Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУ "Дирекция по управлению объектами административного назначения" (далее - Заказчик):
Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган):
ООО Частная охранная организация "Сварог" (далее - Заявитель):
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. 30240-ЭП/21 от 24.09.2021) на действия конкурсной комиссии Уполномоченного органа при определении поставщика путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по охране объекта (извещение номер 0172200002521000238) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 22.07.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200002521000238. Начальная (максимальная) цена контракта - 83 727 442,72 рублей.
В жалобе ООО Частная охранная организация "Сварог" указывает на неправомерные действия конкурсной комиссии Уполномоченного органа, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном признании его заявки не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик и Уполномоченный орган с доводами жалобы не согласны и считают ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Частью 3 ст. 54.7 Закона о контрактной системе конкурсной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок, документов и информации, предусмотренных ч. 11 ст. 24.1 настоящего Федерального закона, принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком конкурсе требованиям, установленным конкурсной документацией, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
В соответствии с ч. 4 ст. 54.7 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией:
1) в случае непредставления документов и информации, предусмотренных п.п. 1 - 3, 7 ч. 6 ст. 54.4 настоящего Федерального закона, либо несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным конкурсной документацией;
2) в случае наличия в документах и информации, предусмотренных ч. 11 ст. 24.1, ч.ч. 4 и 6 ст. 54.4 настоящего Федерального закона, недостоверной информации на дату и время рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком конкурсе;
3) в случае несоответствия участника такого конкурса требованиям, установленным конкурсной документацией в соответствии с ч. 1, ч.ч. 1.1 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона;
4) в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона;
5) в случае непредставления документов, предусмотренных п. 5 ч. 6 ст. 54.4 настоящего Федерального закона, при осуществлении закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный ст. 14 настоящего Федерального закона.
При рассмотрении жалобы, Комиссией УФАС принимается во внимание позиция Минфина России, изложенная в информационном письме от 30.07.2019 N 24-05-05/57198 "По вопросу отклонения заявки в случае выявления несоответствия банковской гарантии, представленной участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, требованиям, установленным в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ", согласно которой:
"Учитывая положения ч. 1 ст. 27, п.п. 1 и 11 ч. 1 ст. 31, ч. 6 ст. 44, ч. 6 ст. 45 Закона N 44-ФЗ, в случае выявления в соответствии с ч. 6 ст. 45 Закона N 44-ФЗ несоответствий банковской гарантии, предоставленной участником закупки в качестве обеспечения заявки, Минфин России считает возможным рассмотрение комиссией по осуществлению закупок вопроса об отклонении заявки на основании п. 3 ч. 4 ст. 54.7, п. 2 ч. 6 ст. 69 Закона N 44-ФЗ по причине несоответствия участника закупки требованиям ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, поскольку, принимая во внимание, что законодательством Российской Федерации к участникам закупок предъявлено требование об обеспечении заявок, в рассматриваемом случае участник является не предоставившим надлежащее обеспечение заявки".
В силу ч. 7 ст. 54.7 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, подписываемом всеми присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии не позднее даты окончания рассмотрения вторых частей заявок. Данный протокол должен содержать информацию:
1) о месте, дате, времени рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме;
2) об участниках открытого конкурса в электронной форме, заявки которых на участие в открытом конкурсе в электронной форме были рассмотрены;
3) о соответствии или несоответствии заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме требованиям, установленным конкурсной документацией, с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе, конкурсной документации, которым не соответствует эта заявка, и положений заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которые не соответствуют этим требованиям;
4) о решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме каждого его участника;
5) о порядке оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критериям, установленным конкурсной документацией, и решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме о присвоении ему баллов по таким критериям, за исключением критерия, указанного в п. 3 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе.
Частью 8 ст. 54.7 Закона о контрактной системе установлено, что вышеуказанный протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме направляется заказчиком оператору электронной площадки. В течение одного часа с момента получения протокола, указанного в ч. 7 настоящей статьи, оператор электронной площадки размещает в единой информационной системе и на электронной площадке протоколы, указанные в ч. 6 ст. 54.5 настоящего Федерального закона и ч. 7 настоящей статьи.
В силу ч. 5.1 ст. 106 Закона о контрактной системе представление информации и документов, предусмотренных ч. 5 настоящей статьи, не требуется в случае их размещения в соответствии с настоящим Федеральным законом на официальном сайте. При этом, если информация и документы, предусмотренные ч. 5 настоящей статьи и размещенные на официальном сайте, не соответствуют информации и документам, составленным в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке, приоритет имеют информация и документы, размещенные на официальном сайте.
Протокол N 0172200002521000238-2 рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме (размещен в ЕИС 22.09.2021 в 10 часов 29 минут) содержит следующую информацию в отношении заявки Заявителя:
"Заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме не соответствует требованиям конкурсной документации и ФЗ N 44.
