процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с п. 10 Правил оценки заявок в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В силу п. 11 Правил оценки заявок, в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), допускается установление в документации о закупке в качестве нестоимостных критериев оценки исключительно критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", показателей такого критерия, указанных в пункте 27(2) настоящих Правил.
Согласно п. 27(2) Правил оценки заявок, в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:
а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров);
б) общее количество исполненных контрактов (договоров);
в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).
Согласно п. 29 Информационной карты Конкурсной документации Заказчиком по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлены показатели:
- Показатель 1 "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)", величина значимости показателя - 60%;
"По данному показателю оценивается общая стоимость исполненных участником закупки контрактов (договоров) соответствующих виду контракта, заключаемого по результатам закупки.
К такому виду контрактов (договоров) относятся успешно исполненные за последние 5 лет до даты подачи заявки (без учета правопреемства) на участие в закупке контракты (договоры) на выполнение работ по строительству, реконструкции линейных объектов капитального строительства, заключенных в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", с ценой каждого контракта (договора) не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта на право заключить который проводится закупка. <_>.
- Показатель 2 "Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)", величина значимости показателя - 40%.
По данному показателю оценивается наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) соответствующих виду контракта, заключаемого по результатам закупки.
К такому виду контрактов (договоров) относятся успешно исполненный за последние 5 лет до даты подачи заявки (без учета правопреемства) на участие в закупке контракт (договор), заключенный в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по строительству, реконструкции линейных объектов капитального строительства, с ценой не менее начальной (максимальной) цены контракта на право, заключить который проводится закупка".
В соответствии с п. 27(3) Правил оценки заявок, для оценки заявок (предложений) по показателям, предусмотренным пунктом 27(2) настоящих Правил, в документации о закупке устанавливается и учитывается при оценке один или несколько следующих видов контрактов (договоров):
а) контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки. К таким видам объектов капитального строительства относятся:
- объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов);
- линейные объекты капитального строительства;
- особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства;
- объекты культурного наследия;
б) контракты (договоры), соответствующие виду контракта, заключаемого по результатам закупки. К таким видам контрактов (договоров) относятся:
- контракт, предусмотренный ч. 16 ст. 34 Закона (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
- контракт, предусмотренный ч. 16.1 ст. 34 Закона (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
- контракт, предусмотренный ч. 56 ст. 112 Закона (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
- контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида;
- контракт, предметом которого является проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
Согласно Проектно-сметной документации, размещенной в ЕИС, объектом закупки является строительство линейного объекта.
Таким образом, Правилами, установлены наименования видов контрактов (договоров), подлежащих оценке, а именно: при закупке работ по строительству линейного объекта капитального строительства Заказчик вправе установить один из двух вариантов видов контрактов (договоров):
- или "контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству которого, является объектом закупки" - в силу подпункта "а" пункта 27(3), с учетом вида объекта капитального строительства, закупку на строительство которого осуществляет Заказчик;
- или "контракты (договоры), соответствующие виду контракта, заключаемого по результатам закупки: контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства соответствующего вида" - в силу подпункта "б" пункта 27(3), с учетом вида объекта капитального строительства, закупку на строительство которого осуществляет Заказчик.
Положениями Закона и Правил оценки заявок не предусмотрено право Заказчика сокращать перечень контрактов, установленный п. 27(3) Правил оценки заявок.
Аналогичная правовая позиция изложена в Решении ФАС России от 08.07.2021 г. по делу N 17/06/105-636/2021.
В Конкурсной документации Заказчик указал, что при оценке учитываются "контракты (договоры), соответствующие виду контракта, заключаемого по результатам закупки: контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта капитального строительства".
Таким образом, Заказчиком неправомерно сокращен установленный Правилами перечень контрактов, подлежащий оценке.
С учетом установленных Заказчиком положений в отношении спорного критерия, а также с учетом вышеуказанных норм законодательства, Комиссия приходит к выводу о нарушении в данной части Заказчиком положений ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать Заказчика нарушившим ч. 1 ст. 54.3 Закона.
2. Выдать Заказчику, конкурсной комиссии Заказчика, обязательное для исполнения предписание об отмене сформированных протоколов и внесении изменений в Конкурсную документацию.
3. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица Заказчика.
В силу ч. 9 ст. 106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии Ю.Р. Дедух
А.А. Михарская
Исп. Михарская А.А.
Тел.: 240-86-88
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 5 октября 2021 г. N ___/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.10.2021