Основание для отказа в принятии банковской гарантии в качестве обеспечения заявки: пункты 2, 3 части 6 статьи 45 ФЗ N 44.
Представленная участником закупки ООО ЧОО "Сварог" банковская гарантия от 12.08.2021 N 9991-4R1/585888 не соответствует требованиям пункта 2 части 2 статьи 45 ФЗ N 44, подпункту 2 пункта 15.25 раздела 15 документации о закупке, а именно: указаны несоответствующие обязательства Принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией: "1.1. Уклонение или отказ Принципала заключить контракт с Бенефициаром по результатам Закупки. 1.2. Непредставление или представление с нарушением условий, предусмотренных документацией о закупке, до заключения контракта Бенефициару обеспечения исполнения контракта, заключаемого по результатам Закупки", что является основанием для отказа в принятии банковской гарантии на основании пунктов 2, 3 части 6 статьи 45 ФЗ N 44.
В соответствии с пунктом 15.3 раздела 15 документации "В случае предоставления обеспечения заявки в форме банковской гарантии участник закупки предоставляет банковскую гарантию на сумму, указанную в пункте 15.1 настоящего раздела настоящей документации. Бенефициаром по такой банковской гарантии выступает Уполномоченный орган - Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга_". Контракт по результатам конкурса заключается с заказчиком. В соответствии с разделом 16 документации обеспечение исполнения контракта предоставляется заказчику, а именно: Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Дирекция по управлению объектами административного назначения".
Таким образом, указанное нарушение является основанием для отказа в принятии банковской гарантии в качестве обеспечения заявки на основании пунктов 2, 3 части 6 статьи 45 ФЗ N 44.
Данная позиция подтверждается решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.10.2016 по делу N А 56-28943/2016, а также решением комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по делу N 44-4668/19 от 26.09.2019, решением комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по делу N 44-774/20 от 03.02.2020, решением комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по делу N 44-1753/20 от 26.03.2020, решением комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по делу N 44-4703/20 от 28.08.2020, решением комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по делу N 44-5279/20 от 07.10.2020, решением комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по делу N 44-1707/21 от 13.04.2021.
Представленная участником ООО ЧОО "Сварог" банковская гарантия от 12.08.2021 N 9991-4R1/585888 не соответствует требованиям части 4 статьи 44 ФЗ N 44, пункта 5 части 2 статьи 45 ФЗ N 44, пункта 15.23, подпункта 4 пункта 15.25 раздела 15 документации о закупке, а именно: в банковской гарантии указано, что "банковская гарантия действует по 13 октября 2021 года включительно", тогда как в соответствии с извещением о проведении закупки "Дата и время окончания подачи заявок - 10.09.2021 09:00".
В соответствии с требованием части 4 статьи 44 ФЗ N 44 "Банковская гарантия, выданная участнику закупки банком для целей обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе, должна соответствовать требованиям статьи 45 ФЗ N 44. Срок действия банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок". Указанное нарушение является основанием для отказа в принятии банковской гарантии в качестве обеспечения заявки на основании пункта 3 части 6 статьи 45 ФЗ N 44.
Представленная участником закупки ООО ЧОО "Сварог" банковская гарантия от 12.08.2021 N 9991-4R1/585888 не соответствуют требованиям части 8.2 статьи 45 ФЗ N 44, пункту 15.27 раздела 15 документации о закупке, дополнительным требованиям к банковской гарантии, установленным Правительством Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В представленной банковской гарантии отсутствует обязательное закрепление в банковской гарантии:
- права заказчика в случаях, установленных частью 15 статьи 44 ФЗ, представлять на бумажном носителе или в форме электронного документа требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, в размере обеспечения заявки (в банковской гарантии отсутствует указание на то, что требование об уплате денежных сумм по банковской гарантии предъявляется в течение одного рабочего дня со дня включения информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии со статьей 104 Федерального закона о контрактной системе в сфере закупок), что является основанием для отказа в ее принятии в качестве обеспечения заявки на основании пункта 3 части 6 статьи 45 ФЗ N 44.
Данная позиция подтверждается решением комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок от 30.01.2020 N 44-745/20, решением комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок от 14.01.2020 N 44-262/20, решением Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок 09.04.2020 N 44-1861/20.
Основание для отказа в принятии банковской гарантии в качестве обеспечения заявки: пункт 3 части 6 статьи 45 ФЗ N 44".
В соответствии с ч.ч. 18 и 19 ст. 44 Закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе возможно путем блокирования денежных средств при наличии на специальном счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере, предусмотренном документацией о закупке, либо путем предоставления банковской гарантии в порядке, определенном в соответствии с ч. 29 настоящей статьи, информация о которой включена в реестры банковских гарантий, предусмотренные ст. 45 настоящего Федерального закона.
Подачей заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе участник закупки выражает согласие на блокирование денежных средств, находящихся на его специальном счете в размере обеспечения соответствующей заявки. При этом в случае наличия в реестрах банковских гарантий, предусмотренных ст. 45 настоящего Федерального закона, информации о банковской гарантии, выданной участнику закупки для обеспечения заявки на участие в соответствующем открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, блокирование денежных средств, находящихся на его специальном счете, в размере обеспечения соответствующей заявки не осуществляется.
Из доводов жалобы и пояснений представителя Заявителя следует, что обеспечение заявки на участие в рассматриваемом конкурсе осуществлялось им путем блокирования денежных средств на специальном счете участника закупки в размере, предусмотренном конкурсной документацией.
Правительство Российской Федерации определяет порядок взаимодействия участника закупки, оператора электронной площадки и заказчика в случае предоставления участником закупки банковской гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе (ч. 29 ст. 44 Закона о контрактной системе).
Постановлением Правительства РФ от 30.05.2018 N 626 "О требованиях к договору специального счета и порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета, требованиях к условиям соглашения о взаимодействии оператора электронной площадки с банком, правилах взаимодействия участника закупки, оператора электронной площадки и заказчика в случае предоставления участником закупки банковской гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе" утверждены правила взаимодействия участника закупки, оператора электронной площадки и заказчика в случае предоставления участником закупки банковской гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе.
В соответствии с п.п. 2 и 4 названных правил участник закупки в случае предоставления обеспечения заявки на участие в электронной процедуре в виде банковской гарантии одновременно с подачей заявки на участие в электронной процедуре направляет оператору электронной площадки посредством аппаратно-программного комплекса электронной площадки информацию об уникальном номере реестровой записи из реестра банковских гарантий, предусмотренного ч. 8 ст. 45 Закона о контрактной системе.
При направлении в порядке и случаях, которые установлены Законом о контрактной системе, вторых частей заявок на участие в электронной процедуре оператор электронной площадки посредством аппаратно-программного комплекса электронной площадки направляет заказчику информацию об уникальном номере реестровой записи из реестра банковских гарантий, представленную соответствующим участником закупки.
Из представленных Уполномоченным органом документов следует, что в качестве обеспечения заявки Заявителем предоставлена банковская гарантия N 9991-4R1/585888 от 12.08.2021, выданная ПАО "БАНК УРАЛСИБ" (реестровая запись N 04В27842304108210108), что подтверждается информацией из личного кабинета Уполномоченного органа.
Согласно ч. 1 ст. 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают банковские гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный ч. 1.2 настоящей статьи.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать срок действия банковской гарантии с учетом требований ст.ст. 44 и 96 настоящего Федерального закона.
Частью 4 ст. 44 Закона о контрактной системе установлено, что срок действия банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок.
В извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме указываются дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме. При этом указанная дата не может приходиться на нерабочий день (п. 3 ч. 3 ст. 54.2 Закона о контрактной системе).
Анализ извещения о проведении конкурса показал, что датой окончания срока подачи заявок являлось 10.09.2021.
Конкурсная документация должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении конкурса (ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе).
Пункт 19.1 конкурсной документации содержит аналогичную информацию:
"Дата и время окончания срока подачи заявок: "10" сентября 2021 года в 09 часов 00 минут".
Вместе с тем, п. 17 спорной банковской гарантии предусмотрено следующее условие:
"Настоящая Гарантия является безотзывной, вступает в силу с даты ее выдачи и действует по "13" октября 2021 года включительно".
Таким образом, срок действия рассматриваемой банковской гарантии противоречит условиям конкурсной документации и требованиям Закона о контрактной системе.
В силу ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах банковских гарантий;
2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в ч.ч. 2 и 3 настоящей статьи;
3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В случае отказа в принятии банковской гарантии заказчик в срок, установленный ч. 5 ст. 45 Закона о контрактной системе, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее банковскую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа (ч. 7 ст. 45 Закона о контрактной системе).
При установленных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу, что банковская гарантия N 9991-4R1/585888 от 12.08.2021, представленная Заявителем в качестве обеспечения заявки не соответствует условиям конкурсной документации и требованиям законодательства о контрактной системе, что согласно ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе является основанием для отказа в ее принятии.
Учитывая изложенное, конкурсной комиссией Уполномоченного органа было правомерно принято решение об отказе в принятии такой банковской гарантии на основании ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе и признании заявки Заявителя несоответствующей условиям конкурсной документации и требованиям законодательства о контрактной системе, следовательно, доводы жалобы не находят своего подтверждения и являются необоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО Частная охранная организация "Сварог" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 30 сентября 2021 г. N 44-4497/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.10.2021